Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Семантическая взаимосвязь восприятия цвета и композиции в дизайне советских кино-плакатов как средство выражения их идейно-образного содержания





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ СОВЕТСКИХ КИНО-ПЛАКАТОВ 9

§ 1. Теоретическое обоснование восприятия цвета и композиции в дизайне плакатов 9

§ 2. Теоретическое обоснование семантики цвета и композиции в графическом дизайне 23

Выводы 38

ГЛАВА II.ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ СОВЕТСКИХ КИНО-ПЛАКАТОВ 39

§ 1. Советские кино-плакаты как вид графического дизайна, анализ средств выражения идейно-образного содержания в советских кино-плакатах…………………………………………………………………………39

§2. Эмпирическое исследование: Выявление уровня тревожности у студентов – дизайнеров под воздействием кино-плакатного искусства 1930-1980 гг. 66

Выводы 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

ЛИТЕРАТУРА 85

ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Введение

Плакат работает в условиях улицы, производственных помещениях, местах отдыха и он обязан привлекать внимание зрителя, потому владение художником – плакатистом психологическими приёмами воздействия на произвольное внимание определяет успех продукции. Поиск оптимального художественного решения, которое сочетает в себе лаконичность, яркость, доступность, понятность, читабельность, гармонию, комфортно для восприятия и верно соотносится с содержанием того или иного фильма (сюжетной линией), важность психологического понимания художником произведения. Нам важно рассмотреть, как ценности и духовные идеалы того времени влияли на выбор цветов и образов художником в плакатных изображениях. То есть, как психологическое состояние влияло на производство кино-плаката. Вопрос о соотношении «изобразительного» и «выразительного» стоит в искусстве плаката особенно остро. Ведь специфика плаката допускает широкое употребление символов, несущих определенную смысловую нагрузку. Подчиняясь этой специфике, очень легко нарушить живую связь с действительностью и уклониться в сторону формализма. Кроме того, ограниченность алфавита знаков и символов таит в себе и другую, не меньшую опасность — неизбежность повторов и переход к штампу. Так же интересен индивидуальный подход художника – свой стиль, который при этом будет оказывать разностороннее воздействие на зрителя, вызывая гамму чувств. Семантический анализ объектов графического дизайна позволяет выявить наиболее глубокие национальные основы дизайна, находящиеся на концептуальном и символическом уровнях, и как правило не заметные при рассмотрении одних только внешних его характеристик. Таким образом, назрела острая необходимость в исследовании семантической взаимосвязи восприятия цвета и композиции в дизайне советских кино-плакатов и определении ее возможностей для наилучшего выражения их идейно-образного содержания.

Плакат — наиболее массовая форма изобразительного искусства, выполняющая определенную утилитарную функцию и нацеленная на решение конкретных социальных задач. Его основная идея должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво. Самое трудное в искусстве плаката — достижение органического единства содержания и художественной формы. Это может быть получено только в результате целостного и разностороннего психологического воздействия плаката на зрителя, путем обращения к его памяти, интересам, мышлению, эмоциональной сфере, навыкам восприятия, к творческим его возможностям.

Анализ советских кино-плакатов с точки зрения семантической взаимосвязи восприятия цвета и композиции позволит выявить их влияние на идейно–образное содержание. Как все это соотносится и влияет друг на друга, выстраивая целостный образ в конечном полиграфическом продукте, что лучше привлекает внимание зрителя и создаёт положительный отклик.

Наше исследование будет проводиться на основе ранее проведённых в науке экспериментов и полученных данных по выявлению психологических закономерностей зрительного восприятия композиции и цвета в плакате. Вместе с этим будет проведен искусствоведческий анализ нового пласта кино-плакатов советского периода (1930-1980 гг.), выполненных по большей части в технике коллажа и фотомонтажа с точки зрения семантической взаимосвязи цветового и композиционного решения, способствующих выражению идейного содержания плаката. Подобный анализ ранее не проводился. Он позволит выявить наиболее выразительные решения и тенденции, чтобы потом ввести их в дизайнерскую и педагогическую практику. Так же будет проведена психологическая диагностика студентов – дизайнеров, действительно ли плакатное искусство оказывает воздействие на эмоциональную сферу. В качестве исследуемого эмоционального фактора был выбран показатель тревожности.

Данная диссертация может послужить полезным источником информации для художника-плакатиста или графического дизайнера, а так же преподавателя дизайна. Здесь с научно-психологических позиций будет рассмотрен вопрос общения художника со зрителем. Опираясь на механизмы психологического восприятия цвета законы композиции, будут освещены возможности повышения эффективности воздействия плакатного искусства на человека. Предложенный подход выстраивания дизайн-стратегий на основе анализа тенденций в дизайне кино-плакатов имеет важное значение для развития графического дизайна. Такой метод позволяет обосновывать выбор дизайн-решения, прогнозировать перспективные тенденции в дизайне плакатов. Выявленные тенденции будут полезны при подготовке студентов-дизайнеров.

Цель исследования — выявление семантической взаимосвязи восприятия цвета и композиции в советском кино-плакате и ее роли для наилучшей передачи идейно-образного содержания.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать семантику цвета и композиции в дизайне плакатов.

2. Исследовать особенности восприятия цвета и композиции в графическом дизайне.

3. Рассмотреть советские кино-плакаты как вид графического дизайна.

4. Осуществить искусствоведческий анализ удачных дизайнерских приемов выражения идейно-образного содержания советских кино-плакатов на основе композиции и цвета. Выбрать эталонные образцы удачного применения цвета и композиции.

5. Провести психодиагностическое исследование показателя тревожности у студентов 3,4 курсов, предъявляя кино-плакаты в двух группах, сравнить и проанализировать результаты.

Гипотезы исследования: наилучшее выражение идейно-образного содержания советских кино-плакатов будет осуществляться, если:

 будет учитываться семантическая взаимосвязь восприятия цвета и композиции в дизайне плакатов;

 качество плакатной продукции будет достигаться с помощью уместного применения изобразительных методов и технологий;

 восприятие цвета и композиции кино-плаката воздействует как на мыслительную деятельность, так и на эмоциональную сферу;

 художественный образ, несущий определенную идейно-эмоциональную нагрузку, возникает в сознании автора как некое целое и воспринимается тоже как целое;

 учитываются культура и духовные ценности советских времён (патриотическая направленность) при выборе цветовых и композиционных решений кино-плакатов;

 художники стремятся привнести индивидуальное видение, стиль в кино-плакаты. Потому, в процессе анализа плакатов могут быть выбраны несколько эталонных примеров, демонстрирующих лаконичность и целесообразность применения цветов, знаков и символов.

Частная гипотеза: уровень тревожности студентов экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Объект – портфолио из советских кино-плакатов 1930-1980-х гг. (90 экземпляров).

Предмет исследования - семантическая взаимосвязь восприятия цвета и композиции в дизайне советских кино-плакатов.

Методы исследования:

 В работе используются традиционные методы искусствоведческого и историографического анализа, а так же метод педагогического эксперимента, включающий психологическое тестирование студентов двумя выбранными методиками: «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера – Ю.Л. Ханина», «Методика измерения уровня тревожности Э. Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова)».

 Метод исследования плакатов опирается на имеющиеся определения восприятия цвета и композиции в ис­кусстве и графическом дизайне. Предполагается отбор, обобщение и оценка дизайна советских кино-плакатов 1930-1980-х гг.

 Технология данного исследования базируется на выявлении тенденций в дизайне советских кино-плакатов и основывается на сопоставле­ниях восприятия средств выразительности (композиции и цвета) и образно-смыслового содержания плакатов.

Список литературы

1. Абельдяева, И. Плакат и время : о VII Всесоюз. выст. плаката. / И. Абельдяева, Н. Бабурина // Творчество. — 1987. — № 10. — С. 1-3.

2. Абрамова, А. 2 Стенберг 2 // Декоратив. искусство СССР. — 1965. — № 9. — С. 18-25.

3. Айзенштат, О. Д. Художник кинорекламы : о Э. Г. Модмилловиче. // Декоратив. искусство СССР. — 1970. — № 10. — С. 14-15.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 С.

5. Андреев, Л. Н. Письма о театре. Письмо первое // Маски. — 1913. —-№3. — С. 3-14.

6. Аранович, Д. 2 Стенберг 2 // Красная нива. — 1929. — № 40. — С. 20-21.

7. Арватов, Б. Агиткино // Кино-фот. — 1922. — № 2. — С. 2.

8. Арватов, Б. Киноплатформа // Новый ЛЕФ. — 1928: — № 3. — С. 34-37.

9. Аристарко, Г. История теорий кино / Гуидо Аристарко. — М. : Искусство, 1966. 354 С.

10. Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 С.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 С.

12. Аронов, В. Р. Художник и предметное творчество : проблемы взаимодействия материал, и худож. культуры XX в. / В. Р. Аронов. — М.: Сов. художник, 1987. — 230 С.

13. Аронсон, О. В. Метакино / О. В. Аронсон. — М.: А<1 Маг§тет, 2003. — 264 С.

14. Бабурина, Н. И. В ногу со временем // Художник. — 1976. — № 7. — С. 26-28.

15. Бабурина, Н. И. Киноплакат : по материалам выст. работ художников М. Хазановского и Н. Хомова. // Творчество. — 1964. — № 7. — С. 7-8.

16. Бабурина, Н. И. Плакат немого кино : Россия 1900-1930 : альбом. / Н. И. Бабурина. — М. : Арт-родник, 2001. — 191 С. — (Архив XX века).

17. Бабурина, Н. И. Русский плакат, вторая половина XIX в. начало XX в. / Н. И. Бабурина. — Л. : Художник РСФСР, 1988. — 190 С.

18. Бабурина, Н. И. Сергей Дацкевич / Н. И. Бабурина. — М.: Сов. художник, 1973.128 С.

19. Баландин, В. Реклама — вид пропаганды (киноискусства) // Искусство кино. — 1964. —№ 10. —С. 75-76.

20. Балаш, Б. Кино : становление и сущность нового искусства / Бела Балаш. — М. : Прогресс, 1968. — 328 С.

21. Бархатова, Е. В. Ранний русский киноплакат // Мир дизайна. — 1994. — № 3/4. — С. 72-76.

22. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М. : Худож. лит., 1990. — 543 С.

23. Безыменский, Л. За подлинную жизнь плаката // Творчество. — 1959. — № 11. — С. 16.

24. Богачев, А. Плакат / Под. ред. В. Лесового. — Л., 1926. — 38 С.

25. Бойтлер, М. С. Реклама и кино-реклама / Михаил Бойтлер. — М. : Кинопечать, 1926. — 112 С.

26. Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и РЫ / Б. Л. Борисов. — М.: Гранд ФАИР-Пресс, 2001. —618 С.

27. Боровский, А. У истоков советского театрального плаката // Декоратив. искусство СССР. — 1977. — № 10. — С. 33-35.

28. Брискин, В. М. Опыт работы над агитплакатом / В. М. Брискин. — М.: Сов. художник, 1959. — 22 С.

29. Будяк, Л. М. Адреса московского кино / Л. М. Будяк, В. П. Михайлов. — М. : Моск. рабочий, 1986. — 351 С.

30. Булгакова, О. Фабрика жестов / Оксана Булгакова. — М.: Новое лит. обозрение, 2005. — 303 С. — (Серия «Кинотексты»).

31. Буткевич О. В. Красота: природа, сущность, формы. 2-е изд. Л.: Художник РСФСР, 1983. 438 С.

32. Бутник-Сиверский Б. и А. Кожухов. — Киев : Гос. изд-во изобр. искусства и муз. лит. УССР, 1957. — 40. с. текста, [124] е., [32] л. илл.

33. Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат эпохи Гражданской войны 1918-21. М.: Изд-во Всесоюз. книжной палаты, 1960. 696 С.

34. Бутник-Сиверский, Б. С. Советский плакат эпохи гражданской войны, 1918— 1921 : исслед. и библиогр. указ. / Б. С. Бутник-Сиверский. — М. : Изд. Всесоюз. кн. палаты, 1960. — 696 С.

35. Бутник-Сиверский, Б. С. Украинский советский плакат : альбом. / сост.

36. В мастерской братьев Стенберг // Рабис. — № 48. — С. 8.

37. Вайсфелъд, И. В. Так начиналось искусство кино / И. В. Вайсфельд. — 2-е изд..

38. Вайсфелъд, И. В., Михайлов, А. Плакатно-картинная агитация на путях перестройки. М. Л., 1932. — 83 С.

39. Ваишк, К. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века / Клаус Вашик, Нина Бабурина ; пер. с нем. К. Левинсон. — М. : Прогресс-Традиция, 2004. —416 С.

40. Варналис К. Эстетика-критика. М.: Иностранная лит., 1961. 258 с.

41. Ватолкна, Н. Плакат — не средство информации // Творчество. — 1973. — № 10.1. С. 1.

42. Верт, В. Плакат в оценке массового зрителя // Бригада художников. — 1932. — № 6. — С. 46-49.

43. Вертов, Д. Статьи, дневники, замыслы / Дзига Вертов. — М.: Искусство, 1966.320 С.

44. Вихавайнен Т. Внутренний враг: борьба с мещанством как моральная миссия русской интеллигенции. СПб.: Коло, 2004. 416 С.

45. Вишневский, В. Факты и даты из истории отечественной кинематографии (март 1917 г. — дек. 1920 г.) // Из истории кино : материалы и документы / АН СССР, Инт истории искусств. — М., 1958. — 698 С.

46. Волков И. И. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 263 С.

47. Волков Н. Н. Цвет в живописи. 2-е изд. М.: Искусство, 1984. 320 С.

48. Воронов, Н. В. Российский дизайн : очерки истории отечеств, дизайна / B. Л. Глазычев. — М. : Искусство, 1970. — 191 С.

49. Всесоюзная выставка советского киноплаката к пятидесятилетию образования СССР, Москва, 1971 : каталог. — М., 1972. — 72 С.

50. Вся кинематография : настольная адрес, и справ, кн. / под ред. Ц. Ю. Сулиминского. — М.: Чибрарио де Годен, 1916. — 162, 82 С.

51. Выставка советского киноплаката, Москва, 1965 : творч. отчет художников фабрики «Рекламфильм», 1963—1965 : каталог. — М.: Рекламфильм, 1966. — 55 С.

52. Ган, А. Кино-авангард // Кино-фот. — 1922. — № 2. — С. 1.

53. Ган, А. Левый фронт и кинематография // Кино-фот. — 1922. — № 5. — С. 13.

54. Ганзен В. А., Кудин П. А. Исследование равновесия в структуре объектов зрительного восприятия.— Вестн. ЛГУ, вып. 4. 1969, № 23, С. 158—162.

55. Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции.— Техническая эстетика, 1969, № 4, С. 1—3.

56. Герчук, Ю. Я. История графики и искусства книги : учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Я. Герчук. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 319 С.

57. Герчук, Ю. Я. Классики плакатного искусства : о творчестве братьев Стенберг. // Декоратив. искусство СССР. — 1972. — № 11. — С. 22-23.

58. Герчук, Ю. Я. Голос немого кино // Декоратив. искусство СССР. — 1968. — № 2.1. С. 40-41.

59. Гинзбург, С. С. Кинематография дореволюционной России / С. С. Гинзбург ; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — М. : Искусство, 1963. — 406 С.

60. Глазычев, В. Л. О дизайне : очерки по теории и практике дизайна на Западе /

61. Глазычев, В. Л. Заметки о международном биеннале плаката // Декоратив. искусство СССР. — 1970. — № 10. — С. 22-26.

62. Глинтерник, Э. М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы / Э. М. Глинтерник. — СПб., 2002. — 136 С.

63. Глинтерник, Э. М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России : автореф. дис. . д-ра искусствоведения / Глинтерник Элеонора Михайловна ; С.-Петерб. гос. худож.-пром. акад. — СПб., 2001. — 64 С.

64. Горощенко Г. Оформление упаковок. М.-Л.: Огиз-Изогиз, 1932. 56 С.

65. Демосфенова Г. Л., Нурок А. Ю., Шантыко Н. И. Советский политический плакат. М.: Искусство, 1962 . 443 С.

66. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. 192 С.

67. Добров М. Что такое буржуазия. Пг.: Тип. «Копейка», 1917. 15 С.

68. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. 234 С.

69. Иванов В. С. Как создается плакат. 2-е изд. М.: Плакат, 1980. 48 С.

70. Иванов К. Агитплакат должен агитировать.— Творчество, 1966, № 9, С. 13.

71. Кедров Б. М. Науки.— В кн.: Философская энциклопедия. Т. 3. М.: Сов. энциклопедия, 1962. 582 С.

72. Колоницкий Б.И. Антибуржуазная пропаганда и «антибуржуйское» сознание // Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. СПб.: Глаголъ, 1994. 444 С.

73. Колоницкий Б.И. Погоны и борьба за власть в 1917 году. СПб.: Остров, 2001а. 84 С.

74. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001б. 349 С.

75. Корецкий В. Б. Товарищ плакат. Опыт, размышления. М.: Плакат, 1981. 128 С.

76. Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 176 С.

77. Кудин П. А., Ломов Б. Ф. Использование средств архитектурной композиции для организации внимания оператора при зрительном восприятии.— В кн.: Инженерная психология в приборостроении. М.: Машиностроение, 1967, С. 80—92.

78. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости.— Техническая эстетика, 1969, № 8, С. 10—12.

79. Кудин П., Ломов Б., Митькин А. Психология восприятия и искусство плаката. М.,

80. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. 312 С.

81. Ле Корбюзье. Модулор. М.: Стройиздат, 1976. 239 С.

82. Ленин В. И. О литературе и искусстве. 6-е изд. М.: Худож. лит., 1979. 827 С.

83. Ленин В. И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 29. 783 С.

84. Леонардо да Винчи. Избр. произв. Т. 2. М.-Л.: Изд-во Академия, 1935. 490 С.

85. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 С.

86. Ломов Б. Ф. Психологическая наука и общественная практика. М.: Знание, 1974. 48 С.

87. Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 270 С.

88. Ломов Б. Ф. Человек и техника. 2-е изд. М.: Сов. радио, 1966. 464 С.

89. М. : Всесоюз. творч.-производств. об-ние «Киноцентр», 1988. — 63 С.

90. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.: Искусство, 1983. Т. 1 — 605с. Т. 2 — 704 С.

91. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. 352 С.

92. Москва, «Плакат», 1987. — 208 С.

93. Н. Воронов ; НИИ Рос. акад. художеств. — М. : Союз дизайнеров России, 2001. — Т. 1. —423 с.; Т. 2. —382 С.

94. Набоков В.В. Другие берега // Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т.4. С. 133-302.

95. Ответы М. С. Горбачева алжирскому журналу «Революсьон африкэн».— Правда. 1986, 3 апр.

96. Паперный В. Культура Два. М.: НЛО, 2007. 408 С.

97. Плаггенборг С. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб.: Журнал «Нева», 2000. 416 С.

98. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 257 С.

99. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся».— Правда. 1986, 11 сент.

100. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – 672 С.

101. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка.   Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч.

102. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2 томах. М., 2012.

103. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 76-95.

104. Фитцпатрик Ш. «Приписывание к классу» как система социальной идентификации // Американская русистика: вехи историографии последних лет. Советский период: Антология. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. С. 174-207.

105. Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности-2. Годовой отчет института социологии РАН за 1994 г. М.: РАН. Институт социологии, 1994. Кн. 2. С. 264-290.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Экономические показатели деятельности организации
  2. Средства коррекции сенсорного развития дошкодльников
  3. Денежные реформы в истории России
  4. Дееспособность граждан по гражданскому законодательству Российской Федерации
  5. Франция в международных отношениях в XVIII веке
  6. Операционная система для NAS
  7. Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера
  8. Государственная гражданская служба
  9. Анализ системы мотивации сотрудников на примере компании
  10. Социальная поддержка малообеспечанным семьям
  11. Позитивистская методология
  12. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX века.doc
  13. ответ на семинар. Политические институты государственного управления в РФ. Судебная власть в России структура и роль в системе политических институтов
  14. Сущность и функции политической элиты
  15. Происхождение жизни и основные этапы ее эволюции
  16. Правовое положение и организация работы подразделений по делам несовершеннолетних
  17. Брачный договор по семейному праву проблемы теории и практики
  18. Рабочее движение в 70-80 гг
  19. Этика Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»
  20. Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник
  21. Клинико-лабораторные критерии диагностики бруцеллеза
  22. Педагогика
  23. Кем и когда основано село ( имение) Пуково
  24. Синтез алмазоподобных кремний-углеродных пленок методом высокочастотного плазмохимического осаждения
  25. Молодежный алкоголизм
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: