Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Роль совместной деятельности в развитии общения дошкольников с ОНР





Содержание

Введение 1

Глава 1. Общение как показатель развития речи у дошкольников 5

1.1 Классификация ОНР 6

1.2 Особенности развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 10

1.3 Изучение речевого развития у дшкольников с ОНР 11

Глава 2. Планирование работы совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР 19

2.1 Цели, задачи и условия для развития речи дошкольников с ОНР 20

2.2 Планирование работы с дошкольниками для развития навыков общения с помощью совместной деятельности 25

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Введение

Коммуникативная функция характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми.

Л. Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей имеет особенности речевого развития: бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания. Все это препятствует осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

В исследованиях О. С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей.

Таким образом, уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким: число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Однако дети, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища, т. е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.

Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха в любых видах детской деятельности. Их игровые умения, в основном, развиты слабо, а игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками редко приводят к успеху и чаще всего заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

В целом коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают неорганизованные формы. Часто дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с ОНР на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Изучение общения детей с ОНР показывает, что у большинства дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-х-летнего возраста. Ю. Ф. Гаркуша отмечает, что у дошкольников с ОНР процесс общения с взрослыми отличатся от нормы по всем основным параметрам, вызывая значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

В исследовании Л. Э. Царгуш, посвященном изучению познавательной деятельности при ОНР, представлены интересные данные о связи уровня познавательной деятельности детей и типом используемых вопросительных высказываний. Автор отмечает, что при решении познавательной задачи вопросы наиболее часто встречаются в речи тех детей, которые осознают проблемность ситуации. Однако в этой ситуации нередко встречается не вопрос, а ответ на вопрос, поставленный во внутренней речи. Действия детей, не сумевших понять стоящую перед ними задачу, носят хаотичный характер, а вопрос выражает неуверенность в своих действиях. Если ребенок в общих чертах понимает проблему, появляются вопросы по поводу выяснения следующего этапа задания, анализа образца, правильности его действий.

Таким образом, вопрос играет важную роль при появлении затруднений. Оформляя в речи саму проблему, ребенок как бы «запускает» в ход свое мышление. Общение выполняет ключевую роль в психическом развитии человека. Важнейшим фактором развития общения ребенка является его взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Современной логопедией признается, что одной из главных задач процесса обучения и воспитания ребенка с речевой патологией является формирование у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию. Однако на практике по-прежнему распространено традиционное распределение ролей педагога и ребенка в процессе коррекции: педагог занимает активную позицию, а ребенок пассивную, что не может в дальнейшем обеспечить успешную социальную адаптацию. Создание условий для формирования активной позиции ребенка должно выражаться в стимулировании познавательной, социальной активности ребенка и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой инициативы.

Стимулирование речевой активности ребенка должно включать в себя создание мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, требующих от ребенка проявления речевой инициативы, то есть увеличение процента инициальных высказываний в ситуации обучения, одним из видов которых является вопросительное высказывание.

Цель работы – изучить основные методы развития навыков общения у дошкольников с ОНР с использованием совместной деятельности.

Задачи:

 изучение общения как показателя развития речи у дошкольников;

 изучение классификации ОНР;

 определение роли совместной деятельности в развитии навыков общения у дошкольников с ОНР.

Предмет работы – общение у дошкольников с ОНР.

Объект работы – совместная деятельность в развитии навыков общения у дошкольников с ОНР.

Заключение

В дошкольном возрасте дети с ОНР стремятся к общению с близкими родственниками, а не со сверстниками. Дети готовы к общению со сверстниками, но вступление в контакт с другими детьми вызывают у них проблемы. У детей крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении. В большинстве случаев дети недостаточно активны, скованны, напряжены, не проявляют инициативу, что влияет на свободу установления контакта с другими детьми. У детей с ОНР недостаточное стремление к широкой информированности, низкая активность вопросно-ответной коммуникации. Вежливость дошкольников к сверстникам обычно ниже, чем к взрослым, а в разговоре с ровесниками перебивание считается необходимым элементом общения. Для детей не характерно общение с постоянным кругом сверстников, они предпочитают общение с собеседниками того же пола, что и сами. В общении стремятся любым способом произвести положительное впечатление на собеседника, выделиться среди остальных детей, обратить на себя внимание. Общительность с близкими взрослыми проявляется в невысокой частоте инициативных актов. У детей имеется потребность в общении со взрослым, но взрослый необходим им как помощник, партнер по совместной деятельности. Они стремятся к тому, чтобы взрослый их похвалил, помог им. По данным наблюдения, у всех детей данной группы низкий уровень сосредоточенности спора на решении проблемы, в спорах они часто теряют нить спора, отходят от первоначальной темы и часто не сосредоточены на решении проблемы, а преследуют преимущественно цели самоутверждения. Дети с ОНР реже используют элементы адекватного невербального поведения в общении со сверстниками, родителями, воспитателями, чем дети без речевых нарушений. Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации языковой системы отрицательно сказываются на их коммуникативной деятельности. Такие особенности речевого развития, как: бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении. В целом, коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Но, надо отметить, что все выше сказанное не влияет фатально на качество коммуникативной деятельности ребенка. Дети с ОНР обладают теми же яркими признаками коммуникативной деятельности что и дети с речевой нормой. Анализ полученных данных указывает на необходимость введения в коррекционно-логопедическую работу особых средств, форм и методов, направленных на развитие коммуникативной деятельности детей.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А. Речь и Общение: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия К.», 1998. – 239 с.

2. Галигузова А. М. Смирнова. Ступени общения: от 1 г. до 7 л. – М.: просвещение, 1992. – 142 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М. «Масс Медиа». 2010. – 240 с.

4. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание, 1999. - №9. - С.21

5. Жукова  Н.С.,  Мастюкова  Е.М.,  Филичева  Т.Б.  Логопедия.  -  Екатеринбург.,  1998.

6. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С.7

7.  Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль: «Академия развития», 2009. – 210 с.

8. Левина  Р.Е.  Основы  теории  и  практики  логопедии.  –  М.,  1968.

9. Леонтьев А. Н. Психология общения: Учеб. пособ. для студ. вузов, обучающихся по спец. «психология». – М.: Смысл, 2007. – 365 с.

10.  Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., ПРОФИ - ПРЕСС, 2008. – 187 с.

11. Логопедия. Методическое наследие: Пособ. для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. ВУЗов. / под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн – М.: Гуманист. изд. центр. Владос, 2003 – 480 с.

12. М. А. Панфилова. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: изд-во «ГНОМ и Д», 2002. – 680 с.

13. Миронова  С.А.  Развитие  речи  у  дошкольников  на  логопедических  занятиях.  –  М.,1991. 

14.  Рогов. Психология общения – М.: ВЛАДОС, 2001. – 334 с.

15. Селиверстов  В.И.  Понятийно-терминологический  словарь  логопеда.  –  М.,  1997.

16. Соковник В. Н. О природе человеческого общения. – М.: Фрунзе, 1973. – 210 с.

17. Филичева  Т.Б.,  Туманова  Т.В.  Дети  с  общим  недоразвитием  речи.  Воспитание  и  обучение.  –  М.,  2001.

18. Филичева  Т.Б.,  Чиркина  Г.В.  Психологопедагогические  основы  коррекции  ОНР  У  детей  дошкольного  возраста//Дефектология.  -  №6.  -1985.  С.  35-39.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Манифест о даровании вольности российскому дворянству 1762. «Наказ» Екатерины II. Жалованная грамота дворянству 1785 г
  2. Народническое движение 70-х гг 19 века
  3. Представления студенческой молодежи о семейно-брачных отношениях поколения 1980-х и 2000-х гг
  4. Государственная социальная политика РФ
  5. Социальные и правовые гарантии при потере работы
  6. Договор страхования
  7. Виды правонарушений
  8. Вооружённые силы как элемент правоохранительной системы Российской Федерации
  9. Набор персонала и роль кадровой службы организации в повышении эффективности деятельности организации
  10. Права и обязанности участников образовательных отношений
  11. Взаимодействие социального работника с семьей
  12. Итальянская внешняя политика
  13. Проблема наркотизации молодежи и путей её преодоления средствами социально-профилактической работы
  14. Исполнение наказания в виде смертной казни
  15. Международно-правовые избирательные стандарты и правила в избирательном процессе
  16. Правовая культура
  17. Дисциплинарная часть древнерусских монастрских уставов
  18. Икона и религиозная живопись
  19. Исследования социально-психологических качеств руководителя организации
  20. История развития центральных процессоров
  21. Формирование творческих способностей учащихся начальной школы средствами русского музыкального искусства
  22. Изучение потребительских предпочтений на рынке парфюмерной продукции и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятий на исследуемом рынке
  23. Коммерческая деятельность
  24. Развитие государственного аудита в Российской Федерации
  25. Культурный шок
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: