Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Разработка мероприятий по организации и развитию учреждений образования на муниципальном уровне на примере городского округа Лыткарино





Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Раздел I Теоретико-методологические основы муниципального управления здравоохранением………………………………………………9

1.1 Основные особенности муниципального управления системой здравоохранения…………………………………………………………………9

1.2 Экономический механизм управления здравоохранением в РФ….……20

Раздел II Анализ социально-экономического развития и организации управления системой здравоохранения в городе Тула…………………..………………………………………………………….27

2.1 Анализ социально-экономического развития города Тула………….…………………………………………………………………..27

2.2 Анализ состояния системы здравоохранения города Тула…………....38

2.3 Характеристика организации управления здравоохранением города Тула…………………………………..…………................................................43

Раздел III Разработка проектных мероприятий по усовершенствованию муниципального управления здравоохранением города Тула……………………………………………………………………………..60

3.1 Разработка проектного мероприятия вакцинопрофилактика гриппа в городе Тула……….…………………………………………………………….61

3.2 Разработка проектного мероприятия по установке терминалов «Электронная регистратура» в Городской поликлинике № 2 города Тула………………………………………………………………………………65

3.3 Разработка проектного мероприятия по замене энергосберегающих светильников в Тульском врачебно-физкультурном диспансере………….68

3.4 Разработка проектного мероприятия по замене устаревшего оборудования в Городской детской поликлинике №5 города Тула………..……...............72

Раздел IV Экономическая (социальная) оценка разработанных мероприятий по усовершенствованию муниципального управления здравоохранением города Тула …………………………………………....81

4.1 Экономическая (социальная) оценка проектного мероприятия вакцинопрофилактика гриппа в городе Тула…………….……………….....81

4.2 Экономическая (социальная) оценка проектного мероприятия по установке терминалов электронная регистратура в Городской поликлинике № 2 города Тулы……………………….…………………………….………..83

4.3 Экономическая (социальная) оценка проектного мероприятия по установке энергосберегающих светильников в Тульском врачебно-физкультурном диспансере…………………….……………………………….85

4.4 Экономическая и социальная оценка проектного мероприятия по замене устаревшего оборудования в Городской детской поликлинике №5 города Тула…………………………………………………………………………........88

Заключение……………………………………………………………………...91

.

Библиография…………………………………………………………………....95

Глоссарий ключевых слов……………………………………………………..100

Введение

Здравоохранение относится к числу приоритетных направлений социальной политики государства в современных странах, так как здоровье нации представляет и самостоятельную ценность и в то же время выступает важной составляющей общего социально-экономического потенциала страны.

Система предоставления населению необходимой медицинской помощи в России приобретает значение жизненно важной для стабильного развития общества и для обеспечения национальной безопасности. Между тем состояние системы здравоохранения характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений. Главными при этом являются организационно-экономические проблемы.

Особо актуальным на сегодняшний день в современных экономических, политических и социальных условиях является процесс формирования трёх уровневой структуры организации и управления медицинской помощью: муниципальной, региональной и федеральной. На первый план выходит проблема совершенствования управления муниципальным уровнем здравоохранения. Именно в муниципальной системе оказывается населению основной объём первичной медико-санитарной помощи. Одной из важнейших задач управления муниципальным здравоохранением является создание соответствующих условий для получения необходимого объёма медицинской помощи в местных учреждениях здравоохранения. Для решения множества важнейших социально-экономических задач, которые стоят перед местными органами управления здравоохранением, нужны современные подходы к организации функционирования системы муниципального здравоохранения.

Изменения в системе муниципального здравоохранения требуют и изменений в подходе к управлению данной системой, что повлечёт за собой не только поиск новых методов управления, но и структурную перестройку самих органов управления.

Муниципальные органы управления здравоохранение испытывают трудности от нехватки финансовых средств, а потребность в медицинских услугах увеличивается вместе с ростом социально не защищённой части населения, которая не в состоянии самостоятельно оплачивать расходы на медицинское обслуживание.

Активное реформирование российского общества требует новых подходов к управлению системой здравоохранения. Несмотря на осуществляемые в этой сфере преобразования, сохраняется немало нерешённых проблем. Прежде всего, преобладающими остаются административные методы управления. Рыночные механизмы нацеливают на финансирование видов деятельности в зависимости от её конечных результатов, однако в сфере здравоохранения всё ещё наблюдается затратный механизм финансирования, основанный на управлении бюджетными затратами. Затратное финансирование здравоохранения обрекает его на экстенсивное развитие.

Несовершенство действующей системы управления здравоохранением проявляется в значительной организационной разобщённости федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации в системе здравоохранения, что не позволяет обеспечить комплексность подхода к охране здоровья. Сложилась ситуация, при которой здравоохранение финансируется преимущественно субъектами РФ. Декларированные государством гарантии населению на оказание бесплатной медицинской помощи зачастую не выполняются. В результате граждане сами вынуждены платить все растущие суммы за медицинские услуги.

В настоящее время, когда социальная политика принимает местную направленность, особенно остро встаёт вопрос о чётком разделении полномочий между различными уровнями управления, а значит, и ответственности за расходы на производство тех или иных общественных благ, а также об определении оптимальной системы разделения доходов между федеральными, региональными и местными бюджетами. Сложившаяся сеть медицинских учреждений и порядок взаимодействия между ними таковы, что этапность лечебно-диагностического процесса осуществляется неэффективно: с перегрузкой стационаров, недооценкой возможностей амбулаторно-поликлинических учреждений и при почти полном отсутствии специальных учреждений для долечивания и ухода за больными. Это ведёт к большим социально-экономическим потерям.

Кроме этого, необходимо отметить недостаточную научную проработку вопросов управления отраслью. Научные институты и другие структуры, призванные заниматься этими вопросами, концентрируют своё внимание преимущественно на проблемах организации медицинской помощи, а управленческая тематика остаётся на втором плане.

Исследования отечественных авторов показывают, что в настоящее время не создан стройный механизм управления медицинской помощью на местном уровне. Имеющихся в литературе сведений о результатах социально-гигиенических и экономических исследований проблемы организации медицинской помощи недостаточно, чтобы обосновать пути оптимизации медицинской помощи на уровне муниципального образования. Избирательность сведений в научной литературе по данной проблеме в значительной мере обусловлена отсутствием единых методических подходов к проведению такого рода исследований. Все выше представленные обстоятельства определяют актуальность темы дипломного проекта.

Объектом дипломного проекта выступает Управления здравоохранением администрации города Тула в области усовершенствования муниципального управления здравоохранением.

Предметом дипломного проекта является организация муниципального управления здравоохранением в городе Тула.

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по усовершенствованию муниципального управления здравоохранением города Тула.

В соответствии с этой целью в исследовании поставлены и решены следующие задачи:

1) рассмотреть и изучить теоретико-методологические основы муниципального управления развитием здравоохранения;

2) провести анализ социально-экономического развития и системы здравоохранения города Тулы;

3) дать характеристику организации управления здравоохранением города Тулы; и проанализировать деятельность Управления здравоохранением Администрации города Тула.

4) разработать проектные мероприятия по усовершенствованию муниципального управления здравоохранения города Тулы;

5) определить экономическую (социальную) оценку разработанных мероприятий;

В экономической литературе теоретические проблемы общественного сектора и сферы услуг, а также собственно проблемы местного финансирования здравоохранения нашли отражение в работах отечественных и зарубежных учёных: Вороновой Е.Н., Вялкова А.И., Гусарова Г.И., Кадырова Ф.Н., Киселева С.В., Кравченко Н.А., Ренкаса Н.Н., Стародубова В.И., Шеймана И.М. и других.

Исследование финансового регулирования учреждений здравоохранения тесно связано с проблемами реформирования национальной системы медицинского обслуживания с использованием страховой медицины, что получило наиболее полное освещение в трудах Кучеренко В.З., Соловьева П.А., Четыркина Е.М. и некоторых других.

Однако в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды, переноса акцентов в управлении экономикой на места ощущается недостаточность этих разработок и появляется необходимость проведения дальнейших исследований проблем совершенствования управления здравоохранением, разработки практических предложений по изменению механизма финансирования и путей стимулирования активности органов местного самоуправления в этом направлении.

Практическая значимость дипломного проекта заключается в использовании в практике управления муниципальной системой здравоохранения результатов исследования, позволяющих:

1)Повысить эффективность управления муниципальной системой здравоохранения.

2)Улучшить качество медицинского обслуживания населения города.

3)Повысить обоснованность расчётов необходимого объёма финансирования медицинской помощи с учётом особенностей конкретного муниципального образования.

Методологической базой дипломного проекта является системный подход к изучению функционирования здравоохранения, к управлению его муниципальной системой. При решении конкретных задач использовались методы сравнительного анализа, экономического анализа, стратегического планирования.

Хронологические рамки исследования составили 2008-2010гг.

Информационная база дипломного проекта включает законодательные и нормативные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансового регулирования объектов здравоохранения, материалы периодических изданий по проблемам реформирования здравоохранения, материалы официальной отчётности, внутреннего производственного учёта медицинских учреждений, научные труды и монографии российских и зарубежных учёных, а также данные государственного комитета по статистике Российской Федерации и Тульской области.

Заключение

За последние десятилетия коренным образом менялись экономические основы жизнедеятельности государства. Рыночные отношения, внесли значительные изменения во все сферы народного хозяйства. Труднее всего приходится тем сферам и отраслям, которые функционировали и выполняли свои социальные задачи только благодаря государственному финансированию. Это напрямую относится и к отрасли здравоохранения. Сегодня, когда государство не в состоянии осуществлять финансирование программ здравоохранения в необходимом объёме, большинству медицинских учреждений нашей страны приходится очень трудно. Ситуация осложняется ещё и тем, что потребность в медицинских услугах у населения постоянно возрастает. Это связано с многочисленными факторами, такими как ухудшение экологической обстановки в целом ряде регионов, падение реальных доходов населения и многое другое. В сложившейся ситуации необходимо принимать безотлагательные меры по стабилизации положения отрасли.

Система здравоохранения, как и любая другая система, начинается с составляющих, с элементов. Первоначально отрасль здравоохранения представлена медицинскими учреждениями районов, населённых пунктов, городов. То есть речь идёт о муниципальном уровне здравоохранения, на котором оказывается основной объём медицинской помощи населению. Поэтому, рассуждая о мероприятиях по развитию отрасли и выходе её из кризиса, начинать надо с предложений по реформированию её муниципального уровня.

Муниципальный уровень здравоохранения управляется местными органами власти, которые представлены, как правило, отделами здравоохранения при администрациях городов, районов и т.д. В общем виде, они проводят основные положения политики государства в области здравоохранения. Наряду с этим они осуществляют текущее управление медицинскими учреждениями в рамках предоставленных полномочий. Насколько эффективно такое управление, это уже другой вопрос, но местные органы власти имеют необходимые рычаги воздействия для изменения ситуации в сторону повышения эффективности функционирования местных медицинских учреждений.

В результате проведённой работы были рассмотрены методы, принципы и закономерности муниципального управления; муниципальное управление охраной здоровья населения, также экономический механизм управления здравоохранением.

Проведён анализ социально-экономической характеристики г.Тула, анализ здравоохранения, в ходе которого были выявлены следующие проблемы в системе здравоохранения г.Тула:

- низкий уровень рождаемости и неуклонно растущий уровень смертности, а также естественная убыль населения;

- неудовлетворительным состоянием базовой медицины, ухудшением природной и социальной среды;

- напряжённая санитарно-эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулёз, инфекционные заболевания, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания и др.);

- низкий уровень качества и доступности медицинской помощи из-за износа оборудования и слабо развитой материально-технической базы МУЗ;

- необходимость повышения профессиональной квалификации медицинских работников;

- сильно устарела структура отрасли: наблюдается экстенсивное развитие стационарного звена, низкая эффективность медицинской помощи на уровне первичного звена, несбалансированность уровней и звеньев оказания медицинской помощи;

- выделение финансовых ресурсов медицинскими учреждениями осуществляется вне прямой зависимости от реальных объёмов и качества предоставляемой медицинской помощи.

Также серьёзной причиной многих недостатков является нехватка финансовых средств, которая усугубляется тем обстоятельством, что даже те средства, которые выделяются на финансирования здравоохранения, расходуются неэффективно.

Исходя из выявленных проблем, нами были разработаны следующие мероприятия:

1) Разработка проектного мероприятия вакцинопрофилактика гриппа в городе Тула

2) Разработка проектного мероприятия по установке терминалов «Электронная регистратура» в Городской поликлинике № 2 города Тула

3) Разработка проектного мероприятия по замене энергосберегающих светильников в Тульском врачебно-физкультурном диспансере

4) 4 Разработка проектного мероприятия по замене устаревшего оборудования в Городской детской поликлинике №5 города Тула

Общие затраты по мероприятию вакцинопрофилактика гриппа в городе Тула составляют 31 710 590 рублей. После реализации мероприятия ожидается:

- снижение заболеваемости вирусными заболеваниями;

- снижение экономического ущерба от эпидемий гриппа;

- снижение осложнений и смертельных исходов после болезни гриппом;

- снижение вероятности возникновения эпидемий и пандемии гриппа;

- обеспечение социальной мобилизации населения в вопросах вакционопрофилактики вирусных заболеваний.

Общие затраты по мероприятию по установке терминалов «Электронная регистратура» в Городской поликлинике № 2 города Тула составляют 342 300 тыс. руб. Оценка эффективности реализации мероприятия:

- сокращение времени ожидания в очередях;

- сокращение время обслуживания больных;

- упорядочение очереди (очередь движется, следуя номеру билета);

- повышение доступности и эффективности предоставляемых населению медицинских услуг;

- больший охват населения медицинской помощью.

Общие затраты по мероприятию по замене энергосберегающих светильников в Тульском врачебно-физкультурном диспансере» составляют 252 700 тыс. руб. Ожидаемый результат от реализации мероприятия:

- социальный эффект от энергосбережения должен привести к смягчению социальной напряжённости в связи с переходом на полную оплату энергоресурсов;

- внедрение новых технологий;

- значительное снижение финансовой нагрузки на городской бюджет;

- оптимизировать использование ресурсов здравоохранения, материально-технической базы и кадрового потенциала отрасли.

Общие затраты по мероприятию по замене устаревшего оборудования на новое в Городской детской поликлинике №5 города Тула» составляют 118 072 тыс. руб. Ожидаемый социальный эффект от мероприятия:

- повысить обеспеченность населения города Тулы необходимым объёмом первичной медицинской помощи высокого качества и на современном уровне;

- оптимизировать использование ресурсов системы муниципального здравоохранения города Тула;

- улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения города Тула.

По нашему мнению, реализация разработанных мероприятий позволит улучшить эпидемиологическое благополучие населения города Тула, обеспечить доступность медицинской помощи, также обеспечить сокращение объёмов потребления электроэнергии и уменьшения финансовых затрат, улучшить материально-техническую базу и повысить качество предоставляемых услуг населению города Тула.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации принята 12.12.1993 г. // Справочная правовая система «Гарант».

2. Федеральный закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» // Справочная правовая система «Гарант».

3. Закон РФ от 22.07.93 г. № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» // Справочная правовая система «Гарант».

4. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год» // Справочная правовая система «Гарант».

5. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

6. Акопян А.С., Кузьмин Н.Б., Голухов Г.Н. Организационно-экономические аспекты реформирования российского здравоохранения // Бюл. НИИ соц. гиг., эконом. и управл. Здравоохранением им. Н.А. Семашко. – 2009 - №2. – с. 89-105.

7. Алексеев Н.А. Методологические подходы к реформированию системы муниципального здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2006. - №4. – с. 22-24.

8. Аширов Р.З. Экономика и организация здравоохранения. – М., 2009. – 220 с.

9. Бабич А.М., Жильцов Е.Н. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. – М., 2007. – 112 с.

10. Бакунин А.Л. Содержание экономического анализа в здравоохранении // Экономика здравоохранения. – 2009. - №4. – с. 5-9.

11. Беляев М.Е. Оценка экономической эффективности деятельности ЛПУ // Главная медицинская сестра. – 2008. - №3. – с. 41-45.

12. Бойков В.Э., Шейман И.М. Участие населения в финансировании здравоохранения // Здравоохранение. – 2008. - №3. – с. 37-38.

13. Валькович О.Н. Новые идеи в повышении качества медицинского обслуживания в России в 21 веке // Экономика здравоохранения. – 2007. - №7-8. – с. 24-27.

14. Васильев Н.М. Современные подходы к оценке эффективности экономической деятельности медицинских учреждений // Здравоохранение. – 2010. - №8. – с. 13-17.

15. Воронова Е.Н. Экономика социально-культурной сферы: Учебное пособие для менеджеров и экономистов, 2-е изд., доп. –Тула, 2008. – 304 с.

16. Вялков А.И., Щепин В.О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения. – М., 2009. – 346 с.

17. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. – Воронеж, 2008. – 210 с.

18. Гусаров Г.И. Экономика здравоохранения региона. – М., 2005. – 146 с.

19. Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 176 с.

20. Заседание Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Модернизация здравоохранения» 26.11.2004 г. // Менеджер в здравоохранении. – 2008. - №1. – с. 4.

21. Здравоохранение в России. Статистический сборник. – М., 2010.

22. Зотов В.Б. Система муниципального управления. – Спб.: Питер, 2009. – 385 с.

23. Кадыров Ф.Н. Платные медицинские услуги. – М., 2006. – 270 с.

24. Кадыров Ф.Н. Ценообразование медицинских и сервисных услуг учреждений здравоохранения. – М., 2007. – 424 с.

25. Кадыров Ф.Н. Экономическая служба ЛПУ. – М., 2008. – 800 с.

26. Калининская А.А. Экономический эффект от рационализации использования коечного фонда стационаров // Экономика здравоохранения. – 2008. - №3. – с. 23.

27. Киселев С.В. Специфика экономики и управления здравоохранением. – М., 2005. – 230 с.

28. Колетов М.В. Методические подходы к оценке экономической эффективности Работы отделений стационаров многопрофильных больниц // Экономика здравоохранения. – 2004. - №8. – с.14.

29. Кравченко Н.А., Логинова Е.А. Планирование стационарной медицинской помощи и эффективности использования коечного фонда. – М., 2007. – 47 с.

30. Куланин А.Н. Экономические издержки в развитии здравоохранения. – М., 2009. – 96 с.

31. Куценко Г.И., Яковлев П.А. Общественное здоровье и здравоохранение (Курс лекций) – М., 2007. – 85 с.

32. Кучеренко В.З., Вялков А.И. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования. – М., 2008. – 263 с.

33. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. – М., 2008. – 245 с.

34. Меркулов С.Н. Основные направления реорганизации амбулаторно-поликлинической службы и механизмы её реализации в условиях крупного города. // Экономика здравоохранения №6, 2007. – 37 с.

35. Методические рекомендации по расчёту стоимости медицинских услуг. – Спб., 2005. – 16 с.

36. Об итогах работы муниципального здравоохранения г. Тулы в 2010 году и задачах на 2010 год (Доклад начальника управления здравоохранения администрации г. Тулы Сакса Л.А.) // Тульский медицинский вестник. – 2010. - №7. – с. 2.

37. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 480 с.

38. Ренкас Н.Н. Методика финансирования образования и здравоохранения на современном этапе. – М., 2007. – 66 с.

39. Сабитов Н.Х. Организация и экономика сферы медицинских услуг. – М., 2008. – 160 с.

40. Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. – М., 2006. – 659 с.

41. Соловьев П.А. Достижения и проблемы ДМС // Страховое дело. – 2005. – №5. – с. 24-27.

42. Стародубов В.И. Методические подходы к разработке стратегических и текущих планов здравоохранения в РФ. – М., 2006. – 156 с.

43. Тихомиров А.В. Рынок медицинских услуг и публичное управление: два пути развития // Закон и право. – 2007. - №9. – с. 18-20.

44. Трушкина Л.Ю., Демьянова Л.М. Экономика и управление здравоохранением. – Ростов-на-Дону, 2008. – 384 с.

45. Тульчинский Т.Г., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. Иерусалим: Amutah for edication and Health, 2005. – 1049 с.

46. Тюков Е.А., Ползик Е.В. Проблемы и пути управления здоровьем населения крупного города // Здравоохранение РФ. – 2007. - №1. – с. 15-19.

47. Уколов В.Ф., Ситников П.И. Управление эффективностью услуг. – М., 2003. – 185 с.

48. Четыркин Е.М. Медицинское страхование на Западе и в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №12. – с. 22-26.

49. Шевчук С.С. Правовое регулирование оказания медицинских услуг: проблемы совершенствования // Журнал российского права. – 2008. - №2. – с. 11-15.

50. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. – М.: Русь, Издатцентр, 2005. – 336 с.

51. Экономика здравоохранения / Под общ. Ред. Решетникова А.В.. – М., 2009. – 272 с.

52. http://www.admtula.ru

53. http://www.gorod.tula.ru

54. http://www.gks/ru


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Пути повышения эффективности капитальных и финансовых вложений предприятия (на примере ОАО "ОК-Лоза")
  2. Основы лизинговых операций коммерческих банков
  3. Жизнь и государственная деятельность Юрия Долгорукого
  4. Права и обязанности собственника жилого помещения и членов его семьи
  5. Марксистко - ленинская теория
  6. Ранняя профориентация в дошкольных учреждениях России
  7. Формирование мотивации и интереса учащихся младших классов к физической культуре на основе применения народных подвижных игр
  8. Паранаука и лженаука
  9. Положительные и негативные стороны глобализации
  10. Социально-философский анализ феномена терроризма в современном обществе
  11. Особенности авторского права в современных гражданско-правовых отношениях
  12. Средства защиты информации в Microsoft Office версии 2003,2007 и 2010
  13. «Учет затрат на производство и исчисление себестоимости продукции пчеловодства»
  14. Система расчетов с покупателями и заказчиками ТСЖ
  15. Совершенствование организации дорожного движения (ОДД) на реальном участке улично-дорожной сети
  16. Технологическая схема и оборудование Стан 5000
  17. Классификация договоров
  18. Правотворчество народа . Современный опыт
  19. Актуальные вопросы внутренней экономической безопасности РФ
  20. Этика делового общения. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов
  21. Особенности скоростно - силовой подготовки Дзюдоистов
  22. Понятия личности и индивида в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
  23. Организация судебной власти в РФ
  24. Основные факторы влияющие на туристический спрос. Основная характеристика туристического региона и туристического продута
  25. Организация труда на предприятии на примере МЦ АУВД
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: