Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психологические особенности в преподавании истории





Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы психологических особенностей в преподавании истории 6

1.1 Психологический аспект в преподавании истории в школе 6

1.2 Психологические особенности учащихся 5-6 классов 40

2. Практическое исследование 53

2.1 Организация и методы исследования 53

2.2. Выявление уровня воспитанности и представлений о патриотизме у учащихся 5-6 классов 60

2.3. Выявленяе взаимосвязи и анализ полученных результатов 68

Заключение 74

Список использованной литературы 76

Введение

Процесс обучения истории ставит своей целью развитие индивидуаль­ности школьника, его личностных качеств. Он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Поня­тие воспитывающего обучения содержит в себе понятие обучения, закла­дывающего основы самостоятельного мышления учащихся. Единство обу­чения, воспитания, развития достигается лишь при условии активизации работы самих учащихся на всех этапах процесса обучения.

Обучение истории носит во многом психологический, воспитывающий характер также в связи с формированием ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами. Правильное решение образовательных и воспитательных задач школьного преподавания истории невозможно без учета психолого-возрастных особенностей учащихся различных концентров.

Так, школьник 5 – класса, в равной степени, как и школьник начальной ступени обучения стремится к накоплению исторических знаний, много расспрашивает учителя. Его интересуют детали одежды рыцарей, доблесть и мужество в походах, они тут же на переменах затевают гладиаторские бои или рыцарские турниры. Учащийся стремится не столько к накоплению исторических фактов, сколько к их осмыслению и обобщению; он стремится к установлению логических связей между историческими фактами, раскрытию закономерностей, теоретическим обобщениям. В старших классах растет удельный вес знаний, которые учащиеся полу­чают самостоятельно. Это связано с дальнейшим развитием логического мышления. В этом возрасте растет интерес к тем элементам знаний, кото­рые относятся к вопросам политики, морали, искусства. Происходит диф­ференциация интересов школьников: одни интересуются точными дисцип­линами, другие - гуманитарными. Различные типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, общеобразовательные школы - реализуют этот интерес. Вместе с тем нужно уметь привлечь ценный в познавательном отношении материал, поддерживая и развивая интерес школьников.

Идеи использования психхологии на уроках истории достаточно широко представлены в философско-педагогическом наследии отечественных мыслителей: Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, В.И. Водовозова, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, Н.В. Сорока-Росинского, К.Д. Ушинского и других. Православные ученые В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский и другие, исследуя например, феномен патриотизма, также особое внимание обращали на чувство любви к Родине.

Большое признание в XX веке получили педагогические идеи и практическая деятельность по патриотическому воспитанию: П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

В исследованиях современных ученых, посвященных проблемам психологического воспитания личности (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, Д.С. Лихачев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.Ю. Троицкий и др.), любовь к Родине рассматривается как важнейшая ценность патриотического настроя человека.

Гипотеза исследования: использование психологии на уроках истории способствует более четкому представлению о патриотизме у учащихся 5-6 классов.

Объект исследования: уроки истории в 5-6-х классах на основе использования психологического материала.

Предмет исследования:

Цель исследования: изучение психологических особенностей в преподавании истории.

Задачи исследования:

 рассмотреть психологический аспект в преподавании истории в школе;

 показать психологические особенности учащихся 5-6 классов.

Методы исследования:

-изучение и теоретический анализ литературы;

-беседа;

-психодиагностические методы

-математико-статистические методы

Опытно-экспериментальной базой исследования стали учащиеся 5-6 классов средней школы ________________________________.

Практическая значимость исследованияопределяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, полученные результаты могут быть использованы психологами и педагогами для организации уроков истории с использованием психологии.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Заключение

1. Необходимо отметить, что все учащиеся ( 20 человек) проявили положительное отношение к патриотизму. Данная категория вызвала положительные эмоциональные отклики у младших подростков

2. Результаты опросника «Патриотизм - это…» следующие. Из 20 человек 2 человека (10%) выбрали 12 высказываний, что соответствует высокому уровню сформированности представлений о патриотизме у младших подростков. Десять человек (50%) выбрали от пяти до девяти высказываний, что соответствует среднему уровню сформированности представлений о патриотизме у младших подростков. Восемь человек (40 %) выбрали от одного до четырех высказываний, что соответствует низкому уровню сформированности представлений о патриотизме у младших подростков.

3. Анализируя результаты анкеты «Патриот» можно сделать вывод, что наибольшей значимостью обладает вторая часть анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств.

4. Оценка уровня воспитанности показала следующие результаты. Высокий уровень воспитанности имеют 4 человека (20%), средний- 12 человек (60%), низкий- 4 человека (20%).

5. Данное исследование показало, что целенаправленное воспитательное воздействие школы и взаимоотношение в коллективе обладают большей воспитательной эффективностью.

6. Эмпирическое исследование показало, что 20 % процентов младших подростков (4 человека) находятся на высоком уровне сформированности представлений о патриотизме. Их отличает осознание себя гражданами своей страны, они нацелены на активную деятельность, в своих действиях руководствуются высшими духовно-нравственными ориентирами. 50% младших подростков (10 человек) находятся на среднем уровнесформированности представлений о патриотизме. 6 человек (30 %) находятся на низком уровне сформированности представлений о патриотизме у младших подростков. Для данной категории за понятием патриотизм стоят только красивые слова. Многие из молодых людей до конца не осознают, что стоит за этим понятием.

7. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами и психологами для организации патриотического воспитания младших подростков в образовательном процессе.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособ. для студентов вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2010, 624 с.

2. Агапова Г.В. Концептуальная модель процесса патриотического воспитания как основа формирования гражданственности. Дисс .канд. пед. наук. Воронеж, 2010.

3. Атутов П.Р., Будаев М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования. // классный руководитель. № 2, 2011, с.25-32.

4. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения /В.Г.Белинский. – М.: Педагогика, 2010.- 287с.

5. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. - 287с.

6. Божович Л.И. Проблема формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, НПО «Модэк», 2010, 350 с. (Психологи Отечества: Избранные психологические труды в 70 томах).

7. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Уч. пособ. по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 2009, 192 с.

8. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Классный руководитель, №4, 2010, с.

9. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – Репринтное воспроизведение изд. Ф.А.Брокгауз – И.А.Ефрон 1890 г. – М.: Изд-во центр. «Терра», 1990. Т.43. – 1992. – 480 с., Т.52. – 1992. – 481-960 с., Т.45. 1992. – 474 с.

10. Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. – М.: «Мысль», 2009. – 279 с.

11. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. - М.: «Педагогика», 2010. – 148с.

12. Герцен А.И. Избранные педагогические сочинения /А.И.Герцен. – М.: Педагогика, 2011. - 145 с.

13. Гликман И.З. Воспитатика. М., 2009. С.121-125

14. Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 2010. – 144с.

15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. – Репринт. изд. Т.2: И.О. – 779 с. Т.3: П. – 555 с.- М.: Изд. Центр «Терра», 1994.

16. Джунусов М.С. Социалистический патриотизм и интернационализм. – М.: «Знание», 2008. – 32 с.

17. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 346 с.

18. Ермичев А.А. Патриотическая тема в передовой общественной мыли России 19 – 20 вв. – М., 2007. – 16 с.

19. Иванова С.Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России./С.Ю.Иванова; М-во образования Рос.Федерации, Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- 299 с.

20. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. – М.. 1951. Т.3. –

21. Ильин И.А. Путь духовного обновления/И.А.Ильин. – М.: ООО «Издательство АСТ, 2009. – 365 с. – (Философия. Психология).

22. Карамзин Н.М. Избранное. О любви к Отечеству и народной гордости. Изд-во «Лицей». СПб., 2008. – 319с.

23. Киреевский И.В. Избранное. – М.: Современник, 2004. – 383 с.

24. Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х – ХХ вв./В.М.Кларин, В.М.Петров. - М.: Б.и., 2006. – 124с. Конжиев Н.М. Военно-патриотическое воспитание школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008. – 168 с.

25. Конжиев Н.М. Методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию учащихся. - Петрозаводск, 2007. – 53 с.

26. Кравцев И.Е. Что такое отечество и патриотизм. – М.: Знание. 2010. – 48

27. Кром М.М. Сколько лет патриотизму? //Родина. – 2004. - №10. – С.17-20.

28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Уч. пособие / А.Н. Леонтьев, М.: Смысл: Академия, 2008, 352 с.

29. Лихачёв Д.С. Памятники русской литературы Х-ХУП вв. Сборник статей. Ред.Д.С.Лихачев и М.А.Салмина. М.-Л.: «Наука», Ленингр. отд-ие, 1970. – 360 с.

30. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. //Классный руководитель - 2010. - №3.

31. Лутовинов В.И., Полетаев Е.Г. Идеология воспитания российской молодёжи. //Педагогика. - 2008. - №5.

32. Львов Д.С. Образ новой России – истоки формирования //Вопросы философии. – 20088. - № 4.

33. Макаренко А.С. Коммунистическая этика и воспитание. Избр. произвед. В 3 т. Т.3. Общие проблемы педагогики. К.: Рад.школа. – 1984. – 353 с.

34. Макаров В.В. Отечество и патриотизм: логико-методологический анализ. – Саратов: Изд.-во Сарат. ун-та, 2008. – 159 с.

35. Малякова С.Н. Диагностика состояния духовно-нравственных ценностей // Классный руководитель, № 5, 2011, с.30-35.

36. Наумов С.В., Терентьев А.А. Проблемы патриотизма и патриотического воспитания в идейном наследии славянофилов: Учебное пособие /С.В.Наумов, А.А.Терентьев. – Н.Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 2002. – 35с.

37. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М.: Наука, 2009. – 263 с.

38. Ожегов И.С. Словарь рус.яз. /Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – 14-е изд. Стереотип. – М.: Рус. яз., 1983. – 816 с.

39. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца ХУП в./Э.Д. Днепров, О.Е.Кошелева, Г.Б.Корнетов и др. : АПН СССР, НИИ общ. педагогики. - М.: Педагогика, 2009. – 479 с.

40. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. Составление Е.С.Троицкий. - М., 2008. – 200с.

41. Плеханов А.В. Очерки по истории русской революционно-демократической педагогики. Учеб. Пособие к спецкурсу и курсу истории педагогики. Вып.1 - Владимир, 2003. – 240 с.

42. Рогачёв П.М., Свердлин М.А. Патриотизм – труд – творчество. М.: Знание, 2010. – 64 с.

43. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов – 42.М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 672 с. Т.2. С.

44. Русецкий А.В. Художественная культура и патриотическое воспитание. Минск: Беларусь, 2010. – 126 с.

45. Рыбаков С.Е. Нация и национализм. М.: Старый сад, 2011.- 106 с.

46. Советский энциклопедический словарь /Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров (пред.) – М.: «Советская энциклопедия», 2001. – 1600 с.

47. Соловьев В.М.Педагогические взгляды декабриста //ПИШ. – 2010. - №3. – С.18.

48. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Избр. произв. в 5-и т. Т.1 – Киев, 2009. – 221 с.

49. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр. произв. в 5-и т. Т.3.– Киев: Радянська школа, 2010. – 301 с.

50. Терентьев А.А. Патриотизм: Проблема патриотизма в русской философии Х1Х-ХХ века. Учебное пособие /А.А.Терентьев. М-во образования Рос.Федерации. Нижегор. гос.пед.ун-т. - Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2012. – 86 с.

51. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима, Ш-1 вв. до н. э. - М.: Наука, 2009. – 263 с.

52. Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя. Изд. 3-е. М., Политиздат, 2012. - 495 с.

53. Хомяков А.С. О воспитании /Антология педагогической мысли России 1 половины 19 в. – М.: Педагогика, 2007. – 348 с.

54. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991. – 556 с.

55. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. - М., 2009. -333с.

56. Чотонов А.Ч. Патриотизм как социологическая категория. Фрунзе, «Илим», 2009. – 56 с.

57. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2009, 160 с.

58. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М.: IIне-г практической психологии. НПО МОДЭК, 2009, 416 с.

59. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества //Антология первой половины 19 в. – М.: Педагогика, 2009. – 348 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Основные принципы консультирования
  2. Эволюция избирательной системы в Великобритании в 18-19 веках
  3. Место сотрудников ОВД в системе социальной стратификации современного российского общества
  4. Структура системы органов внутренних дел России
  5. Бухгалтерский учет денежных средств
  6. Роль Домов народного творчества в организации концертов, выставок, гастролей, фестивалей
  7. ОНР
  8. Назначение наказания. Проблемы теории и практики
  9. Арабское завоевание Европы. Основные этапы и значение
  10. Биологическое и социальное в поведении животного и человека
  11. Производство по делам об административном надзоре за лицами,освобожденными из мест лишения свободы
  12. Проблема загрязнения сточных вод
  13. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  14. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МИРОВЫЕБИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
  15. Природа управления и исторические тенденции его развития
  16. Совершенствование социальной работы по формированию здорового образа жизни московской молодежи
  17. Совершенствование стратегии управления человеческими ресурсами в организации
  18. Психосоматика и онкологические заболевания
  19. Структура архивоведения как научной дисциплины
  20. Правительство РФ. Функции, полномочия и ответственность
  21. Туристско-краеведческая характеристика Республики Калмыкия
  22. Методические основы работы над куплетной формой в детском хоре
  23. Польское влияние на допетровскую Россию
  24. Организация бухгалтерского учета и анализа расчетов с дебиторами и кредиторами
  25. Проблема коллективного бессознательного в работе Карла Юнга Архетип и символ
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: