Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психологическая характеристика отдельных периодов семейной жизни супругов





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы психологической характеристики отдельных периодов семейной жизни супругов 5

1.1 Периоды семейной жизни супругов 5

1.2 Семейные отношения – как основа характеристики семейной жизни супругов 7

Глава 2. Кризисные этапы в структуре семейных отношений 14

2.1 Кризисные периоды семейной жизни супругов 14

2.2 Варианты выхода из кризисных периодов семейной жизни супругов 15

Глава 3. Предложение возможных методов разрешения и профилактики внутрисемейных конфликтов 22

3.1 Социально-психологические подходы к работе с семьей 22

3.2 Практические способы разрешения внутрисемейных конфликтов 26

3.3 Методы профилактики кризисов и конфликтов в семье, 30

семейного насилия 30

Заключение 33

Список использованной литературы 34

Введение

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика – потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика – ее воспитательные возможности.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость [2].

Брак (греч.γάμος — брак; производное от глагола брать[1]), или бра́чныйсою́з, супру́жество — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при появлении у пары детей, — и к детям. Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста. В ряде стран при оформлении брака заключается брачный контракт.

Цель исследования: характеристика психологической характеристики отдельных периодов семейной жизни супругов.

Задачи исследования: характеристика периодов семейной жизни супругов; проанализировать семейные отношения – как основа характеристики семейной жизни супругов; осветить кризисные периоды семейной жизни супругов; проанализировать варианты выхода из кризисных периодов семейной жизни супругов; охарактеризовать социально-психологические подходы к работе с семьей; определить практические способы разрешения внутрисемейных конфликтов; рассмотреть методы профилактики кризисов и конфликтов в семье.

Заключение

Таким образом, наиболее оптимальный путь стабилизации семьи связан с организацией системы психологического консультирования супружеских пар как в момент их образования, так и в процессе их нормального или конфликтного функционирования. Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств — осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы для подготовки предложений по оказанию помощи конфликтным семьям в процессе их консультирования психологами.

Список литературы

1. АфанасьеваТ. М. Семья. - М., 2008.

2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М., 2009.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2007.

4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - №2.

5. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

6. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1987. № 2. С. 60–72.

7. Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 2006. - Вып. 79.

8. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 2010. - Т.16. - № 4.

9. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена // Вопросы психологии. - 2009. - №6.

10. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 2009. - № 6.

11. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.

12. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 2008.

13. Домбровский А., Велента Т. Кризис семьи // Семейная психология и семейная терапия. 2005. № 3.

14. Карабанова О. И. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

15. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.

16. Куфтяк Е.В. Адаптация опросника «Супружеский копинг» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 12, Социология и Психология. 2009. Ч. I, вып. 3. С. 246–253.

17. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение супружеской пары: субъектный подход к изучению // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л.Журавлева и др. М.: ИП РАН, 2009. C. 409–421.

18. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания: монография. Кострома: Изд-во КГУ, 2010.

19. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. М.; Обнинск, 2005.

20. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.

21. Пергаменщик Л. А. Кризисная психология. Минск, 2004.

22. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

23. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. М., 2009.

24. Стрелков Ю. К. Психология жизненных кризисов и значимых событий // Психологический журнал. 2009. Т. 14. № 5. С. 141–152.

25. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 2008.

26. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 2006.

27. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л.Журавлева и др. М.: ИП РАН, 2008.

28. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М., 2006.

29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009.

30. www.superinf.ru.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Грабеж и его виды
  2. Контрольная работа по Конституционному праву
  3. Социальная работа с детьми-инвалидами
  4. Гражданская война 20 век
  5. Нейропсихологический анализ
  6. Проблемы принятия решений в государственных организациях
  7. Взаимодействие органов представительной и исполнительной власти муниципального образования)
  8. Типологизация политических режимов
  9. Особенности формирования мотивации и интерес учащихся к физической культуре на основе применения народных подвижных игр
  10. Психологический портрет одаренного ребенка
  11. Экономическое регулирование в области обращения с отходами
  12. Каковы цели органов власти управления территориального образования
  13. ответ на семинар. Политические институты государственного управления в РФ. Судебная власть в России структура и роль в системе политических институтов
  14. Деятельность пресс-служб в органах государственной власти.
  15. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
  16. Типология конфликтов
  17. Подвижная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей 4-5 лет
  18. Зар плат
  19. Разработка и внедрение системы автоматизированного контроля серверного оборудования сети в компании ООО «Новое Течение»
  20. Практическое задание по технологии среднего профессионального образования. Развитие познавательных интересов студентов в разных формах опроса
  21. Экологическая тропа
  22. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет
  23. Психика животных и человека
  24. Обобщающие показатели работы организации и их расчет
  25. Страхование банковых рисков
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: