Актуальность проблемы. Радикальные изменения, происходящие в экономической, политической и общественной жизни современного российского общества, сопровождаются существенными сдвигами в сознании и мироощущении людей. Меняется система ценностей, представления о добре и зле, о том, что безнравственно, а что подлежит одобрению.
Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих воспитанников способность к принятию личностных решений, способствует социальному иждивенчеству, не готовит их к самостоятельной жизни. Для воспитанников детских домов проблема социальной адаптации является ключевой. Продуктивное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых педагогических средств психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников – выпускников. В связи с этим на базе детского дома г. Азова была создана Служба сопровождения выпускников, а на ее основе – Центр сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома.
Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детских домов для успешной независимой самостоятельной жизни включает в себя:
– психолого-педагогическое сопровождение воспитанников – выпускников в рамках новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания и духовно-нравственного развития в духе донских казачьих традиций [1];
– определение и развитие форм социального партнерства по решению психолого-педагогических и медико-социальных проблем выпускников детского дома;
– разработку индивидуальных программ сопровождения выпускников;
– мониторинг социализации и жизнеустройства выпускников;
– улучшение доступности и качества услуг по поддержке выпускников детских домов;
– поиск новых ресурсов для работы с молодежью из числа детей-сирот, привлечение специалистов профессиональных учебных заведений;
– объединение всех субъектов образовательного процесса для оказания профессиональной помощи и поддержки обучающихся из категории сирот;
– содействие их социализации, профессиональному самоопределению и становлению.
Особенно остро эти проблемы касаются подрастающего поколения, в особенности тех, кто в свое время по разным причинам остался без попечения родителей.
Поэтому актуальной задачей системы образования является психолого – педагогическая поддержка в самоопределении современных подростков и юношей, выпускников детских домов, которые нуждаются в особенном внимании и заботе. Им необходима помощь в выборе ценностных ориентиров, выборе путей своего собственного личностного и профессионального развития.
Профессиональное самоопределение и самоактуализация выпускника детского дома — это длительный процесс развития его отношения к будущей профессии и к самому себе как к потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В данном случае выпускник детского дома занимает активную позицию: он сам выбирает профессию и сам проходит период профессионального обучения, сам строит свою собственную профессиональную карьеру посредством реализации собственного интеллектуального и личностного потенциала.
Особенность процесса профессионального самоопределения и самоактуализации заключается в том, что процесс продолжается весь профессиональный и часто жизненный путь человека. Исследование влияния профессиональной идентичности студентов на выбор ими учебной специальности и процесс учебной адаптации, а также на их удовлетворенность процессом обучения было проведено Агитой Смит.
Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ профориентации внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
Проблемы построения системы профориентации и управления этой системой рассматриваются в работах В.Ф. Сахарова, А.Д. Сазонова, О.Г. Максимовой, С.Н. Чистяковой и др.
Различные вопросы профориентации исследуются в работах С.С. Гриншпун, В.Д. Симоненко, С.С. Мартыновой, М.С. Савиной, Е.М. Павлютенкова и др.
В современной науке появляются новые исследования по различным аспектам профессионального самоопределения школьников Н.Э. Касаткиной, Н.С. Пряжниковым, С.В. Салыдевой, И.Д. Чечель.
Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.
Основная идея работы заключается в том, что подчас профессиональный выбор выпускников современных детского дома недостаточно осознан, что в последствии может привести к негативным последствиям при становлении личности молодых людей как профессионалов своего дела.
База исследования: девятиклассники МБОУ СОШ №6 г. Выборг.
Цель исследования – охарактеризовать профессиональное самоопределение воспитанников детского дома как содержание деятельности социального педагога.
Предмет работы – профессиональный выбор.
Объект – проблемы профессионального становления современных подростков, выпускников детского дома.
Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:
Теоретической базой исследования являются психолого-педагогические теории профессионального самоопределения учащихся (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, C.J1. Рубинштейн, Л.И. Божович, П.А. Шавир, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, A.И. Сухарева); основные положения концепции профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова); социально-педагогические концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов); преемственность трудовой и профессиональной подготовки мочодежи (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, B.А. Поляков, Н.Н. Чистяков).
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования материалов исследования в работе по формированию профессионального самоопределения подростков в социально-воспитательной деятельности детских домов России.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.