Что такое воображение? Ответ зависит от того, как мы поймем образ. Рассмотрим два толкования образа – «догматическое» и «критическое». Оба толкования едины в том, что помимо сущих, называемых «субъектом» и «объектом», существует еще нечто, называемое «образом». Различие же в том, что если в догматическом толковании образ – отражение объекта, то в критическом – всего лишь явление. Иными словами, если в первом случае образ похож на объект, то во втором – не имеет с ним ничего общего. Явление, учил Кант, нельзя считать знанием о вещи в себе. Явление говорит лишь о том, что вещь существует, но какова она – об этом явление молчит.
Нетрудно заметить, что оба толкования толкуют образ как сущее – третье наряду с субъектом и объектом. Ибо утверждают, что образ существует. И хотя в обоих случаях речь не идет о существовании в действительности, стоит нам сказать, что образ существует, как мы тут же истолкуем его как сущее. Ибо лишь сущее подлежит существованию. Ибо лишь про сущее можно сказать, что оно существует или не существует.
Но если образ есть сущее и существует, то тут же напрашивается вопрос: где он существует? И так как он не существует в действительности, приходим к выводу, что он существует в душе, уме или сознании. В итоге душа, ум или сознание истолковываются как сферы, в которых пребывают образы и все прочие «феномены сознания» – чувства, мысли и т.д. С точки зрения феноменологии сферическое понимание сознания – не более чем метафора, которая до определенных пределов терпима, но только не в вопросе о том, что такое воображение и образ. С точки зрения феноменологии образ должен быть понят феноменологически, т.е. не как сущее, а как бытие.
Проще всего понять образ феноменологически, если понять таким же образом его моменты – ощущения. Возьмем боль, которую испытывает человек при соприкосновении с острым предметом. Если боль – ощущение, то мы не можем сказать, что человек ощущает боль. Сказав такое, мы тем самым истолкуем боль как ощущаемое, тогда как ощущаемым является не боль, а страдание от действия предмета на тело. Предмет касается тела, тело страдает от касания, и именно это страдание ощущается человеком в боли. Иными словами, в выражении «ощущение боли» слово «боль» именует не ощущаемое в ощущении, а само ощущение, и поэтому правильно говорить не «я ощущаю боль», а я «пребываю в боли». Если боль – ощущение, то она должна быть понята как бытие сущего, и значит человек относится к боли ровно таким же образом, как сущее к бытию: сущее пребывает в бытии.
Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи как Т. Рибо, Дж. Селли, З. Фрейд, Е.П. Торренс, Л.С. Выготский, С.П. Рубинштейн, Л.С. Коршунова, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследовании данной проблемы.
Цель работы: характеристика воображения.
Задачи работы:
рассмотреть понятие о воображении;
изучить виды воображения;
осветить приемы создания образов воображения.