Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Представления студенческой молодежи о семейно-брачных отношениях поколения 1980-х и 2000-х гг





Содержание

Введение 3

Глава 1. Студенческая молодёжь как особая социально-демографическая группа и объект социологического анализа 6

1.1 Определение социально-демографических характеристик студенческой молодежи 6

1.2 Студенческая молодежь как объект социологического исследования 19

Глава 2. Трансформация семейных отношений с 1980-х гг. до современности 37

2.1 Ценности семейных отношений 37

2.2 Изменения представлений о семейных ценностях 42

Глава 3. Эмпирическое исследование "Представления студенческой молодежи о семейно-брачных отношениях" 54

3.1. Познавательный формат социологического исследования 54

3.2. Стратегический план исследования 55

3.2.1. Определение и обоснование выборки 57

3.2.2.Характеристика методов сбора социологической информации 59

3.2.3.Алгоритм обработки и анализа данных 60

3.2.4. Рабочий план исследования 61

3.1.2. Операциональное определение основных понятий 61

3.1.3. Рабочие гипотезы социологического исследования 63

3.3. Выводы и сравнение полученных результатов с исследованием 1980-х. 64

Заключение 83

Список использованной литературы 88

Введение

Студенческий возраст — явление, непосредственно связанное с развитием высшей школы. К.Д. Ушинский называл этот возраст «самым решительным», т.к. именно этот период, определяя будущее человека, является очень активным временем интенсивной работы над собой.

Возраст ранней юности не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности, её самосознания. Не случайно некоторые ученые считают юность поздним приобретением человечества [7]. И поскольку процессы физического, психологического и социального созревания происходят неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному [5]. Физиологи считают, что юношеский возраст начинается с 17 лет и заканчивается у юношей в 22-23 года, а у девушек в 19-20 лет, а «социологов интересует не столько грань между отрочеством и юностью, сколько рубежи и критерии перехода к взрослости [5]. Если обратиться к работам известных психологов, то бросается в глаза, что человека в возрасте от 14 до 21 года называют и подростком, и юношей, и молодым человеком, причем без какой-либо системы чередования этих терминов. В англоязычной литературе переходный возраст от детства к взрослости связывается обычно с хронологическим возрастом от 10-12 до 23-25 лет и обозначается одним термином - «adolescence» [3, с. 134].

Ранняя юность - это период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

В истории психологии можно найти немало попыток проанализировать развитие представлений о себе в раннем юношеском возрасте. Однако центральные для нашего исследования вопросы об особенностях самосознания в юношеском возрасте не могут быть взяты изолировано от более широких проблем и прежде всего от проблемы принципиального общего строения самосознания и его природы.

Л.Д. Столяренко характеризует студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования [1]. По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [2]. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [3].

Семья, основа общества. Актуальнность выбранного исследования состоит в том, что семья, являясю основной структурной единицей общества, формирует и дает начало новой дизни. От отношения к семье молодежи – основной фактор, от которого зависит психологическое состояние и моральный дух семьи.

Гипотеза исследования: представления студенческой молодежи 1980-х и 2000-х гг. отличаются, происходит размывание представлений о браке.

Объект исследования: студенческая молодежь.

Предмет исследования: процесс изменения представлений о семейной жизни у студенческой молодежи в 80-х гг. 20 века и в современной России.

Цель исследования: изучить представления студенческой молодежи о семейно-брачных отношениях: поколения 1980-х и 2000-х гг.

Задачи исследования:

 рассмотреть определение социально-демографических характеристик студенческой молодежи;

 показать студенческую молодежь как объект социологического исследования;

 определить ценности семейных отношений;

 охарактеризовать изменения представлений о семейных ценностях;

 проанализировать познавательный формат социологического исследования;

 дать стратегический план исследования;

 сделать выводы и сравнение полученных результатов с исследованием 1980-х.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данного исследования могут использоваться при изучении семейно-брачных отношений, их психологических составляющих, а так же использоваться студентами для их исследований.

Заключение

В связи с изменением семейных функций в современном обществе проблема качества брака становится центральной проблемой при исследовании семьи. В литературе по проблемам семьи существует некоторая размытость в терминологии, в частности, в дефиниции устойчивости брака. В работах, посвященных этой проблематике, можно встретить такие понятия, как устойчивость, стабильность, качество брака, супружеское счастье, благополучие семейных отношений и т. д.

Стабильность и удовлетворенность браком — связанные понятия, но их нужно различать, причем различия связаны с разделением подходов к изучению качества брака на социологический и психологический.

В русле социологического подхода достаточным показателем успешности супружеских отношений является сам факт сохранности брака, то есть отсутствие развода. Эта характеристика получила название стабильности брака и широко используется в различных демографических, социологических и других исследованиях.

Анализ результатов исследования проводился по следующим направлениям:

-общий среднестатистический портрет «идеальной» модели будущей семьи молодежи, которая уже в начале XXI столетия начнет реализовывать свои брачные установки;

-более детальный сравнительный анализ установок юношей и девушек на брачность, детность, распределение лидерских позиций, готовность брать на себя ответственность за ведение домашнего хозяйства и бюджет семьи;

-сравнительный возрастной анализ установок подростков и молодых людей старше 18 лет.

Рассмотрение моделей семьи свидетельствует о том, что в области внутрисемейных отношений, характеризующих семейный строй, происходят активные процессы эгалитаризации и демократизации существующих порядков. В тоже время «идеальная» семья предпочтительная в молодежной среде, в значительной степени носит черты патриархальности. А именно, в вопросах распределения домашних обязанностей, ответственности за воспитание детей и за ведение хозяйства, формального закрепление позиции главы дома за мужчиной. В целом в вопросе о главенстве в современной городской семье учитывается и экономический статус «кандидата» на эту роль, и обычай оказывать уважение более старшим. По сравнению с прошлым изменилась и сама роль главы семьи - главенство сегодня заключается не в проявлении власти над членами семьи, как это бывало прежде, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта.

В целом, портрет среднестатистической идеальной модели семьи в молодежных группах выглядит следующим образом:

-семья состоит из мужа, жены, двух детей (67% юноши-студенты и 64,4% девушки-студентки, 78,6% юноши-подростки и 59% девушки-подростки) и более (7.2% и 6.7% соответственно у студентов и 9.5% и 8.4% соответственно у подростков);

-живет эта семья чаще всего в очень большой квартире в крупном городе (у студентов), в собственном доме в пригороде большого города (у подростков);

-лидерство (муж-глава семьи) закреплено за мужчиной, т. е. патриархальная модель распределения власти у 57% юношей-студентов и 62% девушек-студенток, в то время как у подростков-юношей это 55%, а у девочек лишь 27%;

-ответственность за ведение домашнего хозяйства юноши делегируют девушкам (70% у студентов и 60% у подростков), а девушки добровольно закрепляют за собой (60% и 71% соответственно);

-семейным бюджетом в идеальной семье партнеры чаще всего распоряжаются сообща, что, очевидно, связано с тем, что современная женщина как правило имеет независимый экономический статус;

-карманные деньги детям выделяются родителями лишь пока дети сами не начинают зарабатывать, на что рассчитывает подавляющее большинство респондентов;

-домашние обязанности в «идеальной» семье распределяются традиционно, а именно так называемая «женская» работа (кухня, стирка, уборка и воспитание детей!) закреплены за супругой у подростков в 55% (юноши) и 74% (девушки), а у студентов в 49% (юноши) и 46% (девушки), причем студенты как и юноши, так и девушки с большей готовностью настроены на выполнение сообща этих работ;

-вечер буднего дня проходит в приготовлении ужина, совместного общения, уроках у детей, у экрана телевизора;

-выходные дни - это, как правило, генеральная уборка, поездки по магазинам и за город, общение с друзьями, что мало отличается от распределения свободного времени в реальной российской семье;

-отпуск планируется на семейном совете с учетом мнения детей и проводится обязательно в интересных дальних путешествиях, что сегодня недоступно большинству российских семей;

-все занятия вне дома очерчиваются набором из работы и учебы, много реже - спорт или другие увлечения;

-подавляющее число респондентов планируют использовать демократическую систему взаимодействия с детьми, а именно считаться с их мнением, воздействовать словом, не применять насилия;

-в большинстве идеальных семей обязательно есть домашние животные, за которыми ухаживает тот, кто больше всего их захотел;

-идеальная семья открыта для широкого общения с друзьями и родственниками по поводу и без повода что соответствует русским традициям;

-по поводу вредных привычек высказывания категорично негативны лишь в отношении наркотиков и чрезмерного употребления алкоголя, менее категоричны в отношении курения, несоблюдения режима дня, «кофе по ночам»;

-в идеальной семье празднуются все традиционные светские праздники, почитаются даты начала отношений, дни рождений, а также заметны упоминания о религиозных праздниках Пасхи и Рождества.

Таким образом, привлекательная на уровне установок в молодежных группах модель семьи, которую мы условно назвали «идеальной», в значительной степени соответствует наиболее распространенным образцам реальной российской семьи, что еще раз подчеркивает преемственность в формировании брачных установок. Обращает на себя внимание то, что ни один респондент не выбрал модель неполной семьи, что предполагает установки на прочный и стабильный брак. Особо отметим, что некоторое, пусть и незначительное число отвечающих, выбрали бездетную модель (3% юноши-студенты и 2.4% девочки-подростки). В то же время, коэффициент рождаемости на уровне установок, равный 1.78, заметно выше реально существующего на сегодняшний день в России 1.23, хотя и намного ниже необходимого - 2.6.

Семья остается наиболее привлекательной формой организации межполовых отношений и реализации родительско-воспитательских устремлений. Однако реальностью нашего времени являются снижение числа браков, увеличение количества разводов, снижение рождаемости до отметки вымирания населения и ниже. Где происходит сбой в системе реализации таких привлекательных брачно-семейных установок? Этот вопрос является предметом поисков специалистов как и в области демографии, так и в таких областях, как психология, социология, экономика, философия.

Таким образом, в ходе исследования выявлено достаточно четко прослеживающееся противоречие между представлениями молодых людей о необходимых качествах семьянина и собственным поведением. У большинства юношей и девушек сформированы в основном адекватные знания о важнейших нравственно-психологических основах семейной жизни, однако эти знания зачастую не соответствуют реальным нравственно-психологическим качествам самих учащихся — будущих супругов и родителей.

Список литературы

1. Андреева Т. В., ТолстоваА. В. Темперамент супругов и совместимость в браке //Анань-евские чтения-2001. Тез. научн. конф. СПб; СПбГУ, 2001.

2. Андреева Т. В., Пипченко Т. Ю. Потребности мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения: Материалы 3-й межвузовской научн. конф. СПб., 1999.

3. Андреева Т. В., Савина Л. И. Расширенная семья: психологические аспекты взаимоотношений невестки и свекрови // Ананьевские чтения — 2000. СПб.: СПбГУ, 2000.

4. Бузина О. В., Новосельцева Е. Е. Удовлетворенность браком в «молодых» семьях // Ананьевские чтения-2002. Психология и политика. Тез. науч.-практ. конф. СПб.: СПбГУ, 2002.

5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2001.

6. Вебер Г. Кризисы любви: системная психотерапия Берта Хеллингера. М., 2001.

7. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. №4. С. 9-20.

8. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.

9. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

10. Гасин Э.А. Психотерапия прощения // Вопросы психологии. 1999, №4.

11. Гери Ф. Келли. Основы современной сексологии. СПб; М.; Харьков; Минск, 2000.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 2001.

13. Грбнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирования семьи / пер. с англ. М., 2004.

14. Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. 2000, №4. С. 51-58.

15. Егидес А.П. Лабиринты общения. М., 2001.

16. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М., 2003.

17. Здравомыслова О.М. Семьи и общество: тендерное исследование российской трансформации. М., 2003.

18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. Самара, 2001.

19. Квинин В. Прикладная психологий. СПб, 2000.

20. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль, 2002.

21. Коростылова Л.А. психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб, 2000.

22. Литвак М.Е. Секс в семье и на работе. Ростов н/Д., 2001.

23. Мингалиева М., Ничипоренко Н. Зрелые межличностные отношения: условия развития // Прикладная психология и психоанализ. 2001, №2. с. 57-66.

24. Пинт Л. Люблю – ненавижу. М., 2000.

25. Поликарпов В.А. Психология первой любви. М., 2002.

26. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002.

27. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПбГУ, 2001.

28. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. М., 2002.

29. Сатир В. Психотерапии семьи. СПб.: Речь, 2000.

30. Семья вчера, сегодня, завтра. Выпуск 1 / Автор проекта Рахавия Т.Х. М., 2003.

31. Старшенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. М., 2003.

32. Харитонов А. П.. Тимченко Г. Г. Психологическая помощь семьям профессиональных военнослужащих. М.: Военный Университет, 2002. 302 с.

33. Хмелевская И. Как выжить друг с другом. М., 2002.

34. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкид В.. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Приоритетные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации на современном этапе (на материалах Тюменской области)
  2. Труд и семья в сознании населения современной России
  3. Наука в современном обществе
  4. Конституция СССР 1977г (разработка, содержание, значение)
  5. Разработка технологичского процесса получения экстракта гризеофульвина мощностью 6500 кг/год. по годовому продукту с учетом требований ГОСТ 52249-09 (GMP).
  6. Авторское право на фотографические произведение
  7. Формы организации местной власти
  8. Поиск путей повышения эффективности системы контроля и регулирования работ по реализации проектов на примере Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
  9. Правовые проблемы выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг
  10. Ресурсы института европейской политики
  11. Спец службы и правоохранительные органы Франции
  12. Особенности программно-целевого подхода в государственном управлении в Российской Федерации
  13. Государственно-правовые и политические связи государств мира с их бывшими колониями
  14. Гражданское общество и государство
  15. Организация контроля в органах государственного (муниципального) управления
  16. Методы развития творческих способностей старшеклассников
  17. Семиотика моды по Ролану Барту, книги системы моды статьи по семиотике культуры
  18. Конспект реферат по истории
  19. 2Анализ состояния и эффективности использования основных фондов на ООО шахта «Добропольская».
  20. Уголовно правовая характеристика организации преступного сообщества или участия в нем
  21. Россия в XIX веке
  22. Проблемы развития Российской Федерации в условиях новой геополитической реальности в 1990-2000-х гг
  23. Революции нового времени (Англия, Голландия, Франция) в сравнении
  24. Особенности авторского права в современных гражданско-правовых отношениях
  25. Метод «шесть сигм» в системе методов управления качеством
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: