Актуальность исследования. Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного молодого человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для людей молодого возраста, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Перед ними стоят задачи, связанные как с принятием новой роли в социуме, так и с самоопределением себя в профессии. Это и сдача выпускных экзаменов, и поступление в вуз, и будущее трудоустройство, и увеличение общего количества межличностных взаимодействий и другие не менее стрессовые ситуации, связанные со становлением необходимой самостоятельности.
В настоящее время ситуация обстоит таким образом, что далеко не всем молодым людям удается с ними успешно справиться. По данным Федеральной службы государственной статистики 20 % выпускников не находят работу в первый год после окончания учебы. По итогам проведения мониторинга состояния рынка труда Минобрнауки России предоставляет такую информацию: 11 % среди выпускников высших профессиональных учреждений имеют риск быть нетрудоустроенными, среди выпускников средне-профессиональных учреждений их процент равен 10.
В настоящее время сложилась такая ситуация, что получение высшего образования не гарантирует выпускникам успешной адаптации по окончанию вуза, как не обеспечивает и уверенности в будущем трудоустройстве, и эффективной реализации себя в трудовой деятельности.
Так, при современном обучении в вузе студенты получают необходимые знания, умения и навыки, но зачастую, даже являясь выпускниками с отличными знаниями, они не обладают способностью эффективно адаптироваться к меняющимся условиям жизни, не знают, как вести себя в трудных жизненных ситуациях, не умеют грамотно справляться со стрессом.
Сегодня у современного студента можно отметить отсутствие четкой целостной модели собственного жизненного пути, а также - и это важно, отсутствие у него практических навыков на этапе «выхода в жизнь», несформированность смысловой саморегуляции. Таким образом, в жизненно важный период становления студент выходит социально неприспособленным.
Конечно, государство принимает меры по социальной поддержке молодежи, но как показывает практика, не все могут ими воспользоваться.
Таким образом, очевидна исследовательская проблема, которая обусловлена противоречием между создавшейся социальной обстановкой, условиями, требующими максимальной адаптации, умения эффективно справляться с постоянно поступающим стрессом и меняющимися условиями жизнедеятельности и недостаточным уровнем жизнестойкости, незнанием необходимых навыков саморегуляции, нехваткой знаний по использованию личностного резерва и потенциала личности.
Механизмом повышения необходимой адаптации студентов может выступить жизнестойкость личности, развивать которую необходимо еще в школьные годы, чтобы подготовить молодых людей к предстоящим стрессовым ситуациям в их жизни.
Категория жизнестойкости относится к категориям психологии личности, расширяющим разъяснительный потенциал феноменологии становления, адаптации личности, совладающего поведения.
Проблема устойчивости человека перед лицом жизненных трудностей всегда была интересна и значима, привлекала и привлекает внимание философов, медиков, просветителей, поэтов и писателей, педагогов, психологов.
В настоящее время эта тема преодоления и оптимального проживания сложных жизненных периодов весьма актуальна.
Бурные социальные, экономические, политические изменения в обществе, увеличивающийся информационный поток, скорость технических и технологических изменений отражаются на психологическом здоровье человека, провоцируя стрессы, неврозы, неадекватное поведение, депрессивные состояния.
Поэтому все больше интереса среди исследователей вызывают вопросы субъективного благополучия, качества жизни, вопросы жизнеспособности и жизнестойкости человека.
При угрозе жизни, угрозе социальному или психологическому благополучию человека проблема его психологической устойчивости перед лицом трудностей актуализируется.
Идея жизнестойкости подразумевает оптимальную реализацию человеком своих психологических возможностей в неблагоприятных жизненных ситуациях «психологическую живучесть» и «расширенную эффективность» в этих ситуациях.
Разнообразные факторы внешней среды, внутренней психологической жизни, индивидуальные особенности психики, специфика ситуаций взаимодействия человека с миром способствуют или не способствуют развитию и проявлению жизнестойкости, как интегрального свойства личности человека.
Объект исследования: психологические особенности жизнестойкости студенческой молодежи.
Предмет исследования: процесс функционирования психологических особенностей жизнестойкости студенческой молодежи.
Цель исследования: изучить психологические особенности жизнестойкости студенческой молодежи.
Задачи исследования:
рассмотреть феномен жизнестойкости;
проанализировать исследования по жизнестойкости студентов;
показать психологические особенности совершеннолетних студентов.
1.1 Понятие жизнестойкости
Социально-экономические изменения, происходящие на постсоветском пространстве с 90-х годов прошлого века, не только изменили актуальные условия жизни населения, но и привели к тому, что молодые мужчины и женщины вынуждены выстраивать адаптационные модели поведения, основанные прежде всего на собственных ресурсах и возможностях. В этих условиях система высшего образования рассматривается ими не только как фактор социализации личности, её профессионального обучения, но и как механизм, в определённых условиях выполняющий функцию своеобразного «социального лифта», который позволяет наиболее способным подняться на более высокие уровни социальной иерархии.
Необходимость получения профессионального образования, дающего преимущества на рынке труда, существенно повышает территориальную мобильность молодежи из автономных территорий России, в которых недостаточно развиты возможности получения престижной профессиональной подготовки. Закономерным следствием этих межрегиональных миграционных процессов является повышение доли студентов из автономных территорий Российской Федерации в вузах крупных научно-образовательных центров Сибири.
Специфика проблем адаптации этих студентов к условиям образовательной среды вуза, как известно, заключается в том, что наряду с необходимостью приспособления к качественно новым нормам и правилам учебной деятельности в условиях высшей школы, студенты из автономных территорий вынуждены вписываться в иную социокультурную среду, пересматривать свои устоявшиеся привычки и выстраивать своё поведение в соответствии с иными нормами и правилами. Результативность этих процессов у разных студентов неодинакова. Существенное значение при этом имеют психологические характеристики личности, способствующие или препятствующие эффективности адаптации к социокультурным условиям крупных научно-образовательных центров. Особый интерес для оценки личностных ресурсов психологической устойчивости в ситуациях неопределенности будущего, необходимости приобретения навыков жизнедеятельности в новой социальной среде, представляет интегральная психологическая характеристика «жизнестойкость» (hardiness), которая была впервые введена в начале 80-х лет прошлого века С. Кобейса и С. Мадди [1, 3]. Выделенный в ходе исследований психологических ресурсов стрессоустойчивости, этот трехкомпонентный личностный конструкт характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и успешность деятельности. По современным представлениям, компоненты жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска), не являются врожденными качествами, а, формируясь в детстве и подростковом возрасте, развиваются и в более зрелом возрасте человека [3]. Как показано в ряде исследований, жизнестойкость тесно связана с другими позитивными характеристиками личности, составляющими её адаптационный ресурс [3, 7]. Взаимосвязи жизнестойкости с социальной поддержкой, культурным шоком, практиками здоровья, напряженностью и темпом жизни, установленные в исследованиях [1, 6], позволяют предполагать чувствительность этой комплексной личностной переменной к изменениям условий жизнедеятельности человека и использовать её актуальное состояние для определения уровня и проблем адаптации к ним.
Феномен жизнестойкости является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека. Феномен (греч. phainomenon - являющееся) - понятие, означающее явление, данное нам в опыте. Человек обнаруживает жизнестойкость в определенных ситуациях вне зависимости от знаний и пониманий этой данности личности.
По словам В. П. Зинченко, «личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия» [6]. Решение жизненных проблем в непредсказуемом мире - это вопросы личностного развития человека.
Остановимся на наиболее важных аспектах философии и психологии, которые отражают общий подход к пониманию жизнестойкости как феномена развивающейся личности человека.
Еще в философских учениях античности проблема устойчивости человека перед невзгодами жизни была очень актуальна. Философы школы стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) обосновывали разумную природу человека и необходимость стоического отношения к происходящим событиям, которые уже не зависят от человека. В учении стоиков поднимался важный вопрос о возникновении эмоциональных переживаний человека, связанных не с происшедшими событиями, а именно с отношением к этим событиям. Осмысливалась установка на то, что никакие невзгоды не могут причинить вред человеку против его воли.
Философы-стоики рассматривали вопросы отношения к миру, проблемы возможностей и ограничений человека в этом мире. Они подчеркивали значение индивидуального выбора и значение для человека приближения к добродетельной жизни; отмечали важность формирования добрых привычек; подчеркивали необходимость отвечать на события разумом, а не эмоциями; рассматривали вопросы возможностей и ограничений человека в этом мире.
Также в учении стоиков отмечалась важная роль социального компонента в жизни человека, осознание человеком своего вклада в ценность мирового целого, вопроса долга как принятия на себя решения жизненной задачи и исполнения ее в меру своих способностей.
Важно и интересно подчеркнуть, что известные представители стоицизма в описании потомков остались именно как жизнестойкие люди. Эпиктет (50 г. н. э. - 125 г. н. э.) поражал современников своим юмором и спокойствием, сосредотачивал внимание на практической стороне философии, в его лице философия становилась жизнью, сам он себя считал учителем добродетельной жизни. Марку Аврелию (121 г. н. э. - 180 г. н. э.), императору Рима, автору возвышенно этического трактата «Размышления», удалось строить свою жизнь, часто в очень неблагоприятных обстоятельствах, в полном согласии с предписаниями своей книги «мыслей самому себе» [9].
В современный период развития общества быстрые изменения в социальной, культурной жизни ставят вопросы быстротечности, неопределенность, проблему индивидуального самоосуществления человека.
Возникшее в современном мире такое направление философии как экзистенциализм, заставляет человека задуматься о неопределенности, парадоксальности человеческой жизни, которая может преодолеваться через самостоятельную решительность человека (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Личность растет, выбирая, и приходит в упадок, пребывая в нерешительности.
Рассматривая способность человека противостоять трудностям жизни, философы-экзистенциалисты обращаются к таким понятиям, как свобода и сознательность выбора, ответственность и долженствование, нахождение смысла в происходящем. Все эти философские категории находят свое место в современных психологических исследованиях личности человека.
В психологической науке исследование вопросов, связанных с возможностью человека развивать психологические способности в трудных ситуациях, и тем самым, личностно развиваться в самых неблагоприятных обстоятельствах жизни относятся к изучению стрессоустойчивости, субъектности, жизненных миров личности.
Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Термин hardiness, введенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», Д. А. Леонтьев предложил обозначать как «жизнестойкость» [8].
С. Мадди, ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея, рассматривал феномен жизнестойкости с точки зрения целостного подхода к личности. Его лонгитюдное исследование личностных особенностей служащих одной из компаний, которые в условиях постоянно действующего стресса не только не покинули компанию, но и улучшили свою профессиональную деятельность, привели к выявлению у данных служащих структуры установок и умений, способствующих превращению ситуации стресса в ситуацию проявления своих возможностей.
Учение С. Мадди о жизнестойкости согласуется с его теорией личности, которую он определяет как теорию активации, вариант модели согласованности (теория активации С. Мадди, Д. Фиске). Данная теория описывает согласованность или несогласованность между привычным и реально необходимым для данной ситуации уровнями активации или напряжения психики человека.
Понятие активации при этом обозначает уровень энергичности, который включает как психологическую, так и нейропсихологическую компоненту. Данная теория подчеркивает важность информации и эмоционального опыта, получаемого человеком в результате взаимодействия с окружающим миром.
Термин hardiness, введенный С. Мадди С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», Д. А. Леонтьев предложил обозначать как «жизнестойкость» [17].
Перевод Д. А. Леонтьевым hardiness как жизнестойкости придало этому термину значимую эмоциональную окраску. Сам термин «жизнестойкость» является привлекательным, так как включает эмоционально насыщенное слово «жизнь» и актуальное психологическое свойство, выраженное термином «стойкость».
Сам по себе феномен жизни можно отнести к различным уровням организации человека. «Жизнь телесная и стремление к ее сохранению, материальному поддержанию, жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной - все эти стороны жизни неизменно оказывались в центре внимания философской мысли различных эпох», - отмечает К. А. Абульханова-Славская [2]. Само сущностное наполнение понятия жизнь связано с разными уровнями, сторонами, способами протекания и осуществления данной жизни - от биологического выживания до духовного просветления.
Все уровни жизни связаны и перетекают друг в друга. Начало русских сказов «жил-был» - связывают жизнь витальную, биологическую и жизнь - «жил», проявляющуюся в бытийствовании, действии - «был». Фраза
В.Франкла «Быть - значит отличаться» - показывает значимость индивидуальной самостоятельности человека в построении своей жизни, это уже уровень жизни, связанный с самоосуществлением, а не просто проживанием и бытийствованием. «Жить - быть - отличаться» - вот цепочка осуществления жизни человека.
Концепция, на которую часто опираются при объяснении успешной адаптации в условиях риска, – это концепция жизнестойкости. Термин «жизнестойкость» («hardiness») был предложен S. Maddi в 1967 г. и закреплен в исследовании S. Kobasa. Понятие жизнестойкости не тождественно понятию копинг-стратегий, Если копинг-стратегии – это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности, то «hardiness» рассматривается как черта личности.
Исследования в области жизнестойкости многочисленны, и охватывают самые различные социальные и возрастные группы: женщины, пережившие сексуальное насилие, дети с СДВГ (синдром гиперактивности), фермеры, сельские жители, пожилые люди и др.
С понятием сопротивляемости жизнестойкость роднит наличие тесной связи с позитивным исходом: копинг-стратегии могут принимать как продуктивную, так и непродуктивную форму, даже вести к регрессу, а «жизнестойкость» - черта личности, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста (Мадди, 2005).
Жизнестойкость – интегративное личностное качество, включающее, согласно Кобаза, три компонента. Это вовлеченность (commitment), контроль (control) и вызов (challenge). Эти понятия раскрываются следующим образом (Dalton B., 2006; Kobasa S.C., Maddi S.R., Zola M.A., 1983):
Вовлеченность – «активное участие во всем, что происходит», интерес к жизни, поиск смысла, преданность собственным жизненным целям. Вовлеченности противостоит невовлеченность, чувство отчужденности.
Контроль – готовность влиять на происходящие события, вера в свою способность что-то изменить в ситуации. Противоположность контролю – состояние бессилия, неспособность что-либо изменить.
Вызов – способность учиться на собственном опыте вне зависимости от того, насколько он позитивен, готовность к изменениям ради возможности развиваться в новых обстоятельствах.
Таким образом, жизнестойкость – это «единство установок» («hardy beliefs») на вовлеченность, контроль и вызов. Можно заметить, что эта триада часто встречается в разных сочетаниях в исследованиях сопротивляемости – так, чувство контроля считается одним из наиболее важных личностных ресурсов.
Исследование жизнестойкости – одна из наиболее значительных попыток найти универсальную черту или констелляцию черт, ответственных за успешность адаптации. Однако некоторые авторы предостерегают от рассмотрения сопротивляемости как черты личности, подчеркивая, что это чревато обвинениями детей, которые не справляются с жизненными трудностями, в том, что у них отсутствует сопротивляемость и недооценкой социальных стрессоров и хронических факторов риска. Недооценка контекста, в котором проявляется сопротивляемость, может также привести к созданию теорий, не получающих эмпирического подтверждения и имеющих низкую эвристическую ценность, а также к созданию неэффективных программ (Handbook of Resilience in Children, 2005; Resilience in Children, Families, and Communities, 2005).
Сопротивляемость сегодня рассматривается как сложный конструкт, в котором помимо личностных характеристик и поведения в трудных ситуациях, значительная роль признана за социальным контекстом, внешними ресурсами, в связи с чем, концепция сопротивляемости предоставляет наиболее широкую перспективу и гибкий подход для изучения адаптации и развития человека в неблагоприятных условиях.
Термин «жизнестойкость» активно стал использоваться в психологических исследованиях. Однако важно отметить, что при изучении психологических процессов противостояния человека стрессу, способов преодоления экстремальных ситуаций, способностей к личностному развитию в трудных жизненных обстоятельствах используются различные понятия. Все они, отчасти, являются родственными понятию «жизнестойкость» и, прежде всего, отражают наличие существующих внутренних возможностей человека, которыми он может воспользоваться в различных ситуациях жизни.
Таким образом, жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.