Вступление России в Европейское сообщество, рекомендации Совета Европы о соблюдении единых европейских пенитенциарных правил и стандартов по обращению с заключенными и осужденными, в том числе несовершеннолетними, способствовали значительному изменению российского законодательства, приближая отечественную организацию исполнения наказания к мировым стандартам. Однако несовершеннолетние осужденные в большей степени, чем другие, сталкиваются с проблемами в пенитенциарной системе. Кроме того, именно на них, отбывающих наказание за преступления, совершенные в возрасте 14 - 18 лет, пребывание в местах лишения свободы сказывается особенно негативно.
В последнее время российским обществом, его государственными структурами началось осмысление последствий фактической и правовой незащищенности несовершеннолетних. В этой связи особенно пристального внимания со стороны органов государственной власти заслуживают права несовершеннолетних осужденных, и прежде всего гарантии их обеспечения.
В настоящее время в юридической литературе достаточно много внимания уделяется реализации на практике таких прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи; право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; право на образование и другие.
Не менее значимой, но, к сожалению, не выносимой на широкое обсуждение проблемой для несовершеннолетних осужденных представляется получение ими в местах лишения свободы квалифицированной (профессиональной) юридической помощи, гарантированной ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации. Поскольку по известным причинам (вступление в открытый конфликт не только с другими лицами, но и с государством) права осужденных к лишению свободы подвергаются наиболее серьезным ограничениям, вопрос в получении несовершеннолетними осужденными профессиональной помощи правового характера стоит наиболее остро. Ведь формальное провозглашение прав и свобод личности не имеет существенной практической ценности без наличия эффективного правового механизма их обеспечения.