Таковы, на наш взгляд, основные признаки оперативно-розыскной деятельности, которые в совокупности при их рассмотрении отражают ее сущность1.
С учетом изложенного, как уже было отмечено, в современных условиях очевидна необходимость совершенствовать правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности. Это нужно делать на основе системного подхода к названной проблеме. Она предполагает решение следующих задач:
- надо определить необходимую совокупность нормативных правовых актов, требующих внесения в них соответствующих изменений и дополнений, а также предусмотреть разработку новых актов;
- нужно установить регулятивную значимость таких актов и приоритетность их подготовки;
- следует определить структуру и содержание каждого из таких актов;
- требуется определить разработчиков этих актов и сроки их подготовки.
Каждая из названных задач нуждается в предметном рассмотрении. Здесь же будут изложены ключевые положения, касающиеся только первой из этих задач и в основном относящиеся к вопросам законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности специальным Федеральным законом.
В настоящее время, с учетом острых потребностей практики, целесообразно внести изменения и дополнения лишь в отдельные статьи Закона, в частности в ст. ст. 1, 2, 6, 7, 8, 13, 16, 17, 18.
Вместе с тем Закон нуждается в радикальной переработке. Она должна быть связана с существенными изменениями как его содержания, так и структуры. Таким образом, оптимальным решением данного вопроса являются разработка и принятие Закона в новой редакции.
При разработке проекта нового Закона, а также в процессе решения вопросов, связанных с внесением изменений и дополнений в ныне действующий Закон, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие основные положения.
1. Нужно уточнить определение оперативно-розыскной деятельности. Оно должно отражать новый современный уровень понимания сущности такой деятельности.
2. Следует более полно и четко сформулировать задачи ОРД с учетом потребностей современной практики и правоохранительной деятельности. В ст. 2 действующего Закона эти задачи перечислены не все.
3. Нужно предусмотреть нормы, регулирующие действие Закона в пространстве и во времени, а также определяющие язык, применяемый в сфере оперативно-розыскной деятельности.
4. Необходимо дать основные понятия, используемые в Законе.
5. Надо расширить перечень и раскрыть содержание принципов оперативно-розыскной деятельности.
6. В Законе необходимо предусмотреть отдельные нормы, закрепляющие важные положения о субъектах оперативно-розыскной деятельности.
7. Следует внести существенные изменения в нормы, регулирующие вопросы содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
8. Нужно сформулировать специальные нормы, посвященные оперативно-розыскным средствам.
9. Необходимо внести существенные изменения в нормы, регулирующие оперативно-розыскные мероприятия, основания и условия их проведения.
10. Необходимо ввести в Закон новое понятие - "оперативно-розыскное производство".
11. Предусмотреть в Законе нормы, определяющие основные положения организации оперативно-розыскной деятельности.
12. Более четко урегулировать деятельность соответствующих субъектов по проведению ими контроля и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
13. На законодательном уровне (Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и УПК РФ) нужно решить вопрос о придании результатам названной деятельности статуса доказательств в уголовном процессе2.