Необходимо иметь ввиду, что как и всем объектам промышленной собственности, товарным знакам присущ территориальный характер охраны прав на данные объекты (принцип территориальности). В соответствии с этим принципом правовая охрана товарных знаков осуществляется только в рамках национальной юрисдикции, при этом государство вправе не признавать права на данные объекты интеллектуальной собственности, которые возникли в пределах правопорядка другого государства. Тем самым, именно при охране товарных знаков территориальный характер действия проявляется наиболее явно, так как право на данный объект интеллектуальной собственности возникает в силу проведения процедуры регистрации и получения специального охранного документа, а не в силу факта создания объекта, как это предусмотрено в авторском праве. Следовательно, для того чтобы товарный знак как объект интеллектуальной собственности пользовался охраной на территории другого государства, необходимо провести процедуру регистрации именно в том государстве, где он будет использоваться.
Эффективная охрана прав на товарные знаки может осуществляться лишь при использовании определенной системы контроля за соблюдением прав правообладателей, которая бы включала в себя несколько этапов надзорных мероприятий. Так, первичный контроль в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности должны осуществлять таможенные органы, при пересечении товарами границы таможенной территории государства (если имеет место импорт). Последующий контроль проводится на внутреннем рынке государства с целью выявления признаков нарушения законодательства в области интеллектуальной собственности, который проводят уполномоченные на это государством органы (таможенные органы, полиция, органы по надзору за рынком и др.). С целью повышения качества проведения первичного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, при пересечении территории Таможенного союза, был создан Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза (Единый реестр).
Данный Единый реестр был создан в соответствии с Соглашением от 21 мая 2010 года «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза» и содержит в себе информацию о товарных знаках, знаках обслуживания, объектах авторских и смежных прав, подлежащих правовой охране в каждом из государств - членов таможенного союза.
Для ускорения процесса взаимодействия и улучшения качества работы между таможенными органами России, Беларуси и Казахстана был принят «Регламент взаимодействия таможенных органов государств - членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (утвержден Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 290). Данный регламент закрепил основные положения в сфере подачи и рассмотрения таможенными органами государств-членов Таможенного союза заявлений о включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр.
В рамках национального законодательства Российской Федерации был принят Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который закрепил основные полномочия таможенных органов Российской Федерации и расширил их полномочия в сфере охраны интеллектуальной собственности по сравнению с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.
Внесение сведений в Единый реестр осуществляется путем простой подачи письменного заявления на русском языке в центральный таможенный орган государства – члена Таможенного союза. При этом, заявление от имени правообладателя, не имеющего постоянного представительства на таможенной территории таможенного союза, может быть подано через лиц, имеющих постоянное местонахождение (зарегистрированных) на территории одного из государств - членов таможенного союза. Если заявление подается лицом, представляющим интересы правообладателя, то к заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу, действие которой должно распространяться на всю территорию Таможенного союза.
Одновременно с заявлением представляется письменное обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. При этом, в целях гарантии исполнения такого обязательства, правообладатель обязан также представить договор страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, имеющий юридическую силу во всех государствах - членах таможенного союза. Страховая сумма, указанная в таком договоре, не должна быть менее 10 (десяти) тысяч евро.
Стоит отметить, что срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, устанавливаемый при включении в Единый реестр, не может превышать срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в том государстве - члене таможенного союза, в котором этот срок истекает раньше.
Важным также является и то, что плата за включение объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр не взимается.
Однако для получения возможности внесения сведений о товарном знаке в Единый реестр правообладателю необходимо получить правовую защиту на данный товарный знак во всех государствах-членах Таможенного союза. Правовая охрана на товарный знак может быть предоставлена правообладателю, при надлежащей подаче соответствующих отдельных заявок в каждый из уполномоченных органов по регистрации прав на товарный знак государств-членов Таможенного союза.
Впрочем, заявители также могут воспользоваться и международной системой регистрации прав на товарный знак, которая создана и действует в рамках Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков 1891 года и Мадридского протокола 1989 года. Вышеуказанные международные соглашения образуют Мадридский союз, в который входят 85 государств и на территории которых правообладатель может получить правовую охрану товарного знака путем подачи единой международной заявки через национальное ведомство в Международное бюро ВОИС. Такая система, безусловно, имеет ряд преимуществ. Во-первых, можно получить охрану товарного знака сразу в трех государствах-членах Таможенного союза на основании единой заявки. При этом нет необходимости оплачивать пошлину в каждом отдельном государстве, оплата происходит единовременно, при подаче международной заявки.
Следовательно, в данный момент у правообладателя имеется возможность для выбора необходимого ему способа осуществления регистрации права на товарный знак, в зависимости от личных предпочтений и необходимых условий.
В соответствии с главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров.
Согласно ст. 331 Таможенного кодекса Таможенного союза, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в национальный таможенный реестр или в Единый реестр, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней. По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен не более чем на 10 (десять) рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии со ст. 308 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации. Данная норма позволяет таможеннику действовать ex officio (по служебному долгу): без заявления правообладателя, но с его уведомлением на следующий день приостановить выпуск товаров сроком на 7 дней при выявлении признаков контрафактности.
В соответствии с Планом действия по формированию Единого экономического пространства (это следующий этап интеграции трех государств) принято Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
Соглашение направлено на унификацию принципов регулирования в сфере охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, и предприятий (средств индивидуализации), которые охраняются национальным законодательством Сторон.
Данное Соглашение обязывает Сторон зафиксировать в своем национальном законодательствах такие положения охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, при которых каждое государство-участник Соглашения предоставляет лицам (физическим и юридическим) и результатам интеллектуальной деятельности других государств-участников настоящего Соглашения такой же уровень охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, который оно предоставляет своим собственным лицам (физическим и юридическим) и результатам интеллектуальной деятельности (национальный режим).
При этом Стороны могут применять в своем национальном законодательстве такие нормы, которые будут обеспечивать большую защиту прав интеллектуальной собственности, чем те, которые содержатся в Соглашении, при условии, что они не будут противоречить положениям Соглашения.
Стороны Соглашения предусматривают меры законодательного порядка, которые будут обеспечивать эффективное пресечение оборота контрафактных и фальсифицированных товаров на территории Таможенного союза, а также единые меры по противодействию нарушениям прав интеллектуальной собственности в сети Интернет.
Введение в действие указанного состоялось с 01 января 2012 г., в соответствии с утвержденным Планом по формированию Единого экономического пространства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в рамках Таможенного союза создана единая система контроля для предотвращения поступления контрафактной продукции на рынки государств-членов Таможенного союза, участие в которой для правообладателей не обременено излишними административными формальностями.
Таким образом, необходимо уделять особое внимание перемещению объектов интеллектуальной собственности в режиме импорта/ экспорта, тщательно проверять наличие патентов и других документов правообладания на товар и во избежание неизгладимых последствий обращаться к надежным специалистам в области ВЭД.