Актуальность исследования. Исследования личностных ресурсов относятся к числу актуальных и перспективных направлений в психологии личности, психологии труда, акмеологии. В современном обществе повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. В то же время усиливается воздействие на человека разнообразных стрессогенных факторов таких, как увеличение темпа современной жизни и объема получаемой информации, виртуализация общества, перемены в социальной жизни, ухудшение экологической обстановки, природные и техногенные катаклизмы и др.
Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.
Наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания является категория представителей социономических профессий. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся. Кроме того, большинство школьных представителей социономических профессий – женщины, поэтому к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.
В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторов, способствующих его появлению. В теоретическом плане требует обоснования проблема взаимодействия факторов выгорания и ресурсов преодоления выгорания, поэтому необходимо определение и конкретизация личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, способных не допустить появления выгорания. В практическом плане становится актуальной проблема выявления системообразующих личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, позволяющих более целенаправленно строить систему профилактики профессионального выгорания представителей социономических профессий. Для того чтобы стимулировать рост качества жизни и профессиональной деятельности представителя социономической профессии, продлевать его нахождение на пике профессионального и личностного расцвета, необходимо стимулировать развитие личностных ресурсов, способных, подобно иммунитету, противостоять факторам, вызывающим выгорание. Стремление найти пути разрешения указанных проблем определило выбор темы данного исследования.
Взаимовлияние профессии и личности признается большинством зарубежных и отечественных исследователей (А. Адлер, Дж. Холланд, Д. Сьюпер, К.М. Гуревич, К.К. Платонов, Е.А. Климов, В.А. Бодров). Человек не только испытывает воздействие со стороны профессиональной деятельности, но может сам активно воздействовать на профессию, изменяя отношение к профессии и способы выполнения деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.М. Митина).
По признанию отечественных специалистов представители социономических профессийческая деятельность – один из наиболее деформирующих личность видов профессиональной деятельности (Л.М. Митина, Р.М. Грановская). Сложившийся комплекс экономических и социально-психологических проблем, а также падение престижа представители социономических профессийческой профессии, сделал труд учителя чрезвычайно эмоциональным и напряженным (О.Н. Гнездилова). В последние годы в России, так же как и в развитых странах всё чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Г. Фрейденберг, К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, Е. Хартман, А. Пайнс и др.). Из отечественных исследователей проблемой выгорания занимались В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Н.Г. Осухова, Н.В. Самоукина и др.
Профессиональное выгорание многими учеными изучается как проблема профессиональной деформации личности (Г.С. Абрамова, В.В. Бойко, О.Т. Ефименко, Э.Ф. Зеер, Р. Кочунас, Л.М. Митина, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фонарёв, Т.В. Форманюк , А.А. Хван, А.И. Щербаков, Ю.А. Юдчиц и др.). О.Т. Ефименко, А.А. Хван описаны астенические изменения личности в процессе выгорания. Л.М. Митина обращает внимание на негативные изменения морали и дегуманизацию личности, размывание женской идентичности в связи с интериоризацией профессиональных стереотипов в ригидные новообразования личности. Э.Ф. Зеер , Э.Э. Сыманюк отмечают присутствие признаков эмоционального выгорания в каждом нормативном профессионально обусловленном кризисе. К. Обуховский рассматривает вероятность «предметизации» личности чрезмерно вовлечённой в профессию, которая является слишком узким источником смысла жизни при отсутствии жизненной концепции. Н. Водопьянова и Е. Старченкова расценивают «болезненную зависимость от работы», стресс, одиночество, неудовлетворённость жизнью как факторы выгорания.
А.Р. Фонарёв указывает на жизненный модус служения людям как на самую вероятную причину выгорания, Р. Кочунас пишет о предрасположенности к выгоранию личностей чувствительных, эмпатийных, гуманистически ориентированных и склонных к отождествлению с другими людьми. Но Н. Водопьянова и Е. Старченкова , напротив, рассматривают эмпатию как один из факторов профилактики выгорания, а К. Штайнер определяет позитивную экзистенциальную позицию как необходимое условие конструктивного профессионального и личного сотрудничества (центрированного поведения).
Недостаточная разработанность проблемы в теории и практике, ее актуальность предопределили выбор темы данного исследования, целью которого стало теоретическое обоснование и экспериментальное изучение связи профессионального выгорания с личностными особенностями представителей социономических профессий.
Объектом исследования являются личностные особенности представителей социономических профессий.
Предмет исследования: связь профессионального выгорания с личностными особенностями представителей социономических профессий.
Гипотезой послужило предположение, что личностные особенности представителя социономической профессии определяют предрасположенность к профессиональному выгоранию.
Цель исследования: изучить взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и мотивации достижения у представителей социономических профессий.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
дать теоретический анализ проблем профессионального выгорания в отечественной и зарубежной психологии;
показать синдром эмоционального выгорания у представителей социономических профессий;
определить взаимосвязь профессионального выгорания и мотивации достижения;
определить характер и методическое обеспечение исследования;
проанализировать результаты проведенного исследования;
дать рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания у представителей социономических профессий.
Для решения практических задач исследования использовались следующие методы и методики:
1) анализ психолого-представители социономических профессийческой и методической литературы;
2) для исследования феномена профессионального выгорания – методика В.В. Бойко ;
3) с целью изучения личностных особенностей представителей социономических профессий - Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”);
4) методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях проявления синдрома профессионального выгорания и его связи с личностными особенностями представителей социономических профессий.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы, во-первых, для модификации системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации представители социономических профессийческих кадров; обновления организационно-методической базы деятельности указанных специалистов. Во-вторых, полученные результаты могут быть использованы для организации работы по профилактике профессионального выгорания у представителей социономических профессий. В-третьих, данное исследование может быть полезно преподавателям и студентам, изучающим проблему профессионального выгорания на таких предметах как психология, представители социономических профессий и др.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.