Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и мотивации достижения у представителей социономических профессий





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты синдрома профессионального выгорания и мотивации достижения у представителей социономических профессий 9

1.1 Теоретический анализ проблем профессионального выгорания в отечественной и зарубежной психологии 9

1.2 Синдром эмоционального выгорания у представителей социономических профессий 17

1.3 Взаимосвязь профессионального выгорания и мотивации достижения 25

Выводы по главе 1 34

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи синдрома профессионального выгорания и мотивации досижения у представителей социономических профессий 36

2.1 Организация исследования и методическое обеспечение 36

2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи синдрома профессионального выгорания и мотивации достижения у представителей социономических профессий 47

2.3 Рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания у представителей социономических профессий 53

Выводы по главе 2 56

Заключение 59

Список использованной литературы 62

Введение

Актуальность исследования. Исследования личностных ресурсов относятся к числу актуальных и перспективных направлений в психологии личности, психологии труда, акмеологии. В современном обществе повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. В то же время усиливается воздействие на человека разнообразных стрессогенных факторов таких, как увеличение темпа современной жизни и объема получаемой информации, виртуализация общества, перемены в социальной жизни, ухудшение экологической обстановки, природные и техногенные катаклизмы и др.

Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.

Наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания является категория представителей социономических профессий. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся. Кроме того, большинство школьных представителей социономических профессий – женщины, поэтому к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.

В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторов, способствующих его появлению. В теоретическом плане требует обоснования проблема взаимодействия факторов выгорания и ресурсов преодоления выгорания, поэтому необходимо определение и конкретизация личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, способных не допустить появления выгорания. В практическом плане становится актуальной проблема выявления системообразующих личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, позволяющих более целенаправленно строить систему профилактики профессионального выгорания представителей социономических профессий. Для того чтобы стимулировать рост качества жизни и профессиональной деятельности представителя социономической профессии, продлевать его нахождение на пике профессионального и личностного расцвета, необходимо стимулировать развитие личностных ресурсов, способных, подобно иммунитету, противостоять факторам, вызывающим выгорание. Стремление найти пути разрешения указанных проблем определило выбор темы данного исследования.

Взаимовлияние профессии и личности признается большинством зарубежных и отечественных исследователей (А. Адлер, Дж. Холланд, Д. Сьюпер, К.М. Гуревич, К.К. Платонов, Е.А. Климов, В.А. Бодров). Человек не только испытывает воздействие со стороны профессиональной деятельности, но может сам активно воздействовать на профессию, изменяя отношение к профессии и способы выполнения деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.М. Митина).

По признанию отечественных специалистов представители социономических профессийческая деятельность – один из наиболее деформирующих личность видов профессиональной деятельности (Л.М. Митина, Р.М. Грановская). Сложившийся комплекс экономических и социально-психологических проблем, а также падение престижа представители социономических профессийческой профессии, сделал труд учителя чрезвычайно эмоциональным и напряженным (О.Н. Гнездилова). В последние годы в России, так же как и в развитых странах всё чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Г. Фрейденберг, К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, Е. Хартман, А. Пайнс и др.). Из отечественных исследователей проблемой выгорания занимались В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Н.Г. Осухова, Н.В. Самоукина и др.

Профессиональное выгорание многими учеными изучается как проблема профессиональной деформации личности (Г.С. Абрамова, В.В. Бойко, О.Т. Ефименко, Э.Ф. Зеер, Р. Кочунас, Л.М. Митина, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фонарёв, Т.В. Форманюк , А.А. Хван, А.И. Щербаков, Ю.А. Юдчиц и др.). О.Т. Ефименко, А.А. Хван описаны астенические изменения личности в процессе выгорания. Л.М. Митина обращает внимание на негативные изменения морали и дегуманизацию личности, размывание женской идентичности в связи с интериоризацией профессиональных стереотипов в ригидные новообразования личности. Э.Ф. Зеер , Э.Э. Сыманюк отмечают присутствие признаков эмоционального выгорания в каждом нормативном профессионально обусловленном кризисе. К. Обуховский рассматривает вероятность «предметизации» личности чрезмерно вовлечённой в профессию, которая является слишком узким источником смысла жизни при отсутствии жизненной концепции. Н. Водопьянова и Е. Старченкова расценивают «болезненную зависимость от работы», стресс, одиночество, неудовлетворённость жизнью как факторы выгорания.

А.Р. Фонарёв указывает на жизненный модус служения людям как на самую вероятную причину выгорания, Р. Кочунас пишет о предрасположенности к выгоранию личностей чувствительных, эмпатийных, гуманистически ориентированных и склонных к отождествлению с другими людьми. Но Н. Водопьянова и Е. Старченкова , напротив, рассматривают эмпатию как один из факторов профилактики выгорания, а К. Штайнер определяет позитивную экзистенциальную позицию как необходимое условие конструктивного профессионального и личного сотрудничества (центрированного поведения).

Недостаточная разработанность проблемы в теории и практике, ее актуальность предопределили выбор темы данного исследования, целью которого стало теоретическое обоснование и экспериментальное изучение связи профессионального выгорания с личностными особенностями представителей социономических профессий.

Объектом исследования являются личностные особенности представителей социономических профессий.

Предмет исследования: связь профессионального выгорания с личностными особенностями представителей социономических профессий.

Гипотезой послужило предположение, что личностные особенности представителя социономической профессии определяют предрасположенность к профессиональному выгоранию.

Цель исследования: изучить взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и мотивации достижения у представителей социономических профессий.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

дать теоретический анализ проблем профессионального выгорания в отечественной и зарубежной психологии;

показать синдром эмоционального выгорания у представителей социономических профессий;

определить взаимосвязь профессионального выгорания и мотивации достижения;

определить характер и методическое обеспечение исследования;

проанализировать результаты проведенного исследования;

дать рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания у представителей социономических профессий.

Для решения практических задач исследования использовались следующие методы и методики:

1) анализ психолого-представители социономических профессийческой и методической литературы;

2) для исследования феномена профессионального выгорания – методика В.В. Бойко ;

3) с целью изучения личностных особенностей представителей социономических профессий - Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”);

4) методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях проявления синдрома профессионального выгорания и его связи с личностными особенностями представителей социономических профессий.

Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы, во-первых, для модификации системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации представители социономических профессийческих кадров; обновления организационно-методической базы деятельности указанных специалистов. Во-вторых, полученные результаты могут быть использованы для организации работы по профилактике профессионального выгорания у представителей социономических профессий. В-третьих, данное исследование может быть полезно преподавателям и студентам, изучающим проблему профессионального выгорания на таких предметах как психология, представители социономических профессий и др.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.

Заключение

В современном обществе повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. В то же время усиливается воздействие на человека разнообразных стрессогенных факторов таких, как увеличение темпа современной жизни и объема получаемой информации, виртуализация общества, перемены в социальной жизни, ухудшение экологической обстановки, природные и техногенные катаклизмы и др.

Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.

Представленная работа посвящена проблеме профессионального выгорания представителей социономических профессий. Целью нашей курсовой работы стало теоретическое обоснование и экспериментальное изучение связи профессионального выгорания с личностными особенностями представителей социономических профессий.

Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:

Изучена и проанализирована литература по данной проблеме.

Проведено экспериментальное исследование профессионального выгорания представителей социономических профессий.

Проведено диагностическое изучение личностных особенностей представителей социономических профессий.

Выявлена связь профессионального выгорания с личностными особенностями представителей социономических профессий.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования, подтверждает гипотезу о том, что личностные особенности представителей социономических профессий определяют предрасположенность к профессиональному выгоранию. Проведенный нами корреляционный анализ подтвердил связь между исследуемыми характеристиками.

Выявлена прямая связь между стадиями профессионального выгорания и личностными особенностями представителей социономических профессий (чем выше показатель таких личностных особенностей, как невротичность, депрессивность, застенчивость, эмоциональная лабильность, феминизм, тем более сформирован синдром профессионального выгорания у представителей социономических профессий). И напротив, представители социономических профессий с не сформировавшимся синдромом, являются более маскулинными, обладают гораздо менее выраженными невротичностью и депрессивностью, они менее застенчивы (что подтверждается менее выраженной феминностью), а также имеют менее выраженную эмоциональную лабильность.

Данные особенности в случае появления профессионального выгорания проявляются через симптомы : симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенности собой», симптом «загнанности в клетку», симптом «тревоги и депрессии», симптом «неадекватного эмоционального реагирования», симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», симптом «расширение сферы экономии эмоций», симптом «личностной отстраненности», симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»

У большинства представителей социономических профессий регистрируется высокий уровень выгорания – 47,5 %, средний – у 32,5 %, у остальных – низкий. Больше половины респондентов находятся на стадии «Резистенция» (53,2%).

Различаются представители социономических профессий и по проявлениям выгорания: у представителей социономических профессий выражены проявления чувства безысходности, отчаяния, наблюдаются частые вспышки негодования и деформации процесса общения. Выгорание представителей социономических профессий проявляется в неадекватном эмоциональном реагировании, в упрощении профессиональных обязанностей, формальном их выполнении, а также в ощущении эмоциональной опустошенности.

При этом у большинства представителей социономических профессий группы 1 отмечены сформировавшиеся симптомы профессионального выгорания (симптомы напряжения, истощения, «резистенции»), у представителей социономических профессий второй группы отмечены складывающиеся симптомы напряжения и «резистенции», у представителей социономических профессий 3 группы не отмечены в значимой степени симптомы профессионального выгорания.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, выдвинутая гипотеза о том, что личностные особенности представителя социономической профессии определяют предрасположенность к профессиональному выгоранию подтверждается.

Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как профессиональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих представителей социономических профессий, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также воспитанники, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже направленную на профилактику данного явления.

Список литературы

Анализ состояний психологического кризиса и их динамика [Текст] : Психологический журнал / – М. Спутник +, 2005. – ISSN 1746-2818.

Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М. В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2005. – 527 с.

Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: учебное пособие / В. В. Бойко. - М.: Наука, 2003. – 154 с.

Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова; – М.: Просвещение, 2004.

Васильев, И. А. Мотивация и контроль действий [Текст] : учебное пособие / И. А. Васильев. - Харьков, 2004. – 168 с. – ISBN 5–8429–0545–3.

Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек». Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности./ Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова.- СПб.: Речь, 2003.-С.276-282.

Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: учебное пособие / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2005. – 639 с.

Демина, А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения : учебное пособие / А. Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006. – 236 с.

Козлов, В. Н. Физиология и психология труда : учебное пособие / В. Н. Козлов. – М.: Просвещение, 2004. – 220 с.

Кочунас, Р. Основы психологического консультирования : учебное пособие / Р. Кочунас. - СПб.: Питер, 2005.

Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2007. – 992 с.

Крылова, А. А. Психологические проблемы самореализации личности : учебное пособие / А. А. Крылова. – СПб.: Изд. С-П ун-та, 2003. – 240 с.

Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса : учебное пособие / А. Б. Леонова. - Харьков, 2004.

Макаревич, Р. А. Влияние психологической напряженности на процесс общения воспитателя с учащимися: учебное пособие / Р. А. Макаревич. - СПб.: Питер, 2007. – 267 с.

Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания. Статья к.пс.н., директора Института консультирования ППЛ. Интернет: сайт http://psyfactor.org/

Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Интернет: сайт http://hr-land.com

Менеджмент социальной работы : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Комарова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

Моцкин, Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряжения : учебное пособие / Ю. В. Моцкин. – СПБ.: Алетейя, 2006 – 263 с.

Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования// Психологический журнал.-2001-Т.22,№1-С.90-101.

Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования : учебное пособие / В. Е. Орел. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – 221 с.

Осухова Н.Г., Баринова А.Е. Сгорание на работе// Здоровье, 2003,№9

Практическая психодиагностика. Методика и тесты: учебное пособие / Под ред. Е. И. Комарова. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2007. – 272 с.

Психологический словарь / Авт.-сост. А. В. Петровский. – М.: Просвещение, 2005. – 598 с.

Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости воспитателей: учебное пособие / А. А. Реан. – СПб.: Мирт, 2006. – 249 с.

Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию: учебное пособие / К. Р. Роджерс. – М.: Прогресс, 2004. – 211 с.

Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал.-2002, том 23, №3-c.85-95.

Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания. Интернет: сайт http://www.elitarium/ru.

Селье Г. Стресс без дистресса. М.,1982-109 c.

Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности ( в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. Канд. Психол. наук: М.:РГБ,2002.

Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н. П. Фетискин. - СПб.: Питер, 2006. – 399 с.

Физиологические и психические основы труда : учебное пособие / Под ред. А. Б. Леонова. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2007 – 138 с.

Физиологические и психологические основы научной организации труда : учебное пособие / Под ред. Ю. В. Моцкина. – СПб.: Мирт, 2003. – 237 с.

Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии. 1994.№6 с.54-67.

Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» воспитателя: учебное пособие / Т. В. Форманюк. – М.: Просвещение, 2004. – 356 с.

Холмогорова, А. Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни : учебное пособие / А. Б. Холмагорова. – СПБ.: Алетейя, – 2005. – 213

Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Интернет: сайт http:// edinorog.boom.ru/psimaster/bornout.htm

Щуркова Н.Е. Классное руководство: (теория, методика, технология).- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 222 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Конституционный строй понятие, правовое закрепление, защита
  2. Современные информационные технологии
  3. Государственное управление как система
  4. Обеспечение режима и безопасности при исполнении наказания в виде лишения свободы в современных условиях
  5. Конституционно-правовые основы налоговых отношений в Российской Федерации
  6. Государственное финансирование российской культуры приоритеты, проблемы, перспективы
  7. Особенности регулирования труда женщин, других лиц с семейными обязанностями и лиц не достигших возраста 18 лет
  8. Изменение взаимоотношений церкви и государства в первой половине XVIII века
  9. Методы и средства духовно-нравственного воспитания.
  10. Методика расследования мошенничества
  11. Информационное обеспечение муниципального управления
  12. История развития центральных процессоров
  13. Уголовная ответственность за преступления террористической направленности
  14. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми
  15. Муниципальные финансы
  16. Новые технологии обучения математике 8-11 классъ
  17. Воздушный кодекс - основной источник воздушного права
  18. Система расчетов с покупателями и заказчиками ТСЖ
  19. Секрет популярности массового издания
  20. Понятие организации и ее функции
  21. Контрольная работа по гражданскому праву
  22. Электронное правительство как новый механизм взаимодействия власти и общества
  23. Политика противодействия коррупции в Российской Федерации
  24. Иван Грозный
  25. Государственная регистрация права раздельной собственности супругов основания и порядок внесения сведений в ЕГРП
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: