Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Взаимосвязь личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием





Содержание

Введение 3

Глава 1. Эмоции как особый класс психических процессов 5

1.1 Общая характеристика эмоций и их виды 5

1.2 Эмоциональные процессы и управление эмоциями 6

Глава 2. Эмоциональная регуляция личностных особенностей педагогов 10

2.1 Взаимосвязь эмоций и личностных особенностей педагогов 10

2.2 Роль эмоций в деятельности педагогов 14

3. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием 18

3.1 Исследование взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием 18

3.2 Результаты исследования взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием 20

Заключение 44

Список использованной литературы 47

Приложения 49

Введение

Актуальность исследования. Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные, сложные, опасные.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, то есть сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективными факторами обычно становятся особенности личности, провоцирующие чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности, — личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики.

При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» и «внутренних» факторов, о единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от его индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.

Объект исследования: педагоги, 30 человек – 5 мужчин и 25 женщин.

Предмет исследования: процесс взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что личностные особенности педагогов влияют на их эмоциональное состояние в результате педагогической деятельности.

Цель исследования: изучить взаимосвязь личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием.

Задачи исследования:

рассмотреть общую характеристику эмоций и их виды;

охарактеризовать эмоциональные процессы и управление эмоциями;

показать взаимосвязь эмоций и личностных особенностей педагогов;

определить роль эмоций в деятельности педагогов;

определить исследование взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием;

показать результаты исследования взаимосвязи личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием.

Заключение

Опросник Кеттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р. Б. Кеттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Опросник Кеттелла включает в себя все виды испытаний – и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Каждый фактор содержит не, только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В – общий уровень интеллекта; М – уровень развития воображения; Q1 – восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С – эмоциональная устойчивость; О – степень тревожности; Q3 – наличие внутренних напряжений; Q4 – уровень развития самоконтроля; G – степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А – открытость, замкнутость; Н – смелость; L – отношение к людям; Е – степень доминирования – подчиненности; Q2 – зависимость от группы; N – динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии - интроверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других.

Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе был проведен сбор первичной информации по средствам теста Кеттелла. По данным теста были получены первичные показатели, которые непосредственно отражают результаты проведенных измерений. Первичные статистические показатели – это показатели, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработкой результатов психодиагностики.

На втором этапе исследования была проведена вторичная обработка полученных данных с помощью метода корреляции. Это вторичный метод статистической обработки, с помощью которого на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности, а также проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. При методе корреляции использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмана – позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков. Корреляция проведена для выяснения влияния одних факторов на другие. В ходе проведения исследования по многофакторной личностной методике Р. Кеттелла (форма С) на 105 вопросов группы 82-06 экономического факультета СибГТУ, при помощи метода корреляции были получены следующие результаты:

Заметной связи между 5 факторами, выбранными из 16, нет, так как значение r нет в интервале от 0,6319-0,8721.

Была выявлена связь меньше 0,1 и отрицательная связь между:

Слабость Я – Сила Я и Прямолинейность – Дипломатичность (r=-0,2727);

Слабость Я – Сила Я и Низкое самомнение – Высокое самомнение (r=-0,0758);

Прямолинейность – Дипломатичность и Низкое самомнение – Высокое самомнение (r=0,0394);

Прямолинейность – Дипломатичность и Интроверт – Экстраверт (r=-0,4152);

Низкое самомнение – Высокое самомнение и Интроверт – Экстраверт (r=-0,0727).

Если коэффициент корреляции отрицательный, это означает наличие противоположной связи: чем выше значение одной переменной, тем, ниже значение другой, т.е. существует противоположная связь.

Список литературы

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Спб.: Питер, 2011. – 560-600с.

Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 2009.с.134

Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 2008.с.78

Зеньковский В. В. Педагогика. – М., 2010.с.89

Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека// Вопросы психологии. – 2010. – № 1.с.24

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.с.19

Прохоров А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. – 2010. – № 6.с.37

Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М., 2009.с.15

Прохоров А. О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии. – 2009. – № 3.с.40

Прохоров А. О.: Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности. – М., 2008.с.24

Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2009.с.28

Рубинштейн М. М. Проблемы учителя. – М., 2008.с.178

Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2009.с.190

Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции в педагогической деятельности // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. – М., 2008.с.362

Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2008.с.93

Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.с.261


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Гостиничная индустрия
  2. Отчет по учебной практике по направлению Бизнес-информатика
  3. Прокуратура в вооруженных силах
  4. Реализация творческого потенциала молодежи в досуговой сфере
  5. Историческая школа Германии,ее роль в становлении институционализма
  6. Образ семьи в творчестве Джерома Сэлинджера
  7. Воспитание и образование в древнем Риме, как роль в становлении европейской образовательной среды
  8. Практическое задание по технологии среднего профессионального образования. Развитие познавательных интересов студентов в разных формах опроса
  9. Правосознание и правовая культура
  10. Психологические проблемы (особенности) в работе журналиста-новостника
  11. Досудебное соглашение о сотрудничестве
  12. Особенности перевода названий административно-хозяйственных учреждений с немецкого языка на русский и функционирование каждого учреждения
  13. Метод «шесть сигм» в системе методов управления качеством
  14. Консенсусная демократия Швеции
  15. Размещение внутрихозяйственных дорог и объектов инженерного оборудования территории с/х организации
  16. Исследование Международной организации уголовной полиции (Интерпол)
  17. Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
  18. Нормативно-правовые основы формирования кадрового резерва на муниципальной службе и Опыт формирования и подготовки кадрового резерва в зарубежных странах
  19. Особливості працевлаштування окремих категорій громадян в Україні
  20. Юридическая ответственность за дачу взятки
  21. Государственная служба как профессиональная деятельность
  22. Этика делового общения. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов
  23. Военнопленные тройственного союза на территории Российской империи
  24. Институт усыновления в законодательстве РФ
  25. учебно-ознакомительная практика воинск часть
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: