Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников





Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников 5

1.1 Значение УУД в системе начального образования 5

1.2 Виды УУД в педагогике 7

1.2 Место коммуникативных УУД в системе УУД младших школьников 10

1.4 Возрастные особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников 19

2.Экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД у учащихся 2 класса. 34

2.1 Выявление исходного уровня сформированности коммуникативных УУД у учащихся 2 класса 34

2.2 Разработка и реализация комплекса приёмов и методов формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках 44

2.2 Динамика уровня сформированности коммуникативных УУД у учащихся 2 класса 47

Заключение 52

Список литературы 55

ПРИЛОЖЕНИЯ 58

Введение

Актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных УУД у учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста.

Цель: выявить особенности формирования коммуникативных УУД у учащихся, провести психолого-педагогический эксперимент по формированию коммуникативных УУД у младших школьников.

Объект исследования: коммуникативные УУД младших школьников.

Предмет исследования: условия, при которых происходит формирование коммуникативных УУД у младших школьников.

Гипотеза: если при обучении младших школьников на уроках систематически применять комплекс приёмов и методов для формирования коммуникативных УУД, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных действий учащихся.

Задачи исследования:

 проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

 определить сущность, особенности, значения коммуникативных УУД у младших школьников;

 разработать и реализовать комплекс уроков для формирования коммуникативных УУД младших школьников;

 выявить влияние разработанного комплекса уроков на формирование коммуникативных УУД младших школьников.

Методы исследования:

 анализ литературных источников;

 констатирующий, формирующий и контрольный психолого-педагогические эксперименты;

 обработка результатов исследования.

База исследования: ГБОУ СОШ №242, 2 «А» класс (20 человек). Исследование необходимо провести только на 2 «А» классе (сравнить исходные результаты диагностики с конечными после работы по формированию коммуникативных УУД).

Заключение

Анализируя результаты контрольных классов, необходимо отметить, что после контрольной диагностики уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий в данных классах также произошли изменения, однако не столь существенные, как в экспериментальных классах.

По нашему мнению, это естественные изменения, а совершенствование универсальных учебных действий происходит при любых условиях.

Исходя из статистических выводов, свидетельствующих о повышении уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий, можно сказать, что они относятся именно к самому формирующему воздействию, а не к факторам фона, естественного развития, ошибки изменения и т.д. так как в аналогичных условиях такие изменения не зафиксированы.

Таким образом, полученные данные о формировании регулятивных и универсальных учебных действий на основе разработанной системы упражнений (Технологическая карта), во время формирующего эксперимента убедительно показывают, что разработанные и проведенные мероприятия эффективны и подтвердили результативность данного подхода к организации процесса овладения универсальными учебными действиями учащихся вторых классов.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что регулятивные универсальные учебные действия являются эффективным средством обучения математике.

Проведённое нами исследование показало что, уровень регулятивных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса значительно вырос в сравнении с первичными результатами: 55 % учащихся справились с заданием на высоком уровне (на первичном этапе – 45 %), 45 % - на среднем уровне (39% - на констатирующем этапе). Количество учащихся, не справившихся с заданием, уменьшилось с 16% до 0 %, то есть на этапе повторного определения уровня сформированности регулятивных универсальных действий нет ни одного ученика, который не справился с поставленным заданием.

После проведения анализа результатов экспериментальных классов ________________________________________, следует отметить, что все базовые виды универсальных учебных действий находятся на высоком, выше среднего, среднем уровнях, и только 14% учащихся с низким уровнем сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

Анализируя результаты контрольных классов, необходимо отметить, что после контрольной диагностики уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий в данных классах также произошли изменения, однако не столь существенные, как в экспериментальных классах.

По нашему мнению, это естественные изменения, а совершенствование универсальных учебных действий происходит при любых условиях.

Исходя из статистических выводов, свидетельствующих о повышении уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий, можно сказать, что они относятся именно к самому формирующему воздействию, а не к факторам фона, естественного развития, ошибки изменения и т.д. так как в аналогичных условиях такие изменения не зафиксированы.

Таким образом, полученные данные о формировании регулятивных и универсальных учебных действий на основе разработанной системы упражнений (Технологическая карта), во время формирующего эксперимента убедительно показывают, что разработанные и проведенные мероприятия эффективны и подтвердили результативность данного подхода к организации процесса овладения универсальными учебными действиями учащихся вторых классов.

Формирующий эксперимент включал проведение системы уроков, разработанных в форме технологических карт с различными упражнениями и заданиями, формирующие регулятивные УУД: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка.

Формирующий эксперимент показал положительный результат.

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001.

2. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. [Текст] / О.М. Арефьева // Начальная школа. – 2012, №2. – С. 74 – 78.

3. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Задания для диагностики усвоения связей между понятиями // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №4.

4. Ванцян, А.Г., Нечаева, Н.В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. [Текст] / А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева.- Самара: Издательство учебная литература, 2011.- С. 224.

5. ГМО педагогов-психологов ОУ г.Сургута:

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / СПб.: Питер, 2006.

7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2002.

8. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно – воспитательной деятельности. [Текст] / К.П. Зайцева // Начальная школа. – 2011, №4. – С. 78 – 83.

9. Иванов, ДА. Компетентностный подход как новое качество образования / Д.А. Ива­нов, Л.Ф. Иванова, В. К. Загвоздкин, А.Г. Каспржак. - М., 2001.

10. Интернет-ресурс:

11. Карабанова, ОА. Формирование универ­сальных учебных действий в начальной школе: лекция / О. А. Карабанова [Электронный ресурс]. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=3729

12. Ключевые компетенции 2000 : Программа : Уровни 1, 2, 3, 4, 5. - Key skills L87 0005 (OCR. RECOGNISING ACHIEVMENT). - Oxford, Cambridge and RSA Examinations.

13. Козлицкая И.В. Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – №4.

14. Компетентностный подход как новое ка­чество образования. - М. : Ин-т новых технологий, 2003.

15. Кузнецова С.В. Диагностика уровней сформированности деятельностных способностей у обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №5.

16. Нижегородцева, Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М: Владос, 2001.

17. Официальный сайт БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»:

18. Официальный сайт МОБУ "Лицей №1" г. Оренбурга:

19. Официальный сайт МОУ СОШ№2, Ярославская область, Некрасовский р-он., с.Бурмакино:

20. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования.

21. Регуш, ЛА. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л.А. Регуш. - СПб. : Питер, 2008.

22. Репкина Н.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск: «Пеленг», 1993.

23. Репкина Н.В., Олисова Л.Г. Методическое пособие. – Томск: «Пеленг», 2000.

24. Савин, Е.Ю. Педагогическая психология / Е.Ю. Савин, А.Е. Фомин. - Калуга, 2007.

25. Сальникова С.В., Ткаченко М.О. Уровень сформированности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика //Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – №2.

26. Сиденко А.С., Хмелёва В.С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – 2008. – №4.

27. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – №2.

28. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – №3.

29. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образо­вания [Электронный ресурс]. - http : // stan- dart.edu.ru

30. Чернушевич В.А. Модели учебной деятельности, используемые для анализа и проектирования учебного процесса // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – №1.ъ

31. Федеральный государственный образо­вательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - http: // stan- dart.edu.ru

32. Федеральный государственный образо­вательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - http : // stan- dart.edu.ru

33. http://burmak2.edu.yar.ru/fgos

34. http://cpprk86.ru

35. http://orenlicey.shkola.hc.ru

36. http://www.SurWiki.ru


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Особенности проявления механизмов психологической защиты у подростков
  2. Орловская область
  3. Угловая и линейная перспектива
  4. Стадия назначения судебного заседания и подготовки дела к судебному разбирательству в военных судах
  5. Техническое обследование жилого шестиэтажного кирпичного здания
  6. Основные этапы эволюции бального танца от зарождения до современности
  7. Валидность тестов. Виды и типы валидности. Проблемы расчета валидности
  8. Вступление России в ВТО
  9. Столыпинское аграрное законодательство
  10. Формы организации местной власти
  11. Невменяемость – уголовно правовой аспект
  12. Интерпол
  13. Социальная работа с детьми-инвалидами
  14. Конституционное право
  15. Пестициды
  16. Международный опыт повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства (на примере молочной промышленности)
  17. Осуществление и защита гражданских прав
  18. Власть и личтность
  19. Уголовное право
  20. Ислам, как явление культуры
  21. Неосторожность как форма вины, ее виды
  22. Конституционный строй
  23. Философия права Георга Гегеля
  24. Дознаватель понятие и процессуальный статус
  25. Проблема загрязнения сточных вод
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: