8 сентября 1802 г. Александром I был подписан знаменитый Манифест об учреждении министерств. В ст. I этого документа было записано: "Управление Государственных дел подразделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным руководством Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначать заблагорассудим". Далее в Манифесте были перечислены вновь образуемые отделения или министерства: "1. Военных Сухопутных; 2. Морских Сил; 3. Иностранных Дел; 4. Отделение Юстиции; 5. Внутренних Дел; 6. Финансов; 7. Коммерции и 8. Народного Просвещения".
Современники отмечали, что до этого управление империи представляло собой невообразимый хаос. Оно распределялось между Сенатом, административным и судебным органом, и коллегиями военной, морской, иностранных дел, торговли. Функции некоторых коллегий были неточно разграничены. Такая организация представляла собой "безобразное здание".
После убийства императора Павла I на российский престол взошел его старший сын Александр. Воспитанный лично Екатериной II, он получил блестящее образование. В первые годы правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств и понимал необходимость некоторой модернизации страны.
Были восстановлены отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, объявлена широкая амнистия людям, подвергшимся преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг. Эти меры создали Александру славу либерала.
В 1802 г. устаревшие коллегии, органы исполнительной власти, были заменены министерствами и был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом. 4 марта 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах». Он устанавливал правила освобождения крепостных и наделения их землей. Однако результаты этого указа были невелики. В 1803 г. в России было введено новое положение об устройстве учебных заведений. В этой связи были открыты Харьковский и Казанский университеты.
Цель работы: характеристика основных тенденций судебно–государственного строительства в России при Александре I.
Задачи работы: рассмотреть основные тенденции реформирования государственного управления; охарактеризовать судебно-государственное устройство при Александре 1.