Успешное развитие и само существование России как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Право не может и не должно оставаться в стороне от решения проблем безопасности государства. Более того, в этом ему должна принадлежать ведущая роль.
В последнее время, когда тенденции к экономической стабилизации и укреплению законности внутри страны соседствуют с обострением международного экстремизма, понятия «безопасность» и «стабильность» широко распространились в самых широких слоях населения России. Слова «устойчивое развитие», «национальная безопасность», «общественная безопасность», экономическая, экологическая, информационная безопасность и ряд других широко используются в обществе. Сложность социально-экономической ситуации, перманентный кризис и реальные процессы, происходящие в России, заставляют по-новому взглянуть на казавшиеся ранее незыблемыми принципы общественной и личной безопасности, стабильности общества, защиты государства.
Следует различать не только политические и внешние функции государства, но и основные и не основные.
Основные функции – это главнейшие стороны деятельности государства, которые выражают существенные черты того или иного типа государства. Особенности функции определяются потребностями политического господства данного класса в данную историческую эпоху и, таким образом, государство реализует свое социальное назначение.
Преодоление общественных интересов не путем насилия, а посредством достижения общественного компромисса.
Сегодня, как известно, в соответствии с Законом РФ «О безопасности» акцент всей системы безопасности делается в первую очередь на жизненно важных интересах личности, общества, государства. На практике же получается, что деятельность личности, какой-либо социальной или экономической системы (например, нации, партии, экономики), нацеленная на удовлетворение своих жизненно важных интересов (раскрываемых в упомянутом законе через потребности), превращается в «потребительскую» деятельность человека, «потребительскую» экономику и т.п., которые разрушают общество, уничтожают природу и подрывают, как ни странно, свою же безопасность. Это объясняется тем, что общество и природа не терпят гнета и насилия.
В соответствии с законодательством Российской Федерации органами обеспечения безопасности являются: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы политических дел, внешней разведки, государственной охраны, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные войска, политические войска, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства (ст. 12 Закона о безопасности).
Каждый из этих органов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие - для отражения политических угроз безопасности (органы политических дел, политические войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от политических, так и от внешних угроз. К ним относятся федеральная служба безопасности, таможенные органы.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, в которую входят управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках), которые непосредственно подчиняются в своей деятельности ФСБ России.
Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность и борьба с организованной преступностью.
В связи с эти рассмотрение понятия и компетенции ФСБ России, СВР представляется достаточно актуальным.
Цель исследования: характеристика участия органов государственной безопасности в реализации политических функций государства
Задачи исследования: рассмотреть политические функции государства; охарактеризовать структуру органов государственной безопасности в России; проанализировать участие органов государственной безопасности в реализации политических функций государства.