Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Общечеловеческие ценности и их отражение в курсе нового предмета ОРКСЭ





Содержание

Введение 3

1. Цели и задачи курса ОРКСЭ 6

2. Ценностные характеристики ОРКСЭ 9

Заключение 21

Список использованной литературы 23

Введение

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Известно, что каждая историческая эпоха имеет свою осевую проблему, выражающую главное противоречие и основные тенденции этой эпохи. В первой половине XXI в. на фоне ускоряющихся процессов глобализации и становления постиндустриального общества, осевой проблемой становится взаимодействие цивилизаций.

К каким последствиям для всего человечества может привести осуществление геополитических, культурных и экономических проектов «теоретиков глобализма» — вот некоторые из основных вопросов, от решения которых зависит будущее всего человечества, его судьба.

Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон, Аристотель, другие великие философы древности стремились обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей. Основой их в большинстве философских сочинений древности признается добродетель. Конфуций (551 — 479 до н.э.) понятие добродетели раскрывал через синтетическое качество «жэнь», которое проявляется в более частных качествах — справедливости, верности, искренности и др. Из этого качества Конфуций выводил и свой идеал воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть в становлении качества более важную роль, нежели происхождение. Есть вселенские, вечные, проверенные тысячелетиями принципы добра: бескорыстная любовь, всепрощающая искренность, всеобъемлющая доброта, неподкупная честность, спокойная мудрость, сокровенная истина, смирение, помощь, подвижничество.

В основе всех мировых религиозных учений лежит принцип воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в Ведах, Библии, Коране. В Декалоге — десяти заповедях, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, четыре определяют отношение человека к Богу, а шесть — отношения между людьми. Ввиду своей обобщенности заповеди практически являются общечеловеческими ценностями. Вот они: чти отца твоего и мать твою; не убей; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего.

Ценностный аспект этики является важным в воспитании, духовно-нравственном развитии, становлении и социализации личности и связан с проблемой личностного самоопределения, приобретающей особую актуальность в связи с глубокими и стремительными социальными изменениями в современном мире, утратой нравственных ориентиров, возросшим количеством негативных факторов, влияющих на молодёжь.

Иногда в литературе ставится вопрос о врождëнных ценностях. Сразу же скажем: врождëнными могут быть только естественные, природой данные потребности людей. Ценности находятся вне человеческого сознания, поэтому врожденными быть не могут. По другой причине, но то же самое нужно сказать и о ценностных ориентациях людей: как и любые представления, осмысления и т.п., все они являются благоприобретëнными. Процесс зарождения, установления, определения, формирования, становления, видоизменения, смены индивидуальных ценностных ориентаций происходит всю жизнь, совершается на основе единства и взаимодействия специфики существующих природных, социальных условий жизни людей и их индивидуальных особенностей на основе их практической, познавательной, оценочной и нормативной деятельности. Конечно, на этот процесс преимущественное влияние оказывают общественная среда, в том числе обучение, воспитание, пропаганда СМИ, искусство, общение с другими людьми и т.д. Но это влияние своеобразно у каждого человека преломляется через его собственные особенности: состояние физического и психологического здоровья, темперамент, черты характера, задатки, способности, наклонности, привычки, конформистские предрасположенности, симпатии, антипатии, интересы, потребности, намерения, желания и многое другое. Поэтому у людей возникают (как их называет В.А. Кувакин) и антиценности, и псевдоценности, и совершенно оригинальные, сугубо индивидуальные ценностные ориентации, а осознание воспринятых общегрупповых и общечеловеческих ценностей приобретает в чем-то специфическое выражение, неповторимые нюансы.

Цель реферата: характеристика общечеловеческих ценностей и их отражение в курсе нового предмета ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики).

Задачи реферата:

 Рассмотреть цели и задачи курса ОРКСЭ;

 Охарактеризовать ценностные характеристики ОРКСЭ.

Заключение

Ответы на вопросы о смысле жизни формировали и науку. Сегодня наука может ответить с некоторой определённостью на такие вопросы: как именно?.. При каких условиях?.. Что будет, если?.. Вопросы же: в чём цель (смысл) жизни? Зачем мне жить? — остаются в рамках только философии и теологии.

Учёные считают, что проблема смысла жизни порождена особым характером человеческого бытия — это индивидуальное бытие-к-смерти. Осознание конечности жизни заставляет человека задуматься о её смысле. Утрата смысла жизни обесценивает всю нравственную деятельность человека, поэтому «борьба за смысл» — одна из главных задач этики.

Решение проблемы смысла жизни тесно связано с ответом на вопрос: обладает ли земная человеческая жизнь самостоятельной ценностью? В этике существуют два взгляда на проблему. Имманентная традиция предполагает, что сама земная жизнь обладает ценностью. Человек должен активно использовать отпущенный срок для приобщения к нравственным ценностям действительности. Смысл жизни — в ней самой, в её реальных проявлениях. Учёные определили, какие именно проявления жизни придают ей нравственную ценность: например, гедонизм исходит из того, что смысл жизни заключается в удовольствиях, в наслаждении жизнью (школа киренаиков).

Однако этика давно зафиксировала преходящий характер наслаждений, а также разрушающее воздействие удовольствий на личность, сосредоточившуюся исключительно на них. Эвдемонизм утверждает, что смысл жизни состоит в достижении счастья, которое может быть определено как реализация важнейших разумных целей человека (Аристотель, Фейербах). В утилитаризме смысл жизни состоит в получении пользы (эгоистический вариант) или принесении пользы (альтруистический вариант); социологизм ориентирован на то, что смысл жизни состоит в успешной деятельности в обществе («теория разумного эгоизма»).

Земная жизнь не обладает самостоятельной ценностью, так как, утверждает трансцендентная традиция, она всегда несовершенна, несправедливо устроена, непригодна для реализации истинных ценностей. Для личности земное существование является испытательным или подготовительным периодом по отношению к подлинной жизни.

Предполагается, что смысл придаётся жизни некой ценностью, находящейся за пределами этой жизни (трансцендентной ценностью). Данная традиция реализуется в двух основных вариантах:

 религиозные учения базируются на том, что смысл придаётся жизни Творцом и если Он предусмотрел смысл каждого элемента сотворённого Им мира, то задача личности — осознать своё божественное предназначение, что и придаёт её существованию абсолютный смысл. Постижение этого смысла возможно благодаря вере;

 философские учения интерпретируют трансцендентный смысл жизни как проистекающий из идеального закона, по которому развивается всё бытие. В роли такого закона может выступать карма (в буддизме), дао (в даосизме), «мир идей» у Платона или «абсолютная идея» у Гегеля. Познать закон, при согласии с которым жизнь становится осмысленной, возможно с помощью разума. Трансцендентная традиция позволяет придать смысл самому ничтожному существованию. Даже если повседневная жизнь человека лишена удовольствий, счастья, пользы и социальных успехов, она может получать оправдание «в высшем смысле».

Список литературы

1. Арманд А.Д. Анатомия кризисов. - М.: Наука, 1999. - 238 с.

2. Арманд А.Д. Рукотворные катастрофы // Известия РАН. Сер. геогр. - 1993. - N 5. - С. 32-39.

3. Ашельская культура // Большая советская энциклопедия. - Т.2. - М., - 1970. - С. 471.

4. Бердяев Н.А. Кризис искусства [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1918_14.html.

5. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ: Изд. группа ИНФРА- М-НОРМА, 1998.- 624 с.

6. Бертольд Брехт. Жизнь Галилея // Брехт Б. Театр.: в 5-ти томах. Т. 2.: Пьесы. - М.: Искусство, 1963. - С.307-427.

7. Борисковский П.И. Олдовай // Большая советская энциклопедия. - Т. 18. - М., 1974. - С. 369.

8. В.И. Вернадский и современность: сб ст. / АН СССР; отв. Ред. А.Г. Назаров. - М.: Наука, 1986. - 229 с.

9. В.И. Вернадский: pro et contra: антол. лит. О В.И. Вернадском за сто лет (1898-1998) / сост. и вступ. ст., А.Л. Лапо. - СПб.: РХГИ, 2000. - 871 с.

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - С. 207.

11. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. 1923-1932. - М.; Л., 1940. - С. 40.

12. Вернадский В.И. Избранные сочинения. - М.: Изд-во АН СССР. Т.1, 1954. - 696 с; Т.2, 1955. - 616 с; Т.3, 1959. - 508 с; Т.4, кн. 1, 1959. - 624 с; Т.4, кн. 2, 1960. - 652 с; Т.5, 1960. - 423 с.

13. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. - М.: Советская Россия, 1989. - 704 с.

14. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977. - 192 с.

15. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

16. Вонг Кейт. У колыбели Homo sapiens // В мире науки. - 2003. - N 11. - С. 9-10.

17. Давидович В.Е. Угрозы и надежды (Человечество вступает в ХХI век) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. - 1994. - С.15-18.

18. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. Изд. 2-е, испр. - М.: КомКнига, 2007. - 384 с.

19. Жданов Ю.А. О структуре антропосферы // Изв. вузов. Сев. - Кавк. регион. Естеств. науки. - 1995. - N 1. - C. 3-4.

20. Жданов Ю.А. О структуре геосферы разума // Научная мысль Кавказа. - 1996. - N3. - С. 3-11.

21. Жданов Ю.А. Социальные искания Норберта Винера // Научная мысль Кавказа, 1995. - N 4. - C. 3-6.

22. Жданов Ю.А. Становление ноосферы - фазовый переход? // Изв. вузов. Сев. - Кавк. регион. Естеств. науки. - 1994. - N 1-2. - C.3-7.

23. Жданов Ю.А. Становление ноосферы - фазовый переход? // Изв. вузов. Сев. - Кавк. регион. Естеств. науки. - 1994. - N 1-2. - C. 3-7.

24. Жданов Ю.А., Жданов А.Ю. Грядущее основание бытия // Жданов Ю.А. Избранное. Т. 2. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. - С. 364-376 с.

25. Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2003. - 186 с.

26. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. - Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с.

27. Капица С.П. Феноменологическая теория роста населения Земли // Успехи физических наук. - 1996. -N 1. - C. 63-79.

28. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. - СПб.: Алетейя, 2002. - 414 с.

29. Кондратьев К.Я. Глобальные изменения на рубеже тысячелетий // Вестник РАН. - 2000. - Т.70, N 9. - С. 788-796.

30. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избр. тр. / сост. Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2002. - 767 с.

31. Кутырев В.А. Человек XXI века: уходящая натура...// Человек. - 2001. - N 1. - С. 9-14.

32. Лисичкин Г.В. Экологический кризис и пути его преодоления // Соросовский образовательный журнал. - 1998. - N 12. - С. 65-70.

33. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. - 1992. - N 3. - С. 39-53.

34. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: в 50-ти т. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1964. - Т. 32. - 804 с.

35. Минрад Е. Эволюция богов. - М.: Мир, 1996. - 112 с.

36. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.

37. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. 1863-1945 гг. - М.: Наука, 1982. - 488 с.

38. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. 1863-1945 гг. - М.: Наука, 1982. - 488 с.

39. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. - М.: ПЕРСЭ, 2001. - 239 с.

40. Наше общее будущее: доклад Междунар. комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - С. 32-33.

41. Олифант М. Древние цивилизации. Т.1. - М.: Слово, 1994. -78 с.

42. Панов А.Д. Сингулярная точка истории // Общественные науки и современность. -2005. - N 1. - C. 122-137.

43. Программа действий и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. - Женева: Центр "За наше общее будущее", 1993. - С. 1.

44. Режим доступа: http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm.

45. Режим доступа: http://www.bydzdorov.ru/28longlife.html.

46. Режим доступа: http://www.civilg8.ru/5823.php.

47. Режим доступа: http://www.pmed.ru/article1.php.

48. Розин В.М. Философия образования: этюды-исследования. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2007. - 574 с.

49. Романова Э.П., Куракова Л.И. Природные ресурсы мира. - М.: МГУ, 1993. - 304 с.

50. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М.: Интерпракс, 1994. - 608 с.

51. Семенов С.П. Антропоптоз. Социально обусловленная самоликвидация человека. - СПб.: ЗАО "ТАТ", 2007. - 60 с.

52. Степин В.С. Третья цивилизация // В мире науки. - 2005. - Июнь. - С. 83-89.

53. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: высокое соприкосновение // Научная мысль Кавказа. - 2009. - № 1. - С. 5-15.

54. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: поиски новых оснований бытия // Ю.А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала Северо-Кавказского региона: материалы междунар. науч. чтений, посвящ. 90-летию Ю.А. Жданова, г. Ростов-на-Дону, 27 окт. 2009г. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. - С. 147 -158.

55. Таланов В.М. Восхождение к Разуму // Онтология и антропология гуманизма: материалы межвуз. симпозиума, г. Владимир, 16-17 мая 2006 г. - Владимир, 2006. - С. 71-76.

56. Таланов В.М. Священность живого (В поисках принципов нового миропонимания). - Новочеркасск: Набла, 1998. - 44 c.

57. Таланов В.М. Современное естествознание, научно-технический прогресс и судьба цивилизации / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2003. - 40 с.

58. Творческое наследие В.И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания ("Вернадские чтения"): доклады и сообщения 5-й междунар. науч. конф., г. Донецк, 26-27 апр. 2007 г. - Донецк: ДонНТУ, 2007. - 343с.

59. Творческое наследие В.И. Вернадского и современность ("Вернадские чтения"): доклады и сообщения 4-й междунар. науч. конф., г. Донецк, 21-25 апр. 2005 г. Донецк: ДонНТУ, 2005. - 260 с.

60. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: АСТ, 2008. - 314 с.

61. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. - 1990. - № 3. - С. 134-148.

62. Харенберг Бодо. Хроника человечества. - 2-е изд., доп. - М.: Слово, 2000. - 1224 с.

63. Чучин-Русов А.Е. Единое поле мировой культуры: Кижли-концепция: в 2-х кн. Кн. 1.: Теория единого поля А. Чучин-Русов. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 661 с.; кн. 2. - 1473 с.

64. Шелльская культура // Большая советская энциклопедия. - М., 1978. - Т. 29. - С.377.

65. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум - 4-е изд., с изм. - М.: Наука, 1976. - 336 с.

66. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. - 527 с.

67. Яхнин Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы философии. - 2006. - N 5. - С. 165-175.

68. Яшин А.А. Живая материя: Ноосферная биология (нообиология). - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 216 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Система государственной власти в РФ
  2. Управление конфликтами
  3. Право как мера справедливости
  4. Социальное воспитание понятие, сущность, принципы
  5. Роль СМИ в формировании образа террористической опасности в массовом сознании
  6. Международный договор как основной источник международного права
  7. Понятие и виды мер пресечения, их характеристика
  8. Предпринимательский риск и способы его измерения
  9. Организация практических работ при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе
  10. Первая мировая война в американской историографии
  11. Договор страхования понятие, особенности, классификация
  12. Особенности гидроотвалообразования
  13. Огюст Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии
  14. Проблема профориентации подростков
  15. Общение как фактор развития ребенка
  16. Психологический портрет одаренного ребенка
  17. Путешествие Геродота
  18. Изучение влияния персональных психологических характеристик политиков на деятельность в международной политики
  19. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ
  20. Вклад русских ученых-космистов
  21. Особенности видов наказаний и порядок их назначения несовершеннолетним
  22. Классификация и структура цен
  23. Особенности системы государственного управления России
  24. Закон понятие, признаки, виды законов
  25. Предмет экономической социология
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: