Крещение Руси ознаменовало пробуждение русского духа, было первым актом самосознания народа. В духовном выборе вполне оформился русский народ, объединивший племена восточных славян. Национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе культурный религиозный архетип.
Очевидно, некоторые религиозные представления язычниковславян были близки или, во всяком случае, бытийно не противостояли основным христианским истинам. Примечательно, что незадолго до принятия христианства князь Владимир пытался упорядочить языческий пантеон: кумиры пяти антропоморфных богов были установлены неподалёку от княжеского двора. Но «смотр» идолов не удовлетворил князя Владимира, и «пятибожие киевского княжеского пантеона» (Б.А. Рыбаков) прижилось ненадолго.
Князь Владимир оказался выразителем духовного состояния своего народа: «Гостеприимный, общительный, весёлый, несмотря на свои увлечения, насквозь проникнутый славянским благодушием, великий князь Владимир начинает чувствовать пустоту исповедуемого им язычества и стремление к чемуто новому, лучшему, способному удовлетворить душевную жажду, хотя для него и не ясную. На его зов стекаются миссионеры — представители разных религий; он свободно обсуждает, совещаясь со своими приближёнными, излагаемые ему учения, посылает доверенных лиц исследовать характер этих религий на месте и, убедившись посредством свободного исследования в превосходстве Православия, принимает его. За ним, почти без сопротивления, принимает новую веру весь русский народ. Процесс, который происходил в душе князя, был только повторением, более определённым и сознательным, того, что смутно передумала и прочувствовала вся тогдашняя Русь. Ибо этим только и можно объяснить отсутствие сопротивления столь коренному нововведению» (Н.Я. Данилевский).
Цель исследования: характеристика обрядов рождения и крещения ребенка.
Задачи исследования:
рассмотреть обряд связанный с рождением ребенка;
проанализировать крещение ребенка.