В эпоху возникновения русской религиозной философии (XIX- XX вв.) все эти линии, так или иначе, повлияли на софиологию и все с ней сопряженное. Это означает, что, во-первых, русская философия неразрывно связана с неоплатонизмом, во-вторых, вся культура Серебряного века связана с ним же.
Уместно поставить вопрос: где место неоплатонизма во всех его смыслах в современном христианском самосознании? На Западе католическая мысль даже в ее самой консервативной форме, как правило, останавливается на томизме и схоластике, а мистические тенденции более радикального платонизма разбираются в ином либо научном, либо спиритуалистском контексте. Складывается впечатление, что в Православии эта тема вообще никак системно не обозначена.
Для современного русского Православия жизненно важно новое знакомство с неоплатонизмом и его топикой. Можно составить план поэтапной реализации:
- Платоновские штудии (включая изучение греческого языка и оригинальной платонической терминологии);
- Изучение неоплатонического наследия (Плотин, Ямвлих, Прокл);
- Выявление неоплатонических тенденций в наиболее важных линиях православной мысли и догматики;
- Переосмысление русской религиозной философии (Соловьев, Булгаков, Флоренский. Лосев) с позиции масштабных знаний о платонизме;
- Создание школы православного неоплатонизма.
Важнейшим моментом является задача точной реконструкции осуждения платонизма и оригенизма при Юстиниане, осуждение Иоанна Итала, исихастские споры, борьба с имясловием. Необходимо точно восстановить контекст, смысл и цели всех этих моментов, осуществить деконструкцию. Нужно понять структуру и идейные основы критики платонизма на разных этапах становления христианской догматики и христианской истории в целом.
Полезно провести компаративистский анализ того, как неоплатонические тенденции сложились в других монотеистических религиях – в исламе (аль-фаласафа, ат-тассавуф, ишрак, шиитский гнозис) и в иудаизме (каббала). Кроме того, важно внимательнее изучить влияние неоплатонизма на Возрождение и ряд мистико-оккультных течений (от Бруно до розенкрейцеров и герметистов).
Значение неоплатонизма в современном православии фундаментально занижено. Интеллектуализм - не единственный путь христианина, но отсутствие интеллекта или систематическое эмоциональное слабоумие и слепой девоционализм едва ли, в свою очередь, являются правильными путями. Не все глубоко понимают христианские догмы. Неоплатоническая философия способна помочь нам понять их лучше.