Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Нарушение письма у младших школьников





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 7

1.1Основные понятия исследования: нарушение письма, этиология, механизмы и симптоматика нарушений речи 7

1.2 Понятие дисграфии и ее виды 14

1.3 Особенности возникновения и развития дизорфографии 21

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26

2.1 Цель, задачи и методы исследования 26

2.2 Результаты исследования 29

2.3 Логопедическая работа по коррекции нарушений письма у школьников 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Введение

На современном этапе развития логопедии большое внимание уделяется проблеме общего недоразвитая речи (ОНР). Научное обоснование эффективных методов преодоления нарушений речи у детей представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему.

Актуальность исследования обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих нарушения речевой системы и поиском новых путей преодоления недостатков речи. Изучение и коррекция нарушений речи является в настоящее время основной проблемой для логопедической науки и практики. Ее актуальность определяется многими факторами и в первую очередь фактором полиморфности. Системные нарушения речи наиболее часто встречающаяся форма речевой патологии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это сложное многомодальное расстройство речеязыкового механизма, неизбежно приводящее к нарушениям письма и чтения. Ранняя диагностика и коррекция указанной речевой патологии является эффективной профилактикой дислексии и дисграфии.

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Как показал ряд работ (Р. Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Длинкова, А.Р. Лурия и др.), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи.

По данным Ю. В. Микадзе (2002), число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают и дети с дисграфией, превышает 30% от общего числа учащихся, и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов.

Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. Трудности в овладении письмом у детей с ОНР обусловлены тем, что-либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

Выделение дизорфографии и дисграфии как вида нарушения языковых способностей детей и формирования у них письменной речи, требующего специальных логопедических методов коррекции, произошло благодаря исследованиям Г.М. Сумченко и И.В. Прищеповой (1995 - 2001), публикациям Р.И. Лалаевой (1997), А.Н. Корнева (1995 - 2003) и других исследователей. Ученые говорят о том, что нарушение письма, а особенно, дизорфография является не столько проблемой обучения, сколько проблемой языковой некомпетентности детей, при этом необязательно у школьников с данными нарушениями письма может наблюдаться какого-либо рода неполноценность состояния устной речи.

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей нарушения письма у младших школьников.

Объект исследования - симптоматика и структура нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования - коррекция нарушений формирования и закрепления правильного письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: можно предположить, что преодоление нарушений письменной речи будет эффективным при условии реализации системы дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия, учитывающего структуру дизорфографического и дисграфического расстройств и индивидуально-типологические особенности школьников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

изучить научно методическую литературу по нарушениям письменной речи у младших школьников, выраженным в дисграфии и дизорфографии и методиках их устранения;

раскрыть основные понятия исследования: нарушение письма, механизмы и симптоматика нарушения письма, классификация дисграфии и дизорфографии;

провести исследование навыков письма среди учеников начальных классов;

составить рекомендации по повышению эффективности работы логопеда на логопункте общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных лингвистов, психологов, психолингвистов таких, как Л.В.Щерба, Н.Ю.Шведова К.Д.Ушинский, О.С.Ушакова, В.В.Виноградов, А.А.Леонтьев, М.М.Бахтин, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.М.Шахнарович, С.Н.Цейтлин, Д. Берко и других известных ученых.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической и методической литературы;

- эмпирические: беседа, диагностирующие контрольные работы, изучение продуктов деятельности учащихся, обобщение результатов исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования стал _______.

Цели, задачи и материалы нашего исследования диктуют следующую его структуру: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

Нарушения письма у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо- моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Анализ литературы показал, что систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

Подводя итоги работы необходимо заметить, что нарушение письма по мнению многих авторов обусловлено условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

На основании полученных данных сделаны следующие выводы:

1. Понимание механизмов нарушения письма и ее эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.

2. Младшие школьники с нарушениями письма, особенностям устной речи и других психических функций представляют собой неоднородную группу.

3. Комплексный (психолого-педагогический и нейропсихологический) подход к анализу нарушения письма у детей позволяет обнаружить закономерную взаимосвязь специфических ошибок письма, особенностей устной речи и других психических функций.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения нарушения письма часто ложится на плечи школьного логопеда.

Таким образом, методики Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В., И.Н. Садовниковой, Е.В. Мазановой эффективно работают и помогают своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции нарушения письма у учащихся младших классов.

Список литературы

1. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дизорфографиками// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. - М., 2003. - с. 76-84.

2. Ахутина Т.В.Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. МГУ, факультет психологии, Комплекс социальной помощи детям и подросткам, Москва. - М., МПСИ. - 2001. - с.7 - 20.

3. Борякова Н.Ю., Егорочкина А.А. Исследование компетенции учителей начальных классов общеобразовательной школы в вопросах выявления и преодоления нарушений письменной речи // Школьный логопед. - 2005. - №5-6. - с. 40-50.

4. Вид В.Д., Попов Ю.В. Клиническая психиатрия. − СПб. - 2000.

5. Визель Т.Г. Зачем нейропсихология нужна логопедии? // Логопедия. - 2005. - №1. - с.36-41

6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. / Образование, педагогические науки: Дефектология - М., 1990.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

8. Влияние стороны поражений головного мозга у детей школьного возраста на характер нарушений письма и чтения / Шкловский В.М., Дмитрова Е.Д., Дубровинская Н.В., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1. - с.29-33.

9. Гончарова В.А. Состояние устной и письменной речи учащихся общеобразовательных школ // Школьный логопед. - 2006. - №3. - с. 39-43.

10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - Под. ред. С.Г. Шевченко. - М: АРКТИ, 2004.

11. Дмитрова Е.Д., Визель Т.Г. Дизорфография и у учащихся средней и старшей школы: Диагностика и коррекция // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1. - с. 34-38.

12. Елецкая О.В Формирование орфографического навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи // http://www.logoburg.com/klub.

13. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы. //Логопед. - 2004. - №3. -с.18-24.

14. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи / Под ред. Защиринской. - СПБ.: Речь, 2005.

15. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Орфографические ошибки в письме учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Школьный логопед. - 2006. - №3. - с. 43-49.

16. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Проявление дисграфических и дизорфографических ошибок у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №1. - с. 54-58.

17. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4 - 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учрежд.: В 4 ч. Коррекционная педагогика. - М.: Владос, 2004.

18. Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14-16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004.

19. Иншакова О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 - 16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. - с. 99-105.

20. Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ // Практическая психология и логопедия. - 2003. - №1 - 2. - с. 37-41.

21. Карасева Н.Л. Анализ специфических ошибок письма у учащихся начальных классов // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 - 16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. - с. 106-111.

22. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учеб.-метод. пособие. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

23. Конева Е.В., Корнилова С.Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. - Ярославль: Ремдер, 2003.

24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003.

25. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учеб. пособ. / Сост. Новоторцева Н.В.. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2006.

26. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. Коррекционная педагогика. - СПб. КАРО, 2007. - 208 с.

27. Лалаева Р.И, Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников // Школьный логопед. - 2005. − №5 - 6. - с. 12-21.

28. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 - 16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. - с. 132-138.

29. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Серия "Коррекционная педагогика"- Р-н/Д.: Феникс; СПб.: Союз, 2004.

30. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.

31. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации ее диагностики и коррекции // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 - 16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. - с.167-173.

32. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Дизорфография и её проявления в письме учащихся // Школьный логопед. - 2005. - №4. - с. 5-8.

33. Логопедические занятия со школьниками / Меттус Е.В. и др. - СПб.: КАРО, 2006.

34. Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; Р-н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2005.

35. Логопедия: Учебник для студ. дефектолог. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. \ Коррекционная педагогика - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006.

36. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма //Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. для студ. психолог. фак. вузов. - М.: Издат. центр «Академия», 2002.

37. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - 1997.

38. Материалы круглого стола 30 марта 2006 г. «Социальная функция открытой сменной общеобразовательной школы»: Школьный отчет ОСОШ №94.

39. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом /Д.Д. Панков, А.Г. Румянцев, Г.Н. Тросканецкая. - М.: АПКиПРО, 2001.

40. Мисаренко Г.Г. Предпосылки и общие направления разработки методики обучения русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями // Школьный логопед. - 2005. - №3. - с. 4-9.

41. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учеб.-метод. пос.: В 2 ч. /Ав.-сост. О.И. Азова, Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2007.

42. Парамонова Л.Г. Дисграфия: Диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Детство-пресс, 2006.

43. Покровская С.В. Развитие вербальной продуктивности как средство преодоления трудностей в письменной речи у школьников: Автореферат диссертации.

44. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. Серия «Коррекционная педагогика». - СПб.: Каро, 2006.

45. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с ОНР: Автореферат диссертации.

46. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. Библиотека учителя. - М.: Дрофа, 2005. - 187 с.

47. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис - пресс, 2005.

48. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. - М.: Владос, 1995.

49. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - 2-е изд., испр. и доп. Библиотека логопеда-практика. - М.: Айрис-пресс, 2007.

50. Фуреева Е.П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. - Р-н/Д.: Феникс, 2006.

51. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997.

http://children.csa.ru/disgraf.html


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Конституционные права
  2. этика и деловое общение
  3. Распад СССР причины, основные этапы
  4. Красота и польза в архитектуре и дизайне
  5. Конфликты в административно-управленческой деятельности
  6. Русское государство в период татаро-монгольского ига
  7. Полоролевые различия в отношении к своему телу у младших школьников
  8. Роль женщины в римском обществе в период раннего Принципата
  9. Формирование корпоративной культуры на примере ОАОВЫМПЕЛКОМ
  10. Расчет и анализ себестоимости продукции производственной организации
  11. Модернизация России в 18 веке
  12. Арбитражное процессуальное право
  13. Управление медиаорганизацией на основе концепции всеобщего управления качеством
  14. Зарождение и эволюция психики
  15. Исследование эмоционально-социальной сферы младших школьников с ОНР III уровня
  16. Научные основы планирования
  17. Европейская доктрина о правах человека
  18. Система экологического менеджмента - СУОС (Environmental Management System - EMS)
  19. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) администратора web-представительства Смоленского филиала МИИТ
  20. Организационно – экономическая характеристика предприятия
  21. Место сотрудников ОВД в системе социальной стратификации современного российского общества
  22. Уголовно-процессуальное принуждение, связанное с изоляцией от общества
  23. Судебник 1550
  24. Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  25. Виды и технологии оплат в гостиничном бизнесе (на примере отеля "Ренессанс Москва Монарх центр")
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: