Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Межконфессиональные взаимоотношения в современном регионе социологический аспект





Содержание

Введение 3

Глава 1. Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения как объект социологического исследования 6

1.1 Понятие и сущность межконфессиональных и государственно конфессиональных отношений в социологии 6

1.2 Принципы взаимодействия религиозных объединений с государством и другими вероисповеданиями в законодательстве России и конфессиональных социальных доктринах 30

Глава 2. Межконфессиональные отношения в светском государстве в условиях свободы совести 41

2.1 Конфессиональная палитра современной России 41

2.2 Межконфессиональный диалог: условия и возможности(на примере Волгоградской области) 53

Заключение 64

Список использованной литературы 66

Приложения 72

Введение

С древнейших времен религия и право выступали в качестве важнейших социальных регуляторов. Религиозные нормы, как и нормы законодательства, определяли, что люди обязаны делать в тех или иных ситуациях, что запрещается и что разрешается делать в тех или иных обстоятельствах, какое наказание должно постигнуть нарушителей норм.

Можно выделить три аспекта взаимоотношений религии и права: 1) сакрализация норм законодательства; 2) церковное (каноническое) право и 3) правовое регулирование в сфере свободы совести, свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций.

Уже в древнейших государствах устанавливаемые нормы права получали религиозную санкцию: они рассматривались как непосредственно установленные божеством или основанные на религиозных канонах и текстах священных книг. В мифах излагалась история дарования людям законов, которые рассматривались как часть божественного мироустройства. Помимо этого, религия выполняла функцию легитимации политической власти, освящала ее действия и исходившие от нее распоряжения и законы. В Древнем Израиле Ветхий Завет рассматривался как основной источник норм права, регулировавших все аспекты жизни, определявший меру наказания за нарушения.

Во многих религиях конфессиональная жизнь регулируется сводом норм религиозного или церковного (канонического) права. Каноническое право государственной Церкви (религии) может быть возведено в ранг системы обязательных норм поведения для всех граждан. Так, например, в мусульманских странах не имеется четкого разграничения между светским и религиозным правом. Шариат является основой правовой системы в исламском государстве, а мусульманское право (фикх) составляет неотъемлемую часть шариата. В царской России исполнение канонических норм Синодальной Церкви обеспечивалось государством и им же в некоторых случаях налагались санкции за нарушение церковных правил.

В светских государствах нормы религиозного права относятся к числу внутренних установлений религиозных организаций. Государство уважает такие внутренние установления в случае, если они не противоречат нормам светского законодательства, но не обеспечивает их реализацию и не устанавливает санкций за их нарушение. К числу норм религиозного права относятся, например, правила назначения (возведения в сан) служителей культа и основания для их смещения, правила совершения религиозных таинств и обрядов, различные запреты и ограничения для последователей данной конфессии и т. п.

Актуальность выбранной темы исследования определена значимостью и ролью конфессиональных организаций и межконфессиональных отношений в функционирвоании государства в целом; именно создание эффективного обеспечения государственно-религиозных отношений в современных условиях должно способствовать формированию адекватного института взаимодействия межконфессиональных отношений.

Степень научной разработанности темы. Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществлены такими учеными как, М. Вебер, А.В. Верещагина, Е.Н. Базурина, Н. Джавахишвили, И.Я. Кантеров, К. Маркс, О.В. Монина, Ю.М. Почта, Б. Путилин, М.В. Силатьева С. Хантингтон; толерантности (С.М. Глушкова, И.А. Ермакова, С.А. Ли, Ю. Хабермас, Е.А Степанова, В.Е. Кемеров, Н.Б. Костина, К.И. Колесникова, А. Кукушкин, И.Д. Ягофа-рова); диалога и дискурса (В.Д. Грац, М. Хатами, К. Ясперс, JI.X. Авшалу-мова, М.А. Алиев, М.М. Бахтин, И.В. Богачаевская, A.M. Буттаева, С. Глаголев, Е.Н. Заборцева, Ф.Г. Овсиенко, В.В. Лешков, И.А. Колосова,); гармонизации (К. Кюнг, Алексий II, И.И. Иванова, С.И. Ильинский, Иоан Павел I, Р.С. Истмагилин и др.). и многими другими.

В своей совокупности работы названных ученых представляют солидную теоретико-методологическую базу для разработки проблем нововведений, относительно межконфессиональных взаимоотношений в современном регионе.

Целью настоящей работы является рассмотрение сущности межконфессиональных взаимоотношений в современном регионе.

Исходя из названной цели, определены задачи исследования:

 рассмотреть понятие и сущность межконфессиональных и государственно конфессиональных отношений в социологии;

 показать принципы взаимодействия религиозных объединений с государством и другими вероисповеданиями в законодательстве России и конфессиональных социальных доктринах;

 определить конфессиональную палитру современной России;

 показать межконфессиональный диалог: условия и возможности(на примере Волгоградской области).

Объектом исследования являются развитие и современное состояние межконфессиональных взаимоотношений в современном регионе.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляет процесс межконфессиональных взаимоотношений в современном регионе.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения на территории региона в ближайшей перспективе не изменятся. По-прежнему будет чувствоваться некая напряженность во взаимоотношени­ях между представителями Русской православной церкви и «новыми» для региона ре­лигиозными организациями. Причем и первые, и вторые будут стремиться установить более тесные взаимосвязи с органами государствен­ной власти и для продвижения своих интересов. Русская православная церковь по-прежнему сохранит свои лидирующие позиции в области как по численности приверженцев, так и в общественной жизни.

Однако нет оснований предполагать, что на территории региона возможен какой-либо крупный конфликт на религиозной почве. Именно эта уверенность, религиозная толерантность населения, стремление как органов власти и управления, так и религиозных организаций не допустить подобных эксцессов являются надежной гарантией стабильности развития ре­лигиозной ситуации в Волгоградской области.

В данной работе была предпринята попытка анализа текущей религиозной ситуации, сложившейся на территории Волгоградской области и тенденций ее дальнейшего развития, учитывая ее региональную специфику, состояние религиозности в РФ в целом и на территории региона.

Исследованы вопросы об уровне, степени и характере религиозности населения Волгоградской области, составлен портрет среднестатистического верующего и неверующего, проанализировано общественное мнение о деятельности религиозных организаций, о проблеме взаимоотношений госу­дарства и религиозных объединений и соблюдения религиозных прав и свобод.

С помощью социологического исследования получена информация межрелигиозных отношений на массовом и институциональном уровне; о характере их возможных изменений, о факторах, способных повлиять на развитие региональной религиозной ситуации и некоторых ее характерных чертах.

Список литературы

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука,1982.-С. 13-36.

2. Августин. Исповедь. -М., 2011. -544 с.

3. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком// Вопр. философ. -1985. №3. С. 135-140.

4. Агеев B.C. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии/ Вопр. психол. 1980. № 4. - С. 151-159.

5. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-240 с.

6. Агеев B.C. Механизмы социального восприятия// Психологич. журнал. 1989. Т.10. №2 . - С. 63-70.

7. Агеев B.C. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. М., 1981.-С. 9.

8. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.:Изд-во МГУ,1983.-С.51-67, 87-90, 95-102,134.

9. Аквинский Ф. Сумма теологии. Сумма против язычников// Онтология мировой философии. Т.1. М., 1969. - С. 823-862.

10. Бойнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -С. 13-57.

11. Бондырева С. К., Фельдштейн Д. И. Самоопределение и определение этносубъектов как феноменов социокультурного мира// Мир психологии.-2001. №4 (28).-С.113.

12. Борзенко В.И. Религия в посткоммунистической России// Экономические и социальные перемены: Информационный бюллетень мониторинга ВЦИОМ. 1993. Декабрь. С. 4-6.

13. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 2010. -60 с.

14. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. - С. 45-98.

15. Бронфенбренер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М., 1976. -167 с.

16. Брунер Дж. О перцептивной готовности // Хрест. по ощущению и восприятию. М., 1975. - С. 78-85.

17. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. - 268 с.

18. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов.-М., 1911.-С. 61-167.

19. Бурдье П. Начала Choses dites: Пер. с фр./ М., 2010. - 288 с.

20. Бэкон Ф. Сочинения. Т.1.2.-М., 1977-1978.

21. Варзанина Т.И. Во что верят россияне//"НГ-Религии". № 2 (27.02.2011); № 4 (24.04.2011)/ по Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения http://www.synergia.itn.ru/ kerigma /katehiz/stat/kritrel .htm

22. Василевский IO.JI. Заметки о религиозной ориентации учителей // Социс. 2011. № 9. - С.78-88.

23. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2013. - С. 4-39.

24. ДжеймсУ. Многообразие религиозного опыта.-М., 1910.-431с.

25. Джиамбалво К. Консультирование о выходе. Семейное воздействие/Пер. с англ., сост. и ред. Е.Н.Волкова. Н. Новгород, 2011. -117 с.

26. Диалектический материализм/ФЭС-М., 1989.-С. 168-171.

27. Дидат А. Что говорит Библия о Мухаммеде (да будет мир над ним). -Казань, 1993. -43 с.

28. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. -С. 18-45.

29. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных

30. Дубин Б. В. Религия, церковь, общественное мнение // Свобод, мысль. 2011. №11.-С. 96.

31. Дюргхейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М., 1912. — С. 40-161.

32. Евдокимов А.Н., Клинецкая Н.В. Религиозность молодежи. СПб., 2011.-С. 380-383.

33. Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Автореферат дис. канд. психол. наук. -М., 1993.- 22 с.

34. Журавлев А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психол. журнал. 2002. Т.23. № 6. - С. 83-88.

35. Журавлева И.И. Пейкова 3. И. Религиозность российских и финских подростков // Социс., 2011. №10. С. 136-142

36. Заззо Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды // Вопр. психол. 1967. №2.-С. 111-134.

37. Кемеров В. Е. Концепция радикальной социальности// Вопр. философ. -2012. № 7.

38. Кемеров В. Е. Методология обществознания: проблемы, стимулы, перспективы. Св-к: Изд-во Ур. Ун-та, 1990. - 160 с.

39. Кемеров В.Е. Необходимость будущего// Социемы. 2011. № 2. http://www2.usu.ru/philosophy/socphil/rus

40. Кемеров В.Е. Общефилософский смысл социальной философии// 21 век: будущее России в философском измерении. Доклады Второго Российского философского конгресса. Екатеринбург, 2012.

41. Кемеров В.Е. Перспективы социальной философии// Социемы. Сб. ст. Вып. 1. Екатеринбург, 2010. - С. 4-14.

42. Кемеров В.Е. Полисубъектная социальность и проблема толерантности// Толерантность и полисубъектная социальность: мат-лы конф. Екатеринбург, 18-19 апреля 2001 г. Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2001.-С. 12-19.

43. Кемеров В.Е. Социальная феноменология и социальная филосо-

44. Минкявичус Я.В. Религия в многонациональном мире. Вильнюс-Минск, 1978.-221 с.

45. Мириманова М.С. Конфликтология. -М.: Академия, 2013. С. 27, 28, 34.

46. Митрохин JI. О религиозном возрождении России // Российский обозреватель. 2011. № 2. - С. 106-107.

47. Митрохин JI.H. Философия религии. М., 1993. - С. 4-129.

48. Михалюк В.И. Религиозные ориентации населения: социологический срез // Политика. 2011. № 4(6). - С. 42.

49. Можейко М.А. Постмодернизм. Энциклопедия/ Сост. и науч. ред. А.А.Грицанов, М.А.Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.-1040 с.

50. Монтень М. Опыты. М., 1954. - С. 63-89

51. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. - 208 с.

52. Петтигрю Т. Ф. Расовые отношения в США: социологическая перспектива //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы.-М., 1972.-С. 31-73.

53. Пивоваров Д.В. Вера как знание и незнание в религии и философии //Философия и религия в истории и современности /Изд-е Башкирск. ун-та. Уфа, 2002.

54. Платонов К.К. Психология и религия. М., 1967. - 239 с.

55. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга. 1993.-С. 268-269

56. Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В5 т. Т. 2. М.: Современные тетради, 2005. - 776 с.

57. Тощенко И.Т. Социология. М., 2011. - С. 7-104.

58. Трельч Э. Церковь и секта. М., 2010. - 141с.

59. Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура // История зарубежной психологии (30-60-е гг. XX в.). Тексты. -М., 1986.

60. Тухбатуллин Д.Г., Курлов А.Б. О социотехнической специфике малых городов// Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: межвузовский сборник статей. Уфа - Бирск, 2005. - С. 99-109.

61. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. - С. 7-82.

62. Уваров М.С. Религиозная антропология в ситуации постмодерна// www.anthropologia.spbu.ru

63. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986. - 352 с.

64. УордЛ. Очерки социологии. М., 2011.-С.135.

65. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып 1.- М., 1960.

66. Файзуллин Ф.С. Социология города. СПб. Уфа.: Изд-во УЮИ МВД РФ.-2011.

67. Фейдман Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1,2,3,4.- М.,2011.

68. Фейербах Л. Основы философии будущего. М.: Соцэкгиз, 1937.- С. 86

69. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 2011. - 368 с.

70. Филатов С.Б. // http://www.politstudies.ru/arch/authors/666.htm

71. Филипович А.В., Шпарага О.Н. Феноменология// История философии. Энциклопедия. С. 1130 -1132.

72. Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений

73. Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Юристъ. 2004. 520 с.

74. Философский энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1989. - 816 с.

75. Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1916. - С. 68-204.

76. Флоренская Т.А. Мир дому твоему. М., 2012. - С. 8-95.

77. Флоренский П. Из богословского наследия (философия культа)// Богословские труды. Т.9. М., 1972,- С. 117

78. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. Н.В. Дубровиной. М., 1987. - 182 с.

79. Форум интеллигенции России, образование, культура: необходимость диалога. Уфа, 2013. - С.4-98.

80. Харчеци В.Г., Шереги Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социс. 2010. № 12.- С. 49.

81. Христианство. Словарь / Под общ. ред. JI.H. Митрохина и др. М.: Республика, 2010.- С. 493.

82. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2013. - С. 1-56.

83. Церковь, дети и современный мир. СПб. 2011. - С. 22-46.

84. Чаплин В. Религия и конфликт. М., 2011. - С. 8-92.

85. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. 1859,-С. 118-119.

86. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности. М., 1982,- С. 121-128.

87. Чулаки М. Бог есть? Бога нет? // Нева. -1993. № 7. С. 205.

88. Широкалова Г.С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев// Социс. -2001. №7. С. 80-88.

89. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М: Институт психологии РАН. - Екатеринбург: Деловая книга, 2013. - С. 157-163.

90. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М., 1993-2011.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Информационный менеджмент
  2. Официальные и рабочие языки в многосторонней дипломатии
  3. Воздействие международных факторов на процесс демократизации
  4. Финансовый контроль на рынке страховых услуг: проблемы и перспективы развития
  5. Договор подряда в современном гражданском праве
  6. Принципы исполнения гражданско-правовых обязательств
  7. Речевой этикет: понятие и сферы функционирования
  8. Гражданско-правовые отношения, связанные с владением и пользованием зданий и сооружений, как объектов договора аренды.
  9. Отчет по практике менеджера в ООО «Управляющая компания «Иван Калита» в г. Краснодар
  10. Антикризисное управление на производственном предприятии
  11. Исследование и совершенствование управленческой деятельности в Государственном учреждении (на примере«ФГБУ ВНИИПО МЧС России»)
  12. Создание Web-страниц
  13. Обучение как метод профессионального развития персонала в образовательном учреждении
  14. Коммерческая деятельность
  15. Принципы права социального обеспечения
  16. Жизнь и государственная деятельность Юрия Долгорукого
  17. Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера
  18. Особливості працевлаштування окремих категорій громадян в Україні
  19. Отчет по учебной практике по направлению Бизнес-информатика
  20. Оценка склонности организации к банкротству
  21. Философия права Георга Гегеля
  22. Модернизация политической системы в современной России
  23. Содержание деятельности руководителя ДОУ общеразвивающего вида по развитию персонала
  24. Углеродное сырье
  25. Маркетинг в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: