В Российской Революции анархисты разделились резко, но в другой плоскости и в другом направлении. На считавших октябрьский переворот Социальной Революцией, ставших на точку зрения «Диктатуры Пролетариата» и «Переходного периода» и стоявших за «Единый фронт с большевиками». И не отрицавших всякую диктатуру, стоявших за создание Единого анархического фронта и резко отмежевавшихся от большевиков-коммунистов.
История махновского движения (1918 - 1921) является одним из наиболее заметных эпизодов в истории Гражданской войны в России. Его лидер - Нестор Махно - сумел объединить десятки тысяч украинских крестьян и рабочих в мощную и организованную силу, способную влиять на ход исторических событий и сыгравшую чрезвычайно сложную роль во всей Гражданской войне. В этом движении с наибольшей силой проявилось стремление к свободе и стихия анархизма, всколыхнувшаяся на крутом повороте истории.
В сознании большинства людей, сформированном не без влияния советского кино и художественной литературы, махновское движение представляется как некая неконтролируемая сила, разрушающая какой бы то ни было порядок во имя вольницы, граничащей с хаосом. Но в действительности такое историческое явление как махновщина гораздо сложнее и многограннее. С историей махновского движения связана одна из немногих реальных попыток воплотить в жизнь идеи анархизма о построении свободного и безгосударственного общества, основанного на народном самоуправлении. Эта сторона махновщины изучена гораздо хуже.
Важность выбранной темы обусловлена тем, что махновское движение сыграло значительную роль в истории Гражданской войны, внеся весомый вклад в разгром белогвардейцев, возглавляемых Деникиным и Врангелем. Кроме того, его лидеры во главе с Нестором Махно предприняли попытку проведения анархистского социального эксперимента.
Историография проблемы. Литература по теме исследования достаточно обширна.
В своём развитии отечественная историография махновского движения прошла несколько этапов, связанных с общим ходом политического развития России.
1) Работы 20-х — начала 30-х годов. Этот период обозначил два основных течения в историографии махновского движения и российского анархизма: пробольшевистское, которое было определяющим во всей советской историографии, и анархистское.
Исследования советских историков данного периода отличаются резко критической направленностью в отношении махновщины и анархизма. Это было связано с политической обстановкой в стране, консолидацией политического режима «диктатуры пролетариата». Хотя в этот период существовал определённый интерес исследователей к анархизму, он представлялся исключительно как набор неизменных и ошибочных антигосударственных положений. В.И. Ленин, чьими оценками должна была руководствоваться советская историография, определял анархизм не иначе, как «порождение отчаяния» и «вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм».
Самым ярким примером, характеризующим общие тенденции в отечественной историографии того времени, может служить работа Я. Яковлева «Русский анархизм в Великой русской революции». Данная работа носит резкий и обличительный характер. Автор не пытается выявить все причины и предпосылки возникновения махновского движения, сводя их к тому, что махновщина - это деструктивное порождение украинской деревни, потерявшей экономическую и политическую связь с городом. Что касается роли анархистов в движении, то все оценки автора сводятся к тому, что их роль заключалась только в пропаганде идеологии безвластия, которая нашла отклик лишь в среде кулачества и способствовала его объединению в борьбе с большевиками. Нестору Махно автор отводит роль военного руководителя движения, пошедшего на поводу у кулацкой верхушки.
Подобные оценки характерны и для работы Д. Лебедя. Он утверждает, что Махно сделался орудием в руках кулаков. Лозунги и идеи анархизма, выдвигаемые махновцами, были, по мнению автора, ничем иным, как идеологическим прикрытием мелкобуржуазного бандитизма. В добавление к этим оценкам В. Руднев в своей работе «Махновщина» выдвигает в адрес участников движения обвинения в антисемитизме.
В своей работе «Борьба с кулацким повстанчеством и бандитизмом» Р. Г Эйдеман - один из военных руководителей РККА, принимавший непосредственное участие в борьбе с махновщиной, - также обличает махновское движение, характеризуя его как кулацкий бандитизм. Нестор Махно, в представлении автора, является обыкновенным бандитом, обуреваемым жаждой наживы.
Работа М. Кубанина «Махновщина: крестьянское движение в степной Украине в годы гражданской войны» является наиболее фундаментальным и единственным действительно серьёзным исследованием махновского движения этого периода, так как автором использована солидная источниковая база, в том числе разнообразные архивные материалы. Кубанин с позиций марксистской школы исследует корни, причины и предпосылки зарождения движения.
Статья Г. Новополина «Махно и гуляй-польская группа анархистов» -одна из немногих, которая уделяет внимание процессу формирования идейно-политических воззрений Н. Махно. Автор утверждает, что значительное влияние на этот процесс оказало его участие в деятельности «Союза бедных хлеборобов». Кроме того, Новополин отмечает специфические черты и особенности данной организации, отразившиеся на взглядах Махно. Эта специфика оказала в дальнейшем влияние и на развитие махновского движения.
В работе Б.И. Горева «Анархизм в России» была предпринята попытка проследить всю историю развития анархистской мысли и анархистского движения в России, а также доказать их несостоятельность.
Завершает ряд трудов пробольшевистской историографии того периода работа С. Черномордика «Махно и махновщина». Автор отмечает мелкобуржуазный характер движения, ориентированного на защиту интересов кулачества. Кроме того, он признаёт руководящую роль анархистов в махновском движении, но Нестора Махно характеризует исключительно как военного вождя.
Анархистское направление в историографии данного периода представлено работами П. Аршинова и А. Горелика. Работа П. Аршинова «История махновского движения» , которая впервые была опубликована в 1923 г. в Берлине Группой русских анархистов в Германии, представляет интерес не только как историческое исследование, но и как источник, так как автор принимал активное участие в махновском движении: он стоял во главе культпросвета движения, был редактором газеты «Путь к свободе» и т.д.
Аршинов тщательно анализирует с позиций анархизма те события, в которых он принимал непосредственное участие.
А. Горелик, который в период русской революции и годы гражданской войны был секретарём екатеринославского анархистского бюро Донбасса, основную причину поражения анарходвижения в русской революции видит в том, что многие его участники пошли на сотрудничество с большевистской партией.
2) Работы середины 30-х - первой половины 50-х годов. Тридцатые годы в истории России связаны с утверждением тоталитарного режима, что привело к нарастанию догматизма в подходах к изучению как анархизма в целом, так и махновского движения в частности. Данный период отличается тем, что интерес к этим явлениям значительно снизился. В это время не было выдвинуто сколько-нибудь новых и интересных концепций, так как установившиеся стереотипы мышления существенно деформировали исследовательский процесс и приводили к фальсификации выводов и откровенной апологии официальных оценок.
Советская историография этого периода продолжала развиваться в целом в русле работ 20-х годов. Однако оценки махновщины и анархизма в значительной степени ужесточились, а работы носили исключительно разоблачительный характер. Наиболее ярким примером является работа Е. Ярославского. Он характеризует махновское движение как разнузданную кулацкую контрреволюцию, опираясь при этом лишь на те источники, которые дискредитируют повстанчество. Подобные резкие оценки обличительного характера содержаться и в статье JI. Никулина.
Анархическое направление представлено работами Всеволода Волина. Впервые книга В. Волина «Неизвестная революция» вышла в 1947 г. на французском языке уже после смерти автора. Волин был ближайшим соратником Н. Махно, и некоторое время возглавлял Военно-Революционный Совет махновщины. Более того, он стоял во главе Конфедерации анархистских организаций Украины «Набат» и был одним из основных теоретиков анархизма в махновском движении.
Поэтому работа В. Волина, как и работа Аршинова, имеет не только историографическое, но и источниковое значение. Махновщина характеризуется автором как движение, основанное на стремлении масс к самоорганизации и самодеятельности. Оно не было до конца выраженным анархическим движением, но было направлено против диктатуры и государственности. Большая заслуга в формировании движения принадлежит, по мнению автора, Нестору Махно и членам ГАК, взявших на себя задачу идейного руководства движением.
3) Работы второй половины 50-х - 80-х годов. В конце 50-х годов возможности для исследователей расширились в связи с развенчанием «культа личности» Сталина. В этот период интерес к истории махновского движения и российского анархизма повысился, хотя советская историография продолжает развиваться в русле традиций, заложенных ещё в 20-х годах. Но научные работы стали объективнее освещать такое сложное и многообразное явление, как махновское движение, отошли от оценок его как просто кулацкого и контрреволюционного. Появление этих тенденций было связано с определённой либерализацией в общественной жизни СССР и снижением давления на историков со стороны органов цензуры. В этот период начинается постепенное расширение круга рассматриваемых проблем с привлечением новых, ранее недоступных источников.
К началу 70-х годов наметились новые качественные тенденции, связанные, прежде всего, с выделением различных направлений научного интереса. В связи с этим, необходимо сказать о работе С. Канева, которая является обобщающей работой по истории анархизма в период русской революции. В этом же духе выдержана также статья С. Семанова.
Небезынтересна и работа В. Комина «Анархизм в России». Автор отмечает утопизм, полную несостоятельность и обречённость анархической теории.
4) Отдельно необходимо рассмотреть работы периода «перестройки» и «гласности» (1985 - 1991 гг.). Политическая ситуация в стране в середине 80-х годов изменилась таким образом, что авторы смогли частично освободиться от связывавших их ранее идеологических оков и сформировать новый, более многоплановый и комплексный подход к теме.
Наиболее ярким примером публицистических исследований махновского движения, появившихся в этот период, являются работы С. Семанова «Под чёрным знаменем» и «Махно, как он есть». Автор отказывает махновскому движению в праве называться анархическим. Он утверждает, что все постулаты анархизма, декларируемые махновцами, были всего лишь идеологической демагогией.
Анархизм, по его мнению, не выходил за рамки верхушки движения. Широкие же массы крестьян видели в Повстанческой армии, по мнению Семанова, лишь силу, способную защитить их материальные интересы и чаяния в борьбе с теми силами, которые не желали с этими интересами считаться. Внимание к этим работам обуславливается в большей степени вовлечением в оборот новых источников и, прежде всего, информации, полученной из личных бесед автора с вдовой Н. Махно Галиной Кузьменко.
Небезынтересны и публицистические статьи В. Голованова и Ю. Кларова. Авторы настаивают на стихийном характере повстанческого движения на Левобережной Украине. Влияние анархизма, по их мнению, не было определяющим фактором формирования махновщины. Махно в статьях этих авторов характеризуется как лидер народного движения.
Работа В. Комина «Нестор Махно: мифы и реальность» в отличие от предыдущих работ периода «перестройки» носит более академический характер. Основной её задачей, по словам автора, является избавление от «белых пятен» в истории махновского движения. Концепция и оценки, данные В. Коминым махновскому W движению в книге «Анархизм в России», а также в статье «Анархизм и махновщина», во многом повторяются и в этой работе.
Статья Б. Коваля посвящена изучению этического и морального фактора в анархизме. По мнению автора, анархизм является отражением определённого психологического настроя и формы поведения различных социальных слоёв. Анархизм, по мнению Б. Коваля, не способен вывести человека к подлинной свободе, так как он индивидуализирует её, тем самым, обрекая на самоотрицание.
В.Д. Ермаков в своей статье «Махновщина: некоторые социально-бытовые аспекты повстанческого движения крестьян Украины» провёл анализ социально-экономических особенностей «махновского района» и их влияния на процесс формирования и дальнейшего развития махновского движения.
Статья О.А. Игнатьевой посвящена анализу экономических программ, разработанных российскими анархистами после Октябрьской революции. На основании данного анализа автор делает вывод о несостоятельности и утопичности идей анархизма, так как они, по её мнению, не связаны зачастую ни с историческими условиями, ни с экономическим уровнем развития общества.
В. Волковинский является последним автором, которого можно отнести к пробольшевистскому направлению в отечественной историографии.
5) Работы 90-х годов ХХ-го века - начала XXI-го века. В связи с крахом советского режима в России произошли значительные политические изменения, которые повлекли за собой переосмысление многих сторон общественной жизни. Кризис коммунистической идеологии стал причиной поиска новых путей общественного развития. С этим связано повышение интереса к анархизму и, как следствие, махновскому движению как одной из наиболее реальных попыток анархистов воплотить свой социальный идеал на практике. Без внимания не осталось и идейное наследие лидера этого движения - Нестора Ивановича Махно.
В отечественной историографии этого периода наиболее ярко выделилось «критическое» анархистское направление, самым выдающимся представителем которого является А. Шубин. Его работы - это попытка тщательного изучения всех сторон рассматриваемого явления с позиций анархизма, что порой приводит к некоторому преувеличению автором степени влияния анархистов на махновское движение. Шубин исследует социальные корни движения, предпосылки его зарождения, характер его развития и т.д.
Работа В. Голованова имеет подзаголовок «художественное исследование махновского движения», что говорит о её публицистическом характере. Однако автор тщательно и осторожно подходит к историческому источнику. Подобный взгляд на махновское движение содержится и в вышедшей в 2003 г. статье В. Голованова «Несравненный партизан». Его придерживается и В. Телицын, однако он не уделяет должного внимания работе с источниками. Его утверждения часто не получают серьёзного обоснования.
Русско-израильский исследователь М. Гончарок в своей работе рассматривает махновское движение через призму «еврейского вопроса». Автор опровергает утверждения советской историографии об антисемитском характере движения, доказывая, что Н. Махно всегда твёрдо стоял на позициях интернационализма и всячески осуждал любые проявления национальной неприязни.
Статья Ю. Латова посвящена изучению экономической стороны махновского движения. Он видит причины популярности лозунгов махновщины среди украинских тружеников в экономической политике, проводимой Махно.
Статья С. Шевченко - современного последователя Махно - посвящена анализу идейного наследия Нестора Ивановича Махно. Автор основывается на его размышлениях о причинах поражения анархизма в русской революции и о формах анархической организации.
В. Ермаков провёл тщательное исследование истории анархистского движения в России, попытавшись выявить его корни. Без его внимания не осталось и махновское движение. Характерной чертой анализа Ермаковым махновщины является преувеличение роли и степени влияния анархистов на формирование и развитие движения. Автор, например, полагает, что решающее воздействие на ход махновского движения оказали так называемые «пришлые» анархисты, то есть члены городских организаций, влившиеся в махновщину на различных этапах её деятельности. Их идеологическая линия, по мнению автора, преобладала. Махно же играл роль военного руководителя.
Исследование историка-анархиста В. Дамье посвящена анализу международного анархо-синдикализма. Должное внимание автор уделяет и российскому анархо-синдикалистскому движению. Исследователь отмечает, что представители этого течения играли важную роль в истории русской революции. Как один из примеров, он приводит деятельность Конфедерации «Набат», оказывавшей большое влияние на развитие махновского движения как массового антиавторитарного движения трудящихся. Кроме того, он анализирует дискуссии анархистов в 20-е - 30-е годы XX века. Дамье критикует Аршинова и Махно за централ истеки й подход при разработке «Организационной Платформы Всеобщего Союза Анархистов».
В 2001 г. вышла очередная работа С. Семанова «Махно: Подлинная л история» , в 2004 г. было издано исследование этого же автора «Махно. Судьба атамана», а в 2005 г. - «Нестор Махно: Вожак анархистов». Все три работы во многом являются повторением предыдущих работ. Автор не привлекает каких -либо новых источников и делает ставку на те сведения, которые, как уже упоминалось выше, он получил из личных бесед с вдовой Н. Махно. Однако оценки махновского движения в них изменились. Н. Махно и его соратники на сей раз предстают как борцы и радетели за счастье народа, использующие для достижения этой цели неоправданно жестокие меры. Ни о какой идеологической составляющей махновщины в данных исследованиях речи не идёт.
Таким образом, отечественная историография, посвящённая истории махновского движения и личности его лидера, осветила многие стороны изучаемого явления.
Однако историографический обзор был бы неполным без упоминания работ зарубежных авторов. Из отрицательных сторон, свойственных зарубежной историографии, надо отметить преимущественно описательный характер исследований, сосредоточение на реконструкции фактов в ущерб их анализу.
В зарубежной, как и в отечественной историографии, можно выделить анархистское направление.
К нему относятся работы П. Аврича и А. Скирды . Эти авторы настаивают на анархическом характере махновского движения, подчёркивая, что его развитие во многом обуславливалось идеологическим фактором.
В работе М. Полиджа, хотя она и не относится к анархистскому направлению, также проявляются апологетические тенденции, что связано, скорее всего, с кругом источников, на которые опирался автор. Несмотря на это, Полидж делает вывод о преимущественно стихийном характере движения и слабом воздействии на него анархистов.
Исследование основных проблем, связанных с махновским движением, было предпринято также английским историком М. Малле. Однако автор лишь поверхностно затронул проблематику корней махновщины, причин её зарождения, её характера. Анархизм, по его мнению, не проник глубоко в массы повстанчества и замыкался в рамках т.н. «городских», «пришлых» анархистов.
Следует подчеркнуть, что история махновского движения получила довольно широкое освещение в отечественной и зарубежной историографии. Однако многие исследования этого исторического явления излишне идеологизированы. Поэтому изучение махновщины требует более тщательного анализа, ибо без правильного и объективного понимания сущности махновского движения невозможно по-настоящему понять характера Гражданской войны в России в целом.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что, не поняв истории махновского движения, нельзя понять историю всей Гражданской войны в России. Характеристика этого повстанческого движения позволит охарактеризовать ту «третью силу», которая принимала активное участие в Гражданской войне.
Объект исследования: идейно-политическое движение махновцев.
Предмет исследования: процесс развития махновского движения.
Цель исследования: изучение махновщины - ее идейных и организационных исканий.
Задачи исследования:
показать развитие российского анархизма в начале XX века;
проанализировать первые шаги махновцев;
изучить программно-идеологическую базу махновского движения;
рассмотреть идейно-политическую борьбу махновцев с Советами;
проанализировать основы идеологического обоснования уроков Гражданской войны в России;
осветить дискуссии идейных и организационных исканий махновцев.