Исторически сформировалось, что российский лоббизм просто еще не полностью эволюционировал до современного уровня. Еще не пройдена окончательно стадия профессиональной дифференциации. Сначала князья сами ездили в Орду. Потом главы компаний сами давали взятки — так, например, Людвиг Нобель подкупал чиновников министерства путей сообщения в конце XIX века, чтобы отложить строительство железнодорожной ветки Балханы-Баку, которая свела бы на нет эффект от первого российского нефтепровода на этом участке, принадлежавшего братьям Нобелям. Советский период стал расцветом ведомственного и республиканского лоббизма, впрочем, тоже не без общественного блага. Так, Анастас Микоян в должности наркома пищевой промышленности, после командировки в США, несколько лет лоббировал начало промышленного производства мороженного в СССР. Иосифу Сталину приписывается даже высказывание на этот счет: «Ты, Анастас Иванович, такой человек, которому не так коммунизм важен, как решение проблемы изготовления хорошего мороженого». Смех смехом, а в итоге мороженое стало символом успеха и процветания СССР, счастьем, которое доступно каждому обывателю.
В Штатах, например, существует так называемая система «крутящихся дверей», когда бывшие чиновники и конгрессмены становятся лоббистами, и наоборот. Но никогда одновременно. Отдельные случаи вызывают широчайшее возмущение. Так, в 1929 году сенатор от Коннектикута Хирам Бингхэм — настоящий американский герой, авиатор, писатель и археолог, которому посчастливилось открыть в Перу затерянный город инков — потерял надежды на будущее в публичной политике, когда выяснилось, что его помощник Чарльз Эянсон является лоббистом Ассоциации товаропроизводителей штата Коннектикут. Хотя уж куда невиннее?
Впрочем, уместно обозначить, что на поддержание трехзвенной системы в мировой практике работает не столько законодательство о лоббизме, сколько собственно антикоррупционное законодательство, так называемые законы о конфликте интересов в органах власти, запрещающие чиновникам и депутатам занимать должности в руководящих органах коммерческих структур, требующие декларировать свою заинтересованность при рассмотрении тех или иных вопросов, а также заявлять при вступлении в должность о том, что их родственники являются представителями коммерческих структур и т.д.
Универсальный принцип лоббизма прост — нужное решение покупается. Однако деньги не являются единственным платежным средством. Решение покупается за то, в чем нуждается власть. А спектр таких ресурсов гораздо шире, нежели материальные блага. Александр Невский покупал расположение Золотой Орды не только данью и информацией, но и верной службой по охране внешних и внутренних рубежей Ордынского государства (от Тевтонского ордена и собственного брата-оппозиционера соответственно). Сети доверия, информация и социальная поддержка остаются важнейшими инструментами лоббистов. Качественная, достоверная информация — топливо системы принятия решений, то, в чем она нуждается постоянно. Социальная поддержка — ресурс получения властных постов при демократической системе.
Актуальностью курсового исследования является в том, что не только рассказать и описать о что из себя представляет лоббизм, а рассмотреть этот процесс ос всех сторон: как он пришел, что значило его появление.
Объектом исследования является понятие основ лоббизма
Предметом исследования стали книги, энциклопедии, статьи, журналы, книги по Политологии, интернет журналы: Ведомости, Комерсантъ, Эксперт.
Предметом изучения - закономерности становления лоббизма как политического течения.
Гипотеза курсового исследования в том, выделить место и роль лоббизма, его эволюция и значение для политики и место в истории современной как экономики, так и политики.
В курсовом исследовании хотелось раскрыть следующие задачи:
- изучить понятие лоббизм и рассмотреть его эволюцию
- изучить правовые основы лоббизма.
- рассмотреть и дать анализ институтов лоббизма в органах государственной власти в России и других странах мира.
- подробно изучить перспективы развития лоббизма в современной России