Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретический аспект изучения проблемы развития художественно- познавательного интереса у третьеклассников 6

1.1 Понятие «художественно- познавательный интерес» в педагогической литературе 6

1.2 ИКТ как средство формирования художественно- познавательного интереса 11

Глава 2 Констатирующее исследование применения ИКТ в начальной школе 19

2.1 Диагностика уровня развития художественно- познавательного интереса 19

2.2 Развитие художественно- познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно – коммуникационных технологий 30

Заключение 36

Список литературы 39

Введение

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года с обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические иссле­дования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное и усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становят­ся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьни­ков: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими пси­хическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.

Все это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий при формировании художественно-творческих интересов.

Таким образом, тема нашего исследования звучит следующим образом: «ИКТ в формировании у третьеклассников художественно - познавательных интересов»

Объектом исследования становятся художественно-творческие интересы третьеклассников.

Предмет: процесс формирования художественно-творческих интересов третьеклассников с помощью ИКТ.

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования художественно-познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования художественно-познавательного интереса третьеклассников в теории и практике обучения;

2. Выявить значение ИКТ в формировании художественно-познавательного интереса третьеклассников.

Методологической основой исследования являются:

Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы различные теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ научных работ в области проблем познавательного интереса, принципов деятельностного подхода в обучении, развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения, теории познания и психопедагогики.

Теоретическая значимость. Изучена философская, психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, поставлены цели и определены задачи исследования.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Итак, основными направлениями использования ИКТ являются: a) Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ; b) Тестирование на компьютерах; c) Дистанционные олимпиады; d) Уроки на основе компьютерных презентаций; При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала, соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого-педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе или же по результатам педагогического наблюдения. Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного.

Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш.А. Амонашвили. – М.: Университетское,2000.- 516 с.

2. Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги// начальная школа. – 1997 - №3

3. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная школа.-2002.-№5.-С.50-54.

4. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 2000 - №7.- С.34- 45

5. Голов, В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ В.П. Голов, Р.А. Петросов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 1997. – 176с.

6. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159.

7. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.

8. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11

9. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176с.

10. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.

11. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для студентов средних учебных заведений./ В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2000. – 357с.

12. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/Ю.Н.Курин// Начальная школа.-2005.-№6.-С.73-76.

13. Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках окружающего мира// Начальная школа. – 2010-№3., С.100

14. Леонтьев, А.Н Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981. – 286с.

15. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 324с.

16. Обобщение опыта. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира// Начальная школа.-2007.-№21.-С.3-9.

17. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112.

18. Педагогический словарь/под общ.ред.: Г.М. Коджасптровой, А.Ю. Коджаспирова.-М.:Издательский центр «Академия»,2000.-176с.

19. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе./Р.А.Петросова, В.П.Голов, В.И. Сивоглазов.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 176с.

20. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005. -160с.

21. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн.- С-П.: Издательство «Питер», 2000.-448с.

22. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.

23. Суворова, Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в начальной школе/Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимирова, А.В. Поляков.-М.: Просвещение, 2000.-160с.

24. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с.

25. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88

26. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: «Просвещение», 2001.-368с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Особенности профессии повара
  2. Товароведная оценка качества чая байхового, реализуемого в розничной торговой сети г.Томска
  3. Организация оперативно-розыскной деятельности сотрудников органов внутренних дел
  4. Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел
  5. Уголовная ответственность за дачу взятки
  6. Социально-экономические особенности российской социально-экономической
  7. Дисциплинарная часть древнерусских монастрских уставов
  8. Договор аренды: общие положения
  9. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при смягчающих обстоятельствах (при превышении пределов необходимой обороны, мер, необходимых для задержания преступника или в состоянии аффекта)
  10. Право постоянного (бессрочного) пользования
  11. Управление персоналом в организации социальной сферы
  12. Уголовная ответственность за кражу
  13. ТАКТИКА ДОПРОСА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБВИНИТЕЛЕМ СВИДЕТЕЛЯ ЗАЩИТЫ
  14. Роль СМИ в формировании образа террористической опасности в массовом сознании
  15. Международное воздушное право
  16. Сравнительные особенности больших социальных и малых групп
  17. Методика работы с исторической терминологией в начальной школе
  18. Формирование военно-политических блоков в послевоенное время
  19. Взаимосвязь личностных особенностей педагогов с их эмоциональным состоянием
  20. Преступления против мира и безопасности и человечества
  21. Уголовно-процессуальные функции дознания фсб
  22. Основные этапы эволюции бального танца от зарождения до современности
  23. Гендерная мотивация школьников
  24. Обеззараживание питьевой воды
  25. Форма правление как элемент формы государства
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: