Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Методы и приёмы терминологической работы





Содержание

Введение 3

Глава 1. Терминологии и терминологичный потенциал 5

1.1. Происхождение терминологии 5

1.2. Терминологический потенциал 7

Глава 2. Терминологическая работа в преподавании и проблемы терминологической лексикографии 13

2.1. Лингвистическая сложность реализации учебных программ 13

2.2. Проблемы изучения научной терминологии и терминологической лексикографии 15

Заключение 29

Список литературы 33

Введение

Научные понятия обозначаются специальными словами -терминами. Термины составляют основу научного языка. Термин - это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное научное или специальное понятие. Термин не называет понятие, как обычное слово, а понятие приписывается термину, придается ему. В этой разнице усматривается известная конвенциональность термина, состоящая в том, что ученые и специалисты в той или иной области договариваются, что понимать, какое понятие вкладывать в тот или иной термин. Из этого следует, что содержание понятия, обозначенного термином, может быть понято только через дефиницию - краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия, т. е. содержание и границы.

Три момента в особенности характерны для сегодняшнего состояния терминологической работы: во-первых, все большее обособление ее от других видов деятельности, оформление в самостоятельную социально организованную сферу деятельности, во-вторых, изменение ее социального статуса и места в системе других деятельностей, превращение из вспомогательного момента научно-исследовательской и вообще мыслительной деятельности в специальную службу внутри системы социального управления и регулирования и, наконец, в-третьих, все большее усложнение и дифференцирование самой терминологической работы, превращение ее в разветвленную кооперативную систему. Хотя эти три момента теснейшим образом связаны, дополняют и взаимно обеспечивают друг друга, каждый из них имеет свою самостоятельную историю, каждый сегодня особым образом осознается и имеет свою особую цену в научном и общественном мнении.

Цель работы – изучить методы и приемы терминологической работы.

Предмет исследования – методы и приемы терминологической работы

Объект исследования – терминологическая работа.

Задачи, поставленные в работе:

изучить понятие терминологии и терминологичный потенциал;

исследовать лингвистическую сложность реализации учебных программ;

рассмотреть проблемы терминологической лексикографии.

Заключение

Термины должны обладать рядом особенностей:

• системностью - термин должен быть всегда связан с другими терминами данной предметной области;

• должны иметь свою дефиницию;

• моносемичностью - однозначностью истолкования значения в пределах одной предметной области, одной научной дисциплины;

• отсутствием экспрессии и стилистической нейтраль

ностью.

Но терминосистема любой науки отличается большим динамизмом. Наблюдается активный процесс возникновения новых терминов. Идет их количественное наращивание. Происходит радикальная перестройка понятийного аппарата, которая связана с выдвижением на первый план терминов, занимавших ранее не столь высокие ступени в иерархии. Значение ранее малоиспользуемого и заключавшего в себе незначительный объем понятия может неизмеримо расширяться в связи с изменением общественных условий.

В терминосистему включается и аббревиатура терминов -слова, образованные из названий начальных букв или начальных звуков слов, входящих в исходное словосочетание, или из усеченных частей слов. В последнее время число аббревиатур значительно возросло, что свидетельствует о развитии терминосистемы.

В практике терминоупотребления нередки случаи, когда термин получает новое значение при сохранении старого. Полисемия термина двояка. С одной стороны, это отражает более углубленный взгляд на предмет, с другой - приводит к размыванию понятия и искажению значения термина.

Встречается и синонимия терминов - обозначение одного и того же понятия несколькими терминами. Специалисты выделяют так называемые ложно ориентированные термины - термины, противоречащие сущности обозначаемых ими понятий.

Терминосистема любой науки испытывает сильное влияние со стороны смежных наук. Поток терминологических заимствований значительно возрастает, что вполне отвечает современной тенденции интеграции наук. Взаимопроникновение терминов различных терминологических систем - процесс объективный.

Терминологические исследования превратились в одно из важнейших направлений. В различных научных текстах понятийный аппарат имеет разную степень разработанности и является своеобразным показателем уровня развития науки. Отставание понятийного аппарата - серьезная помеха на пути продвижения науки вперед.

Поскольку внутренняя форма слов, а значит, и термина, проявляется, прежде всего, в начальный период наименования вещей и явлений, возникает естественная необходимость анализировать термины с учетом их генезиса в истории. Терминологический анализ позволяет вскрыть сущность и смысловое значение современных терминов путем исследования истории их возникновения и развития, раскрыть взаимодействие терминов, установить место каждого из них в понятийном аппарате, выделить группы родственных терминов.

Анализ терминов складывается из четырех взаимосвязанных этапов.

Первый этап - целевое изучение (в первом приближении) терминов, составляющих тематическую группу, интересующую исследователя. Оно заключается в выявлении терминов и соответствующих им понятий, выделении базового (ключевого) термина и терминов, подчиненных ему. Последние важно показать в такой связи, какая сложилась в практике их использования.

Уже на этом начальном этапе появляются отдельные замечания, предположения о неточности или нелогичности отдельных терминов и их определений. Все сомнения берутся на заметку. Для выявления современных терминов и их определений используют литературу по теме исследования, раз-личные терминологические словари и справочники, рецензии, обзоры, труды. Термины выписываются на карточках.

Второй этап предполагает этимологический анализ, цель которого - выяснение первоначального значения слова (или сочетания слов), ставшего термином. Слово, на основе которого образовался термин, рассматривается в языковой среде, послужившей его первоисточником.

Третий этап - исследование изменения терминов и отражаемых ими понятий с момента вхождения их в терминосистему науки, т. е. изучение процесса формирования, развития понятий внутри науки.

Превратившись в термин, слово становится частью терминосистемы и внутри нее претерпевает эволюцию вместе с другими терминами, испытывает их влияние. Так же эволюционирует и зафиксированное в конкретном термине понятие. Это значит, что изучать термин нужно во всех его связях и опосредствованиях с учетом законов развития всей системы. Такой подход носит название контекстуального анализа. Он требует от исследователя умения определять характер употребления термина в текстах, написанных в разное время, уяснять специфическое его значение в языке конкретного произведения, обращать внимание на смысловую и эмоциональную экспрессивность текстов.

На четвертом этапе исследователь вновь возвращается к своей терминосистеме, уточняет ее состав с учетом новых материалов, полученных на предшествующих этапах, дает четкую формулировку каждому понятию.

Нормализация терминосистемы решается с помощью терминологических словарей, устанавливающих строго однозначную систему понятий и терминов и способствующих упорядочению терминологии, обеспечению ее стабильности.

Значительное влияние на отбор терминов для употребления, их формулировку и определение оказала стандартизация - качественно новое направление терминологической работы. За минувшие десятилетия разработаны и действуют несколько терминологических стандартов, включающих термины, обязательные для применения в документации всех видов, учебной и справочной литературе. Нормирование терминосистемы направлено на достижение единства термино-употребления в каждой конкретной области.

Список литературы

Агеева И. Д. Веселая наука на уроках и праздниках: методическое пособие [Книга]. - М. : Творческий центр «Сфера», 2004.

Быков А. А. Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого: учебный словарь-справочник [Книга]. - М.: ЭНАС, 2008.

Довлаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания [Книга]. - М.: «Педагогика», 1982.

Лернер Г.И. Ботаника. Тесты, задания, контрольные работы. [Книга]. - М.: «Аквариум», 1998.

Пакулова В. М. Работа с терминами: Книга для учителя [Книга]. - М.: «Просвещение», 1990.

Рохлов В. С. и Трофимов С. Б. «Биология. Человек и его здоровье»: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.И. Трайтака. - М.: , 2005. [Книга] / ред. Трайтак Д. И.. - М.: Мнемозина, 2010.

Силакова М. Н. и Желябовская Г. И. Организм человека в терминах [Журнал] // Биология в школе. - 1993 r.. - № 4. - стр. 50-51.

Спиркин А. Г., Акчурин И. А. и Карпинская Р. С. Словарь иностранных слов [Книга]. - М. : Русский язык, 1987.

Теремов А. и Рохлов В. Занимательная зоология [Книга]. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2012.

Флосом Франклин Книга о языке [Книга]. - М.: «Прогресс», 1977.

Чернова Н. М., Корнилова О. А. и Пономарева И. Н. Основы общей биологии 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. [Книга]. - М.: "Вентана-Граф", 2011. - 3-е.

Шишкинская Н. А. Словарь биологических терминов и понятий. [Книга]. - Саратов: Лицей, 2012.

Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М., 2014.

Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2011.

Гринев С.В. Исторический систематизированный словарь терминов терминоведения. – М., 1998.

Гринев С.В. Терминоведение на пороге третьего тысячелетия // Научно-техническая терминология. Вып. 1. – М., 2010.

Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова. – М., 2009.

Нелюбин Л.Л. Очерки по введению в языкознание. – М., 2011.

Тененева И.В. Роль переводчиков в упорядочении терминологической лексики // Учен. зап. РОСИ. Вып.4. – Курск, 2012.

Научный симпозиум. Место терминологии в системе современных наук. Тезисы докладов и сообщений. 24-27 декабря 1969 г. Изд-во Московского ун-та, 1969


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Проблемы в области реализации здоровьесберегающего туризма в школе № 29
  2. Сервитуты в римском праве
  3. Иностранная интервенция в Россию роль, цели и задачи
  4. Ресурсы института европейской политики
  5. Отчет о педагогической практике по физическому воспитанию
  6. Соотношение морали и права
  7. Технологии социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
  8. Формы соучастия и ответственность соучастников приступлений
  9. Роль русской народной сказки
  10. Российская публицистика о Китае с конца 19 по начало 20 века
  11. Инструменты внешнеторговой политики современного государства
  12. История развития центральных процессоров
  13. Управленческие риски в деятельности государственных органов власти
  14. Правовое регулирование заработной платы
  15. Биллинговые системы
  16. Поисковые системы и технологии поиска информации
  17. Сделки: понятие, виды и формы. Недействительность сделок.
  18. Татаро-монгольское иго
  19. Государствення служба в ОВД
  20. Терроризм, как угроза национальной, региональной и международной безопасности
  21. Теория правового государства 1
  22. Карр Русская революция от Ленина до Сталина
  23. Дипломатия Китая на современном этапе
  24. Права и обязанности участников образовательных отношений
  25. Правовое обеспечение социальной работы с жертвами политических репрессий
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: