Ключевую роль в процессе смены ментальных установок в самом фундаменте мировидения в XVII—XVIII вв. сыграла философия.
Именно философии принадлежит честь построения единой программы исследований для разных наук, создание общей системы нравственных ценностей и обоснование разумных, «здравых», принципов человеческого общежития, которые она смогла объединить в достаточно цельную картину мира, задав западному человеку осмысленные ориентиры жизни.
Философы XVII в., конструируя новое представление о мире и человеке, сознавали свою новаторскую миссию, вместе с тем старались примирить метафизические и научные новации с христианским вероучением, с требованиями и католической, и протестантской Церквей.
Такую работу они смогли проделать, опираясь на теорию-метафору «двух книг», своего рода дальнюю родственницу позднесредневековой теории «двойственности истины»: Бог написал две книги — книгу Откровения и книгу природы, первую книгу должны исследовать своими методами теологи, а вторую книгу, дабы прославить мудрость Творца, должны изучать философы и ученые, опираясь уже не на Откровение, но исключительно на разум, который, однако, не имеет права вступать в противоречие с Божественным откровением.
Строящаяся не на принципе конфронтации, а на принципе примирения, философия XVII в. сделала важное дело: она позволила новым интеллектуальным построениям закрепиться в общественном мнении, создала ментальный плацдарм, с которого и велось дальнейшее наступление на отжившие взгляды, образ жизни и нормы поведения.
Цель исследования: рассмотреть философию Нового времени.
Задачи исследования:
рассмотреть философские основания метафизической картины мира Нового времени;
охарактеризовать методологию и гносеологию философии Нового времени: Ф.Бекон, Р. Декарт.