Актуальность работы. Изучение и коррекция нарушений речи является в настоящее время основной проблемой для логопедической науки и практики. Ее актуальность определяется многими факторами и в первую очередь фактором полиморфности. Системные нарушения речи наиболее часто встречающаяся форма речевой патологии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это сложное многомодальное расстройство речеязыкового механизма, неизбежно приводящее к нарушениям письма и чтения. Ранняя диагностика и коррекция указанной речевой патологии является эффективной профилактикой дислексии и дисграфии.
В 50-60х годах XX в., работая над созданием психолого-педагогической классификацией речевых нарушений, проф. Р.Е.Левина выделила отдельную категорию детей, у которых в той или иной мере оказались несформированными все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика и связная речь. Отклонения в формировании речи, Р.Е.Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.И.Жаренкова и др.), стали рассматривать как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Детей, у которых отмечалось такое системное недоразвитие речи, стали относить к категории «общее недоразвитие речи». Эта категория детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое часто определяет неготовность этих дошкольников к обучению в условиях массовой школы.
Изучением проблемы соотношения мышления и речи занимались ученые разных областей науки: философии, психологии, физиологии, нейропсихологии, психолингвистики, педагогики, логопедии и др.
Фундаментальные исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Ж.Пиаже, А.Валлона и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы. К таким вопросам следует отнести: когнитивные предпосылки развития речи и языка; закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе; отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания; роль обучения в психическом развитии ребенка. Результаты дальнейшего исследования этих вопросов, принципиальные теоретические положения были сформулированы в трудах таких отечественных ученых, как: А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Ф.Талызина, Н.Н.Поддъяков, Г.И.Минская, В.И.Лубовский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Л.Ф. Обухова и др.
Ухудшение здоровья современных младших школьников, недостаточность или неравномерность развития у многих учащихся общеобразовательных школ высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, приводят к увеличению распространенности детской дисграфии.
Дисграфия (от греческого "дис" - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" - писать, изображать) - частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Ошибки при дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».
По данным Ю. В. Микадзе (2002), число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают и дети с дисграфией, превышает 30% от общего числа учащихся, и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов.
Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. Трудности в овладении письмом у детей с ОНР обусловлены тем, что-либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.
Цель нашего исследования состоит в выявлении особенностей логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - письменная речь дошкольников с ОНР.
Предмет исследования - корреционно-логопедическая работа по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей с общим недоразвитием речи письменная речь имеет свои особенности и менее сформирована, чем у детей с нормальным речевым развитием. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному развитию письменной речи.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
¾ изучить особенности письменной речи;
¾ рассмотреть особенности формирования письменной речи у нормально развивающихся детей дошкольного возраста;
¾ рассмотреть особенности формирования письменной речи у детей дошкольного возраста с ОНР;
¾ осуществить экспериментальное исследование речи у детей с общим недоразвитием речи с указанием их ошибок;
¾ провести коррекционно-логопедические по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных лингвистов, психологов, психолингвистов таких, как Л.В.Щерба, Н.Ю.Шведова К.Д.Ушинский, О.С.Ушакова, В.В.Виноградов, А.А.Леонтьев, М.М.Бахтин, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.М.Шахнарович, С.Н.Цейтлин, Д. Берко и других известных ученых.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической и методической литературы;
- эмпирические: наблюдение, метод диагностических заданий (тестирование, беседы).
Опытно-экспериментальной базой исследования стал детский сад для детей с нарушениями речи № 379 города _______, а именно логопедическая группа детей из 15 человек в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цели, задачи и материалы нашего исследования диктуют следующую его структуру: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.