Нормативно-правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. № 148-149. 06.08.1998.
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» // Российская газета. № 159. 22.07.2011.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. № 3. 06.01.1997.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Российская газета. № 165. 29.07.2006.
5. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 28.06.2013) «О налоговых органах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов. № 1. 1992.
6. Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2007 № 8991) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 13. 26.03.2007.
7. Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2007 № 8991) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 13. 26.03.2007.
8. Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (вместе с «Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», «Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления») (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 № 14675) // Российская газета. № 173. 16.09.2009.
9. Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2007 № 8991) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 13. 26.03.2007.
10. Письмо ФНС РФ от 15.02.2012 № ЕД-4-3/2474 «О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика» (вместе с <Письмом> ФНС РФ от 06.02.2012 № ЕД-4-3/1813@ «О применении нулевой ставки НДПИ в части нормативных потерь»).// СПС КонсультантПлюс.
11. Письмо ФНС РФ от 01.02.2012 № ЕД-4-3/1471@ «О налоге на добычу полезных ископаемых» // Нормирование в строительстве и ЖКХ. № 2. 2012.
12. Письмо ФНС РФ от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678@ «О разъяснениях ФНС России» // Документы и комментарии. № 23. 2011.
13. Письмо ФНС РФ от 18.12.2005 № 06-1-04/648 «О правомерности действий налогового органа» // Документы и комментарии. № 1. 10.01.2006.
14. Письмо ФНС РФ от 07.05.2010 № ШС-37-3/1269@ «О разъяснении налогового законодательства» // Еженедельник бухгалтера. № 20. 2010.
15. Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ «О налоговых проверках» // Документы и комментарии. № 20. 2012 (вопросы 1 - 6).
Судебная практика
16. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 6. 2006.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета. № 64. 01.04.1997.
18. Определение Конституционного Суда РФ от 07.11.2008 № 1049-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Товарищ» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 168 и пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 2. 2009.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» // Российская газета. № 118. 02.07.2002.
20. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 3303/10 по делу № А06-731/2009. В заявлении о возмещении убытков, составляющих стоимость юридических услуг по подготовке письменных возражений на акт, вынесенный налоговым органом по результатам камеральной проверки, отказано правомерно, так как должностные лица инспекции, подготовившие акт камеральной налоговой проверки, действовали в пределах полномочий, установленных ст. ст. 100, 101 НК РФ, и общество, оспаривавшее правомерно подготовленный акт проверки, не представило доказательств причинения ему вреда действиями инспекции. // Вестник ВАС РФ. 2010. № 12.
21. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 6. 2006.
22. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08 по делу № А07-10131/2007-А-РМФ. Заявление о признании недействительным требования налогового органа о предоставлении документов удовлетворено, так как по смыслу статьи 88 НК РФ в тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. // Вестник ВАС РФ. 2009. № 3.
23. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08 по делу № А07-10131/2007-А-РМФ. Заявление о признании недействительным требования налогового органа о предоставлении документов удовлетворено, так как по смыслу статьи 88 НК РФ в тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. // Вестник ВАС РФ. 2009. № 3.
24. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.09.2011 по делу № А27-17051/2010. Требование: Об обязании перечислить на расчетный счет общества проценты за несвоевременный возврат налога.
25. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11 по делу № А27-15478/2010. Требование: О признании незаконным бездействия налогового органа, обязании выплатить проценты за нарушение срока возврата НДС. Обстоятельства: Налоговый орган во исполнение судебного акта произвел возврат налога с нарушением сроков возврата, проценты не выплатил. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как проценты должны быть начислены и выплачены с того момента, когда суммы НДС должны были быть возвращены обществу в силу закона, если бы инспекция своевременно приняла надлежащее решение. // Вестник ВАС РФ. 2012. № 7.
26. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. № 5. 2003.
27. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2010 по делу № А43-35272/2009, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2011 по делу № А53-12791/2010// СПС «КонсультантПлюс».
28. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2008 № А19-1185/08-40-04АП-Ф02-1491/08 по делу № А19-1185/08-40// СПС «КонсультантПлюс».
29. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2010 по делу № А78-4916/2009// СПС «КонсультантПлюс».
30. Постановление ФАС Центрального округа от 18.02.2010 по делу № А35-2743/2009. Заявленные требования о признании недействительными решения налогового органа в части применения штрафа за неполную уплату НДС, уплаты доначисленного налога на добавленную стоимость и пени по НДС удовлетворены правомерно, поскольку доказательств того, что на момент реализации заявителем права на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость у него отсутствовали документы, подтверждающие указанное право, ответчиком также не представлено. // СПС «КонсультантПлюс».
31. Постановление ФАС Центрального округа от 21.10.2010 по делу № А64-890/2010// СПС «КонсультантПлюс».
32. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2011 по делу № А27-17041/2010// СПС «КонсультантПлюс».
33. Постановление ФАС Московского округа от 28.04.2012 по делу № А40-87461/11-99-409
34. Постановление ФАС Центрального округа от 01.09.2009 по делу № А64-6899/08-13// СПС «КонсультантПлюс».
35. Определение ВАС РФ от 20.01.2012 № ВАС-14951/11 по делу № А40-54354/10-4-301. Дело о признании недействительным решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения передано для пересмотра в порядке надзора судебных актов, так как в случаях, когда налоговый орган при проведении проверки не выявил ошибок, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов не имеется. // СПС «КонсультантПлюс».
36. Постановление ФАС Поволжского округа от 07.03.2012 по делу № А12-13971/2011// СПС «КонсультантПлюс».
37. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2010 по делу № А78-4916/2009// СПС «КонсультантПлюс».
38. Постановление ФАС Московского округа от 10.02.2010 № КА-А40/171-10 по делу № А40-65357/09-107-399, А40-38508/09-151-206. Требование: О признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС. Обстоятельства: Обществом были заявлены налоговые вычеты по НДС в связи с выставлением обществу его контрагентом по договору подряда на выполнение работ по ремонту офиса и благоустройству прилегающей территории счета-фактуры. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку указанный счет-фактура содержит недостоверные сведения о лице, его подписавшем, в связи с чем он не может служить основанием для применения заявителем вычетов по НДС. // СПС «КонсультантПлюс».
39. Постановление ФАС Центрального округа от 28.12.2011 по делу № А08-2014/2011. Требование: О признании незаконным решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган доначислил предпринимателю ЕНВД, пени, штраф по ст. 122 НК РФ в связи с занижением физического показателя - «площадь торгового зала (в квадратных метрах)» вследствие невключения в расчет площади помещения, находящегося в торговом центре. Решение: Требование удовлетворено, поскольку выездная налоговая проверка не проводилась, соответствующего решения о проведении такой проверки налоговым органом не представлено. // СПС «КонсультантПлюс».
40. Определение ВАС РФ от 05.04.2011 № ВАС-3084/11 по делу № А67-3928/2010. В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДПИ по формам статистической отчетности для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя заявление, пришел к обоснованному выводу о том, что запрашиваемые налоговым органом формы статистического наблюдения не являются документами, влияющими на размер подлежащего уплате налога. // СПС «КонсультантПлюс»
41. Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2011 № Ф09-4954/11 по делу № А60-33632/10. Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган начислил налог на прибыль, пени, ссылаясь на занижение налоговой базы посредством включения в состав внереализационных расходов убытка от операций хеджирования. Решение: Требование удовлетворено, так как спорные затраты отнесены к расходам правомерно, между налогоплательщиком и банком была заключена единая сделка - расчетный своп-контракт, в связи с чем налогоплательщик правомерно представил только один расчет, обосновывающий отнесение данной сделки к операциям хеджирования, налоговым органом допущены нарушения при проведении камеральной проверки. // СПС «КонсультантПлюс».
42. Постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 по делу № А65-14145/07. Поскольку неправомерное непредставление налоговых деклараций по НДС за спорные периоды, неисчисление и неуплата НДС в бюджет подтверждаются материалами дела и обществом не оспариваются, доначисление обществу НДС произведено правомерно. // СПС «КонсультантПлюс».
43. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. Ч. 2. 2004.
44. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 № 11822/09 по делу № А05-8701/2008// СПС «КонсультантПлюс»
45. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 по делу № А82-11768/2007-20. Камеральная налоговая проверка может быть проведена налоговым органом исключительно на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации. // СПС «КонсультантПлюс»
46. Определение ВАС РФ от 20.06.2011 № ВАС-4799/11 по делу № А65-1762/2010. В передаче дела по заявлению об отмене решения налогового органа о доначислении земельного налога и пени для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к обоснованному выводу о правомерности доначисления налоговым органом сумм авансовых платежей по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной нормативно-правовым актом. // СПС «КонсультантПлюс»
47. ФАС Уральского округа от 09.11.2011 № Ф09-7185/11 по делу № А76-3222/2011// СПС «КонсультантПлюс».
48. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2011 по делу № А53-16193/2010// СПС «КонсультантПлюс».
49. Постановление ФАС Уральского округа от 04.10.2011 № Ф09-6159/11 по делу № А76-20794/10// СПС «КонсультантПлюс».
50. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2012 по делу № А53-15872/2011// СПС «КонсультантПлюс».
51. Постановление ФАС Поволжского округа от 17.08.2010 по делу № А57-26348/2009// СПС «КонсультантПлюс».
52. Постановление ФАС Московского округа от 29.09.2009 № КА-А40/8296-09 по делу № А40-59721/08-14-281// СПС «КонсультантПлюс».
53. Постановление ФАС Центрального округа от 23.11.2011 по делу № А64-4428/2010// СПС «КонсультантПлюс».
54. Постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2011 № Ф09-5247/11 по делу № А47-9786/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
55. Постановление ФАС Уральского округа от 24.01.2011 № Ф09-11435/10-С3 по делу № А76-13492/2010-41-406// СПС «КонсультантПлюс».
56. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2011 по делу № А78-6830/2010// СПС «КонсультантПлюс».
57. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.2002 № Ф08-4504/2002-1577А// СПС «КонсультантПлюс».
58. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2011 по делу № А29-4799/2010// СПС «КонсультантПлюс».
59. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2010 по делу № А58-7038/09// СПС «КонсультантПлюс».
60. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2005 № Ф04-1852/2005(10181-А27-37). Предоставленное налоговому органу право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получать объяснения и документы ограничено сущностью камеральной проверки, т.е. могут быть истребованы только те документы, которые имеют непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях. // СПС «КонсультантПлюс».
61. Определение ВАС РФ от 29.05.2008 № 6938/08 по делу № А-32-18975/2006-19/290-2007-19/244. В передаче дела по заявлению о признании незаконным решения налогового органа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.11.2008 № Ф04-6982/2008(15881-А75-27) по делу № А75-1119/2008. В ходе камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе производить осмотр используемых налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения с целью определения соответствия фактических данных об указанных объектах документам, представленным проверяемым лицом. // СПС «КонсультантПлюс».
62. Постановление ФАС Центрального округа от 30.09.2008 по делу № А54-1011/2008С21. Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. // СПС «КонсультантПлюс».
63. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2006 № Ф04-556/2006(19911-А27-31). Налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе потребовать от налогоплательщика представления документов независимо от того, были ли обнаружены какие-либо ошибки или неточности в налоговой декларации. // СПС «КонсультантПлюс».
64. Письмо ФНС РФ от 01.08.2008 № ШТ-8-2/320@ «О вручении (направлении) ненормативных правовых актов и иных документов» // Документы и комментарии. № 19. 2008.
65. Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2008 № КА-А40/86-08 по делу № А40-33760/07-118-208. В случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем налогового органа. // СПС «КонсультантПлюс».
66. Постановление ФАС Уральского округа от 11.04.2012 № Ф09-2064/12 по делу № А07-224/2011. // СПС КонсультантПлюс.
Научная и учебная литература
67. Антонова Г.П. Что нового ждет плательщиков налога на прибыль в 2014 - 2016 годах? // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2013. № 7. С. 24 - 38.
68. Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: Практические рекомендации. М.: Юстицинформ, 2009. 416 с.
69. Брызгалин А.В., Федорова О.С., Радомская М.Ю., Бортников С.П., Королева М.В., Трипук В.С., Труфанов А.Н., Гринемаер Е.А., Аверина Л.В., Бочкарева Е.А., Булетова Н.Е., Попова С.А., Каширская Л.В., Антипова О.И. Страховые взносы и НДФЛ: сложные вопросы из практики налогового консультирования // Налоги и финансовое право. 2011. № 9. С. 43 - 182.
70. Гришина О.П. Льготы по НДС: вопросов больше, чем ответов // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2012. № 16. С. 37 - 49.
71. Долгополов О.И. Камеральная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // СПС КонсультантПлюс. 2013.
72. Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля // Финансы. 2011. № 10. С. 34 - 39.
73. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
74. О налоговых органах РФ: Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 (по состоянию на 27 июля 2006 г.) // Российская газета. 2006. 30 июля.
75. Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2009. № 4.
76. Рыжков А.О. Реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности налогового контроля // Налоги. 2012. № 31. С. 21 - 24.
77. Семенихин В.В. Налоговые проверки. Как с достоинством выдержать визит инспекторов. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. 232 с.