Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

История ферраро-флорентийского собора по воспоминаниям Сильвестра Сиропула





Содержание

Введение 3

Глава 1. Ферраро-Флорентийский собор: предыстория, предпосылки созыва, состав делегаций, основные проблемы 16

1.1 Предыстория собора 16

1.2 История Собора в произведении Сильвестра Сиропула 23

Глава 2. Сущность религиозных споров на Ферраро-Флорентийском соборе и их значение для Православной и Католической церквей. 44

2.1 Богословская дискуссия по намеченным вопросам 44

2.2 Влияние Императора на ход Собора 44

2.3 Церковно – политические аспекты споров, их значение для Православной и Католической церквей. 44

Глава 3. Подготовка и подписание Унии, итоги и историческое значение Ферраро-Флорентийского Собора 69

3.1 Флорентийская Уния, ее значение для церкви и Византии 69

3.2 Историческое значение Ферраро-Флорентийского Собора 76

3.3 Формальное единство и последствия Собора 76

Заключение 84

Список использованных источников и литературы 86

Введение

Ферраро-Флорентийский собор занимает важное место в истории не только христианской конфессии, но и в истории в принципе. Объяснить это можно тем, что значимость Ферраро-Флорентийского собора является важной не только для христианской церкви, как попытка положить конец разделению Католической и Православной церковью, собор является важной частью истории, так как с его помощью Император Византии Иоанн Палеолог надеялся заручиться поддержкой Запада. Эта поддержка была крайне необходима Византии, поскольку противостояние с Османской империей достигало своего апогея.

Безусловно, Ферраро-Флорентийский собор с его решениями и итогами, мы в большей мере рассматриваем со стороны церковной позиции, трудно переоценить всю значимость собора, если предположить тот факт, что намеченная основная цель, как упоминалось выше - объединение Католической и Православной церкви. Однако, сложившаяся к началу XV в. обстановка в Европе, не способствовала развитию конструктивного диалога на соборе. С одной стороны, Византия и Православная церковь находились в крайне сложном военном и экономическом состоянии в виду обострившейся угрозы со стороны турок - мусульман. С другой стороны, в католической церкви обострились противоречия между папством и национальными церквями. Эти противоречия вылились в Авиньонское пленение пап и в деятельность церковного собора в Базеле.

Таким образом, обе стороны на Ферраро-Флорентийском соборе преследовали скорее свои собственные политические интересы, чем задумывались об общем благе. Еще более ситуацию усугублял тот факт, что Собор проходил на средства исключительно католической церкви и православное духовенство было поставлено в заведомо менее выгодные условия. Заключенная церковная уния не принесла желаемого единства христианской церкви, а лишь усугубила противоречия между католиками и православными.

Для полного погружения в тематику нашего исследования, нам необходимо разобраться в предпосылках организации Ферарро-Флорентийского собора, и для этого мы рассмотрим политическую и церковную ситуации в Византии в преддверии проведения Собора.

В начале ХV в. Византия представляла из себя очень небольшое государство, власть которого распространялась только на столицу с предместьями да на часть территории Греции с островами. Византию XIII-XV вв. можно назвать империей условно. Правители отдельных ее областей часто зависели от императора лишь номинально. Да и сами императоры для Запада превратились просто в греческих или византийских императоров, не заслуживающих серьезного внимания как соперники императоров, появившихся на Западе.

Несмотря на блестящие достижения его ученых, Константинополь конца XIV столетия был печальным, деградирующим городом. Его население, которое в XII в. составляло вместе с окрестными жителями около миллиона человек, теперь насчитывало не более 100 тыс., продолжая постепенно сокращаться и далее. Предместья на противоположном берегу Босфора уже находились в руках турок. Пера, расположенная на другой стороне Золотого Рога, стала колонией генуэзцев. На фракийских берегах Босфора и Мраморного моря, усеянных когда-то роскошными виллами и богатыми монастырями, у греков осталось лишь несколько деревушек, лепившихся вокруг старинных церквей. Сам город, окруженный стенами протяженностью 14 миль, даже в свои лучшие времена был полон парков и садов, отделявших городские кварталы друг от друга. Теперь же многие кварталы фактически исчезли, и засеянные поля и сады разделяли лишь то, что от них осталось.

На территории дворца сохранились в порядке лишь несколько церквей, таких как Новая Базилика Василия I и церковь Фаросской Богоматери. Поблизости постепенно разрушался ипподром; молодые люди из благородных семей использовали его арену для игры в поло. В стоящем напротив патриаршем дворце еще находилась канцелярия патриарха, однако сам он уже давно не осмеливался жить в нем. Только величественный собор Св. Софии (Божественной Премудрости) был по-прежнему великолепен, поскольку на его содержание шли средства, получаемые по специальной статье государственных сборов.

Начиная с XIV в. история Византии была, по сути, медленным угасанием империи под военным натиском турок. Политические интересы подталкивали государственную элиту к сближению с латинским Западом. Поэтому императорам династии Палеологов было крайне важно объединение Церквей, «ибо в те времена политический оборонительный союз казался невозможным, если ему не будет предшествовать соединение Церквей».

Мануил Палеолог отправился ко дворам Франции и Англии царским посольством в 1400 году. Он явился к ним как проситель в отчаянной попытке обрести помощь в борьбе против неверных, угрожавших его империи.

3 июня он прибыл в Париж. Король Франции Карл встретил Мануила вне стен города, со всеми подобающими Императору почестями, а затем принял его во дворце Лувр. Однако, ничего не добившись после своего пятнадцатидневного пребывания в Париже, Мануил отправился к Генриху IV Английскому. Тот, сославшись на гражданские раздоры и постоянные распри, совершенно уничижил все национальные чаяния венценосного посла. Посольство всюду встречало препятствия по причине светского и духовного вмешательства Пап.

Монарх вернулся в Константинополь, уверившись в невозможности получить помощь от Запада без так называемого соединения церквей, решил начать переговоры с Римским престолом. В 1415 году, занятый укреплением Коринфского перешейка, он отправил Иоанна Евдемона к Папе Иоанну V с предложением преодолеть расхождения между Церквами на Вселенском Соборе в согласии с древними уставами святых отцов и одновременно - с просьбой помощи у Запада. Но Папа отнесся к предложению Императора с полным пренебрежением, требуя, чтобы Восточная Церковь приняла все новшества, которые ввели Папы в Христову Церковь, а также требуя подчинения Патриархов Папе Римскому.

Переговоры Мануила Палеолога, которые он вел много лет, ни к чему не привели: ни в церковном, ни в политическом плане. В 1423 году Мануил оставил трон по причине старости, передав царство сыну Иоанну VII, а сам стал монахом с именем Матфей.

Когда отец умер, Иоанн взошел на престол. Доходы государства ощутимо уменьшились, так как границы его приблизились уже к столице и не хватало средств на самые важные государственные нужды.

Папа Мартин, зная о желании Императора, сообщил ему через своих послов в 1425 году, что настало подходящее время ему вместе с Восточным Собором приехать в Италию и осуществить столь вожделенное единение Церквей. Это предложение Император принял с большим восторгом и устремился бы в Италию, если бы его не удержали его советники, в том числе Патриарх Иосиф и философ Плифон.

Однако положение дел уже было таково, что когда Иоанн узнал о намерении западных правителей поставить заслон продвижению врагов в Польше и Венгрии, оставив его государство незащищенным, то он сразу же забыл об отеческих наставлениях и, гонясь за зыбким призраком, решил возобновить начавшиеся при его отце Мануиле переговоры о единении Церквей на Вселенском Соборе. Таким образом он думал добиться помощи своему народу при содействии Епископа Римского. Он отправляет в Рим посланников, чтобы побудить молодого Папу Евгения IV к созыву горячо желанного и все время откладываемого Вселенского Собора. Папа доброжелательно воспринял предложение Иоанна о соединении Церквей на Вселенском Соборе, желая таким образом одолеть распространяющийся на Западе дух модернизма, требовавший подчинить Пап, которые противоканонично желают оставаться единовластными правителями и ни при каких обстоятельствах не подлежать юрисдикции Соборов, высочайшему авторитету Церкви. Ибо Папа надеялся, что если Восточная Церковь признает его совершенно противоканоническое достоинство «общего и высочайшего попечения», то он легко подавит появившийся в Западной Церкви дух протеста против папства. Ведь именно об ограничении папской власти громогласно заявлял собравшийся в Базеле Собор.

Когда Иоанн Палеолог понял значение Базельского Собора, то, обдумывая военный союз со странами Запада, он отправил послов и на этот Собор, предлагая, чтобы на нем и были соборно, с участием греков и местных богословов, разобраны вопросы о различиях между Восточной и Западной Церковью. Для этого он отправил своих придворных, которые из-за трудности пути потеряли целый месяц, пока не добрались до Базеля. Там было сформировано посольство, которому поручено было доставить ответ грекам.

Эти послы на триерах отправились в Константинополь. Среди этих людей был и фра Иоанн, который и побудил Императора участвовать в этом Соборе, уверяя, что именно так можно осуществить соединение Церквей. Он обещал гарантированную помощь с Запада, так как Базельский Собор должен был проходить под покровительством Франции и Германии.

Когда об этом узнал Папа Евгений, то воспринял это весьма болезненно, сочтя созыв Собора весьма серьезным актом, угрожающим властолюбию папского престола. Ведь на Базельском Соборе были и восточные христиане, и на него собрались более семисот латинских епископов при содействии почти всех европейских правителей, с целью отменить и исправить «нелепости Италии». Этим выражением особо подчеркивались соблазны, которые исходили от трех последних Пап (последним из них был Евгений) и смущали Западную Церковь. Ибо с 1378 по 1428 год Западная Церковь находилась в состоянии великого раскола, и в этот промежуток было одновременно два Папы: Венедикт - в Авиньоне (Франция) и Григорий - в Риме. Они отлучали друг друга от Церкви и анафематствовали. Тогда для исправления столь бедственного церковного положения стали созывать различные Соборы, присваивая этим Соборам титул Вселенских.

После этого Констанцский Собор 1414 года подкрепил то же самое неоспоримое кафолическое достоинство Единой Церкви: «ибо и Папы являются частью Епископского собрания и должны подчиняться олицетворяемой этим собранием видимой Церкви Христовой». Когда на папский престол взошел папа Евгений IV, тот самый, который вел переговоры с Императором Константинопольским Иоанном Палеологом, был созван Собор в Базеле. Этот Собор, состоявшийся в 1431 году, еще суровее восстал против абсолютной власти и авторитарной непогрешимости Папы Евгения. Поэтому Папа Евгений с такой радостью принял предложение Иоанна Палеолога о том, чтобы единение Церквей осуществилось на Вселенском Соборе. Папа Евгений так стремился к единению Церквей, что ради будущего пышного приема Императора и греческих клириков продал все свои серебряные и золотые сосуды и даже отдал под залог за 40 000 флоринов свою папскую тиару.

Тем временем, как византийское государство бедствовало, а Римский папский престол находился в водовороте антиклерикальных и феодальных притязаний средневекового варварства, Папство приняло предложение о созыве Вселенского Собора. Этот Собор должен был осуществить соединение Церквей с соблюдением древних святоотеческих правил. Как только Папа Евгений узнал, что Базельский Собор отправил в Константинополь посланников на триерах, чтобы забрать на Собор Императора и епископов, то попытался силой перевести Собор из Базеля в Италию. Это Папа и прежде пытался сделать, но не имел достаточных политических возможностей. Вооружив свои триеры, он отправил их навстречу базельским кораблям. Командовал папским флотом племянник Папы - Кутлумера, которому был отдан приказ гнаться за базельскими триерами и потопить их как можно скорее (преосвященный Евгений думал о войне, а не о мире). Затем папские посланники, прибыв в Константинополь, должны были любыми способами заставить Императора и местный Собор отправиться в Италию.

Папский флот шел строго по фарватеру, но нигде не встретил базельские триеры и прибыл в Константинополь. Здесь папские посланники сообщили ложные сведения, что якобы Папа изменил свою позицию и присоединился к Собору в Базеле. По их сообщению, Собор уже закончил работу, и поэтому Папа не заинтересован в созыве нового Вселенского Собора. Но вскоре стало известно, что они лгали, ибо разнесся слух, что базельские триеры прибывают с о. Хиос. Триеры вошли в Константинополь и по императорскому повелению бросили якорь в Ипсомафиях. Папские триеры наверняка вступили бы в бой с базельскими триерами, если бы не вмешалась византийская власть.

И папские посланники рассказали Императору, что они получили от Папы распоряжение: где бы они ни застали ) базельские триеры, потопить их.

Базельские триеры вернулись из Константинополя без всякого результата, и делегация сообщила участникам Собора, как все было на самом деле. А участники Собора воспользовались своими полномочиями и низложили Папу Евгения как отступившего от соборного принципа. Собор обвинил Папу во множестве непотребных дел. Папа отказался что-либо сказать в свою защиту и был низложен и осужден. Вместо него возвели в папское достоинство некоего Феликса. В третьем, последнем акте низложения Папа Евгений уже был наименован Гавриилом, то есть именем, которое он носил до возведения в папское достоинство. Он был объявлен учинителем раздоров, врагом мира и единства Церкви, симонийцем, клятвопреступником, нераскаянным грешником, схизматиком, еретиком, упорствующим в своих прегрешениях, растратчиком церковного имущества и церковных привилегий, растленным слугой Верховного Понтифика, недостойным при этом никакого титула, степени, чести или достоинства.

На Соборе присутствовало семьсот епископов и Император Священной Римской Империи Германской нации Сигизмунд

После отделения Латинской Церкви от Православной Восточной Церкви Императоры Константинопольские и Папы Римские часто задумывали объединить разделенные Церкви, но ни разу это единение не было осуществлено. Ибо как императоры, так и папы думали не об истине веры. Императоры думали о единении с целью обеспечить себе защиту от врагов политическими средствами Пап, а Папы - о том, чтобы подчинить Православную Восточную Церковь Латинской Церкви. Поэтому начиная с XII века много раз предпринимались различные попытки объединить Церкви. Часто папские энциклики призывали Восточные Церкви к единению. Но все эти попытки заканчивались провалом (точно так же оказывались бесплодными и папские призывы к единению, раздававшиеся в поздние века.

Таким образом, мы подходим к актуальности нашего исследования.

Актуальность исследования: заключается в колоссальной значимости собора для церкви, поскольку целью было поставлено объединение или прекращение раскола между двумя церквями, Католической и Православной, а это значило бы, создание одного Церковного монолита, который бы способствовал не только развитию единой церкви, но и укреплению государств, на что и рассчитывал Иоанн Палеолог. В нашем исследовании мы рассмотрим все аспекты собора, начиная от состава делегаций, основных вопросов и споров до результатов итогов соборов. Разобравшись в причинах провала Ферраро-Флорентийского собора мы подойдем к важному вопросу о сосуществовании двух церквей, о возможности их интеграции и решении возможных проблем в будущем.

Объектом исследование является: Ферраро-Флорентийский собор в целом, его организация, созыв, состав делегаций, вопросы, рассматриваемые на соборе и споры вызванные этими вопросами. Итоги и последствия.

Предметом исследования выступают: основные проблемы которые послужили неудачей собора, политические и церковные аспекты Феррор-Флорентийского собора. И в конечном итоге Флорентийская Уния как видимый факт успешности проведения собора, а в итоге просто фиктивный договор.

Цель исследования: проанализировать ход и основные итоги Ферраро-Флорентийского собора по воспоминаниям Сильвестра Сиропула.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть состав и позиции участников делегаций;

- выявить теологические изменения, внесенные по итогам Ферраро-Флорентийского собора, а так же основные сорные моменты.

- показать внешнеполитические итоги принятия унии для Византийской империи.

Теоретическая база: источники по данной проблеме представлены, прежде всего, сочинениями современников. Это объясняется тем, что как греческие, так и латинские стенограммы собора были утеряны. Имеется лишь их реконструкция, созданная в 1953 г. иезуитским историком Дж. Гиллом.

Поэтому для нас основным источником по истории Ферраро-Флорентийского собора являются мемуары диакона Сильвестра Сиропула, великого экклесиарха храма св. Софии Константинопольской. Сильвестр Сиропул входил в состав византийской делегации на Ферраро-Флорентийском соборе. Воспоминания вероятно базируется на дневниковых записях автора, которые он вел непосредственно во время собора.

В них можно найти не только рассказ о самом соборе, но и множество бытовых сведений и других весьма характерных зарисовок. Особенно ценные сведения автор приводит по поводу обстановки внутри византийской делегации, описывает противоречия и пути их решения. Сильвестр Сиропул также акцентирует свое внимание на богословских противоречиях и указывает с одной стороны на ошибочность позиции латинской делегации, а с другой – на нежелание католиков идти на компромисс. В целом можно признать высокую степень репрезентативности информации в данном источнике.

Еще одним важным источником по истории Ферраро-Флорентийского собора является сочинение «Антирретик» Иоанна Евгеника. Иоанн Евгенику – византийский писатель и общественный деятель был непосредственным участником Ферраро-Флорентийского собора. Иоанн специально покинул Италию раньше, чем было принято определение собора, так как был против этого решения. Вернувшись в Византию, он стал одним из тех лидеров Православной церкви, которые боролись против унии. В своем произведении он концентрируется на богословских проблемах собора и приводит свои аргументы против приятного решения. В работе отечественного историка – византиниста А.А. Васильева «История Византийской империи» проведено исследование истории Византийской империи на всем протяжении ее истории.

При написании своего исследования А.А. Васильев активно использовал архивные документы и исторические исследования предшественников. Основной упор был сделан на изучении внешней политики Византии. Поэтому истории Ферраро-Флорентийского собора, как знакового события на заключительном этапе жизни Византийской империи, было уделено большое внимание. Основной акцент был сделан на анализе международного положения в Европе в изучаемое время.

Монография А.В. Занемонца «Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии» рассказывает о жизни и деятельности Иоанну Евгенику — византийскому писателю и общественному деятелю, младшему брату св. Марка Эфесского и участнику Флорентийского собора, на котором была предпринята неудачная попытка положить конец разделению между Католической и Православной церковью (1439 г.). Успев вовремя покинуть Италию, Иоанн не подписал определение собора, полностью составленное на латинских условиях. В Византии он стал активным борцом против ложного объединения церквей. Его «Антирретик» — единственное подробное опровержение флорентийского определения. В монографии проведен анализ деятельности Иоанна Евгеника, показана его теологическая позиция.

В исследовании Н.Г. Пашкина «Византия в европейской политике первой половины XV в. (1402-1438)» рассматриваются взаимоотношения Византии и католического Запада в эпоху турецкого завоевания.

На богатом архивном материале автор анализирует динамику византийской внешней политики в период между битвой при Анкаре и Ферраро-Флорентийским собором, ее преломление в политической и церковной истории Европы первой половины XV в., а также показывает влияние решение сбора на политику Византийской империи.

В статье Н.Г. Пашкина «Предыстория Ферраро-Флорентийского собора: конфликт между светской и церковной властями» раскрыта подготовительная работа по организации Ферраро-Флорентийского собора, а также подготовка текста церковной унии 1439 г. между Византийской империей и папским престолом в Риме.

В монографии английского византиниста Стивена Рансимена «Падение Константинополя в 1453 г.» приводится общая характеристика Византийского государства и общества.

В книге С. Рансимена затронуты многие аспекты византийской истории; однако наибольшее внимание автор уделяет отношениям Византии с внешним миром, с Западом и с турками. В работе показаны события, предшествовавшие Ферраро-Флорентийскому собору, а также его ход и итоги.

Структура работы: для наиболее полного и точного охвата данного исследования, работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Таким образом, с вселенским униатским собором были связаны подлинные надежды, поддержанные в восточнохристианском мире многими из его лучших лидеров и теологов в период после крестовых походов. Собор, который в конце концов состоялся в Ферраре и Флоренции, отразил подлинную уступку Запада экклисиологическим позициям Востока: собор был созван (по крайней мере в принципе) как «восьмой» и имел теоретически возможность решить все проблемы, разделявшие церкви, не будучи связан односторонними решениями, которые принимались на Западе в период с XI по XV в.

И все же трагедия произошла, потому что не получилось настоящей встречи двух традиций. Внутренние брожения на Западе (как необходимый результат экклисиологической неустойчивости, связанной со схизмой между Востоком и Западом) даже не рассматривались. А у восточной делегации не было ни богословской ловкости, ни необходимой информации, ни духовного мужества для рассмотрения действительно важных проблем.

Фактически можно сказать, что в 1438—1439 гг. две половины христианского мира были гораздо более отчуждены друг от друга, чем пине. Действительно, если принять во внимание тех представителей православия, которых действительно волнует «кафолический» масштаб христианства и которые чувствуют ответственность за дело христианского единства, если, с другой стороны, обратиться к знаниям и духовному опыту, к сожалению, слишком узкого круга римско-католических лидеров, ученых и теологов, понимающих природу и подтекст православного церковного опыта, то настоящий диалог действительно возможен. Поскольку Флоренция в исторической перспективе представляется нам неудачей по понятным нам духовным и теологическим причинам, то ответственность за решение этих проблем, которые все еще стоят перед нами сегодня, все более возрастает.

Список использованных источников и литературы


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Экономическая политика в сфере производства информации и информационных технологий в СПб
  2. Органы самоуправления в лагере и их деятельность
  3. Оформление документов в Китае
  4. Содержание правоотношений
  5. Дисциплинарная часть древнерусских монастрских уставов
  6. Предпринимательское право
  7. Проблема наркотизации молодежи и путей её преодоления средствами социально-профилактической работы
  8. Обеспечение режима и безопасности при исполнении наказания в виде лишения свободы в современных условиях
  9. Проблемний кредит та причини його виникнення на прикладі ПАТ «УКРСИББАНК»
  10. Подключение сетевого принтера
  11. Понятия о соучастия и виды соучастия в преступлениях
  12. Конспект реферат по истории
  13. Роль медицинской сестры при уходе за больным сахарным диабетом
  14. Хулиганство
  15. Особенности этических принципов функционирования организаций в Европе и Азии
  16. Девиантное поведение подростков
  17. Кутюмы Бовези историко-правовой анализ
  18. Соотношение морали и права
  19. Уголовное право в Древнем Риме
  20. Изгои Древней Руси
  21. Субъект РФ
  22. Особенности подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях
  23. Правонарушения в сфере социальной деятельности
  24. Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  25. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МИРОВЫЕБИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: