Школа является одной из образовательных сред, наиболее активно способных воздействовать на сознание развивающейся личности. Организация учебно-воспитательного процесса в школе должна адекватно отражать существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель сохранения здоровья учащихся и учителей, обеспечение их безопасности. Сегодня уже появились системные исследования о создании в школе специальной службы здоровья, о введении уроков здоровья в учебный план, о формировании здоровьесберегающего мышления учащихся и учителей, о становлении основ безопасности жизнедеятельности личности.
Для снижения уровня отрицательного воздействия «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства необходимо, прежде всего, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности и формирование привычек здорового образа жизни у каждого человека и у населения страны в целом.
Актуальность исследования обусловлена кардинальными социально-экономическими изменениями в современном российском обществе, которые не могут не затрагивать школу.
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
вопросами здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Здоровье – главное богатство человека, и здоровье каждого из нас – это проблема каждого из нас. Гражданский долг каждого учителя – привлечение внимания к необходимости и реальной возможности сбережения здоровья в сложных социально-экономических условиях, пропаганда здорового образа жизни, привитие детям элементарных практических навыков оказания первой медицинской помощи.
За годы учебы в школе возрастают заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств, пищеварения. На здоровье ребенка влияет неблагоприятная обстановка, социально-экономический фактор, но главным фактором является деятельность образовательных учреждений: нарушение режима дня, перегрузка, ограничение двигательной активности, некачественное питание, и главное – безразличное отношение к своему здоровью.
Сегодня особенно много встают противоречий между: потребностью в формировании новых подходов в образовании, потребностями школьника в здоровом образе жизни, наличием постоянной угрозы реальной жизни для детей и т.д. Наличием данных противоречий обусловлен выбор проблемы исследования.
Проблема: использование современных педагогических технологий в урочное и внеурочное время.
Цель: выяснить содержание современных педагогических технологий в урочное и внеурочное время.
Предмет: современные педагогические технологии в преподавании ОБЖ.
Задачи исследования:
1. На основе анализа теоретических подходов к решению поставленной проблемы описать специфику преподавания ОБЖ.
2. Определить понятие «педагогической технологии» и классифицировать современные педагогические технологии;
3. Проанализировать содержание современных педагогических технологий в преподавании ОБЖ.
4. Изучить сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в современной системе образования;
5. Показать роль педагогических технологий через программу «Здоровье» в МОУ «Тубинская СОШ»
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, разных видов официальных документов; изучение отчетов, документов совещаний, использовались при этом методы обобщения, сравнения, системно-структурного подхода, анализа, синтеза, наблюдения, изучения результатов деятельности.
Базой исследования послужило МОУ «Тубинская СОШ»
Теоретическая значимость исследования:
- охарактеризованы современные педагогические технологии в преподавании ОБЖ;
- раскрыто содержание понятия «педагогическая технология» применительно к преподаванию ОБЖ.
- обосновано применение современных педагогических технологий в урочное и внеурочное время.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его выводов в части использования современных педагогических технологий при организации урочной и неурочной деятельности.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении содержатся оценка целесообразности темы, ее взаимосвязь с задачами современной науки, оценка современного состояния решаемой проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Во введении сформулирована актуальность, новизна и практическая значимость темы. Введение заканчивается изложением задач, а также формулировкой цели.
Основная часть включает: - обзор литературы (анализ и обобщение имеющихся данных по теме исследования, обоснование выбора направления исследования).
Заключение содержит краткие выводы по теме исследования.