Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Значение идей Р. Оуэна для развития менеджмента





Содержание

Введение 3

1.Значение идей Р. Оуэна 6

2.Управление трудом в учении Р. Оуэна 11

Заключение 27

Список литературы 29

Введение

Конец XVIII и начало XIX в. - один из самых тяжелых периодов в истории трудящихся слоев английского общества. Обезземеление крестьянских масс, пролетаризация в связи с промышленной революцией мелких производителей создали в Англии громадные по тому времени кадры людей, лишенных собственных средств производства и живущих продажей своей рабочей силы. Предложение рабочей силы, освобождавшейся в сельском хозяйстве и домашней промышленности, превышало спрос на нее в крупной капиталистической индустрии, несмотря на бурное развитие последней. Новая промышленная техника создавала широкие возможности для применения женского и детского труда, что еще более снижало силу сопротивления рабочих капиталистической эксплуатации. С другой стороны, рабочие, только что пришедшие на фабрику от собственного станка или со своего собственного участка земли, были еще лишены той организованности, которая позволяет рабочим более поздней поры противостоять предпринимателям и добиваться относительного улучшения условий труда. Законов, ограждающих интересы наемных рабочих в новых условиях, созданных промышленной революцией, Англия не знала. Английское законодательство не признавало права коалиций, считало стачки противозаконными «заговорами». Эксплуатация наемного труда, ничем не ограничиваемая, достигла на рубеже XVIII и XIX вв. пределов, каких не знала предшествующая эпоха.

В 1793 г. Англия вступила в многолетнюю войну с переживавшей буржуазную революцию Францией. В течение двух десятилетий Англия возглавляла коалицию абсолютистских государств континентальной Европы, вставших на защиту феодального порядка. Реакционная по своему историческому значению война сопровождалась глубокой реакцией во внутренней политике Англии. Репрессивные законы, изданные в военное время, стремились подавить всякое проявление недовольства общественных низов их безотрадным экономическим положением. Однако ни суды, ни казни не могли устранить внутренние противоречия, которые были вызваны обезземелением крестьян и промышленной революцией. Война не только не смягчила этих противоречий, но усугубила трудности внутреннего положения Англии, вызвав рост налогов и цен на съестные припасы. В массах клокотало заглушенное недовольство, с наибольшей силой сказывавшееся в среде рабочего класса. Известный английский поэт Соути в самый разгар наполеоновских войн указывал на опасность революции. Консерватор Соути не особенно боялся крестьянства: оно, по его мнению, недостаточно активно, и нужны исключительные условия, чтобы поднять его на восстание. Другое дело - рабочий. Он всегда, по мнению Соути, склонен к «бунту». У него нет никакого уважения к высшим классам. Его политическая сознательность значительно выше, чем у крестьянина. Соути считал революцию неизбежной, если мануфактурная система будет дальше развиваться, а число рабочих расти.

Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. 

В менеджменте Оуэн остался значительной фигурой. Именно с его помощью, считает Питер Друкер, менеджер делается реальной фигурой на исторической сцене, вне абстракцией. В работах Смита, Сен-Симона, Гамильтона и Сея менеджер оставался всего лишь экономистом-теоретиком, в экспериментах Болтона и Уатта — инженером-рационализатором, заботящемся об эффективности производства в больше, чем о человеческих ресурсах.

Оуэн оказался первым, кто стал практически решать и научно анализировать проблемы мотивации и производительности в их тесной взаимосвязи. Не умаляя значения экономических факторов как материальной предпосылки производства, он в то же время исходил из социальных отношений как той базы, на которой менеджер должен строить свою внедренческую программу. Поэтому Оуэн так много времени посвящал изучению отношения рабочих к труду, менеджменту, взаимоотношениям между работодателем и работниками. Все эти проблемы и сегодня являются ключевыми вопросами теории и практики менеджмента.

Цель исследования: проанализировать значение идей Р. Оуэна для развития менеджмента.

Задачи исследования:

показать значение идей Р. Оуэна;

охарактеризовать управление трудом в учении Р. Оуэна.

Заключение

В бурную эпоху промышленной революции Роберт Оуэн (1771 - 1858) явился своего рода парадоксом. Будучи успешным предпринимателем, он пытался остановить волну индустриализма, поскольку видел в нем зло, и призывал к новому моральному порядку, основанному на социальной реорганизации. Он имел определенное представление о том, каким должно было быть новое индустриальное общество. Это должна была быть комбинация сельскохозяйственной и индустриальной коммуны и возвращение к прошедшим дням, ко времени более примитивного человека. Философски, он рассматривал человека как бессильного, находящегося во власти машин, которые разрушили моральную цель человека и его социальную солидарность. Его борьба была длительной и тщетной.

Роберт Оуэн - выдающийся английский социалист-утопист. Оуэн родился в мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Оуэн в возрасте 18 лет основал свою первую фабрику в Манчестере. Он объединился с механиком по имени Эрнест Джонс. Джонс взял на себя ответственность за состояние и использование техники, а Оуэн - за управление. Его фирма стала прибыльной и тогда он решил стать наемным менеджером. Поэтому продал свое оборудование Г. Дринкуотеру и нанялся к нему. Он так описывал свою работу: “Я выглядел серьезным, осматривал все очень скрупулезно... Я был на фабрике с первыми рабочими с самого утра, а запирал помещение ночью. Я продолжал осмотр и контроль день за днем в течение шести недель, отвечая односложно “да” или “нет”. За это время я не дал ни одного прямого приказа. Но в конце этого периода я почувствовал себя настоящем мастером своего дела, и казалось, что мог давать указания в любом отделе”.

Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

Список литературы

Аникин А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М., Политиздат, 2011. - 382с.

Вахитов К.И. Роберт Оуэн. Учебное пособие.- Дашков и К. 2004г.

Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений -- М.: Экономика, 2011.

История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов/Рындина М. Н., Василевский Е. Г., Голосов В. В. и др. - М., Высшая школа, 2012г. - 559 с.

Кнорринг В.И Теория практика и искусство управления учебник для вузов 2-е изд. изм. и доп. – М. Норма 2011г.

Неманов Илья Натанович Промышленная революция в Великобритании и утопический коммунизм Роберта Оуэна : Учеб. пособие по спецкурсу / И. Н. Неманов; Смол. гос. пед. ин-т им. Карла Маркса. - Смоленск : СГПИ 2013.

Об образовании человеческого характера. 3-е изд., СПб., 1893.

Раздел «Галерии экономистов», посвященный Роберту Оуэну (http://gallery.economicus.ru)

Торицын Т.М. Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей.- Рязань 2011г.

Утопический социализм: Хрестоматия. // Общ. ред. А. И. Володина - М.:, 2012.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Разработка методического пособия с использованием разработанных схем с использованием счетчиков на ИМС и программа-тест для проверки усвоения изученного материала
  2. Сущность, содержание и практика налогового администрирования на современном этапе экономического развития Казахстана.
  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  4. Прохождения производственной практики в абонентском отделе организации ИП Дитятьева С.Ю. в качестве программиста
  5. Отношение жителей города Владивостока к деятельности ООО "ЦТК Sunrise Group"
  6. Тактика допроса государственным обвинителем свидетелей защиты
  7. Правовая культура
  8. Христанизация Британии и её отражение
  9. Ремонт и регулировка рулевого управления Волга ГАЗ-31029
  10. Правовое регулирование договора бытового подряда
  11. Здравоохранение
  12. Проблема коллективного бессознательного в работе Карла Юнга Архетип и символ
  13. Энгельс о законах диалектики
  14. Расследование сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних
  15. Снижению затрат на ТО и ТР, а так же издержек на содержание парка автомобилей
  16. Формирование нравственных качеств старших школьников в процессе использования литературных произведений на уроках истории Великой Отечественной войны.doc
  17. Особенности общения со сверстниками у детей старшего школьного возраста
  18. Организация и проведение специальной операции по пресечении захвата собственного объекта ОВД
  19. Причины феодальной раздробленности Руси. Крупнейшие политические
  20. Роль и место вооруженных сил и органов безопасности в системе фашистских государств (на примере Германии)
  21. Виды правовых исследований
  22. Общая характеристика эмоций человека
  23. Феномен бедности в современной россии
  24. Методика расследования убийств, замаскированных под самоубийства
  25. Интеллектуальная собственность
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: