Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Анализ и оценка инвестиционной привлекательности Новосибирской области





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ анализа и оценки инвестиционной привлекательности 6

1.1 Экономическая сущность и понятие инвестиций 6

1.2 Значение инвестиционной привлекательности в современной экономике 17

1.3 Методы и источники стимулирования региональных инвестиций 24

2 Оценка инвестиционного потенциала Новосибирской области 31

2.1 Стратегический анализ развития и конкурентных возможностей Новосибирской области 31

2.2 Оценка  конкурентного потенциала, целей и задач долгосрочного развития Новосибирской области 36

2.3 Основные направления промышленной политики Новосибирской области в период 2006 – 2025 гг. 41

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ инвестиционной привлекательности Новосибирской области 54

3.1 Реализация и перспективное развитие национальных проектов 54

3.2 Перспективные направления инвестиционной политики региона 66

3.3 Совершенствование инвестиционной привлекательности региона 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85

Введение

Инвестиции являются базой для поступательного развития экономики, ресурсом модернизации и повышения конкурентоспособности продукции и услуг. Развитие экономики РФ требует значительных инвестиций во многих отраслях народного хозяйства, без которых невозможно развитие новейших технологий. Эта насущная необходимость неразрывно связана с обновлением производственных фондов предприятий, осуществлением капиталоемких инвестиционных проектов, подразумевающих создание в банковской сфере долгосрочной пассивной базы. От успешности реализации инвестиционных проектов зависит способность российских компаний успешно конкурировать на занимаемых и новых рынках, что в значительной степени определяет как будущее экономики страны в целом, так и отдельных регионов.

При этом, систему стимулирования инвестиций необходимо формировать на уровне субъектов РФ, так как в каждом отдельном субъекте существуют свои специфические условия, ресурсы и возможности. Новосибирская область занимает особое место на карте России, так как является одним из крупнейших регионов и имеет специфические инвестиционные условия, без исследования которых невозможно развитие системы стимулирования инвестиций в регионе.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью выявить специфические черты экономики Новосибирской области и на их основе определить наиболее перспективные подходы к привлечению инвестиций в данный регион. Таким образом, совершенствование системы инвестиционной привлекательности Новосибирской области, позволит создать новые высокотехнологичные производства и рабочие места, а также снизить социальную напряженность, что является на сегодняшний день весьма актуальной задачей.

Целью настоящей работы является анализ и оценка инвестиционной привлекательности Новосибирской области, а также разработка рекомендаций, направленных на совершенствование инвестиционной привлекательности Новосибирской области.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- рассмотреть экономическую сущность и понятие инвестиций;

- определить значение инвестиционной привлекательности в современной экономике;

- выявить методы и источники стимулирования региональных инвестиций;

- провести стратегический анализ развития и конкурентных возможностей Новосибирской области;

- оценить конкурентный потенциал, цели и задачи долгосрочного развития Новосибирской области;

- исследовать основные направления промышленной политики Новосибирской области;

- изучить реализацию и перспективное развитие национальных проектов;

- сформулировать перспективные направления инвестиционной политики региона;

- определить направления совершенствования инвестиционной привлекательности региона.

Предметом исследования является деятельность органов исполнительной власти, направленная на создание системы анализа и оценки инвестиционной привлекательности Новосибирской области.

Объект исследования – система анализа и оценки инвестиционной привлекательности Новосибирской области.

Теоретическую и методическую основу исследования составили научные труды ведущих российских и зарубежных ученых, практиков по инвестиционной деятельности и привлечению финансирования. При подготовке работы исследовались основные законодательные акты РФ. Методической базой исследования послужили общенаучные принципы и методы, предусматривающие изучение экономических отношений и явлений, а также их развитие и взаимосвязи.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата России, налоговая отчетность, Стратегия развития Новосибирской области, аналитические обзоры и исследования.

Работа состоит из введения, трех глав объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Рассмотрим полученные в ходе исследования результаты.

Установлено, что инвестиции - один из краеугольных камней в понимании различных экономических процессов (в первую очередь движения капитала в различных его формах) в масштабах как отдельной компании, так и целого государства. Инвестиции есть вложение (движение) капитала с целью извлечения прибыли.

Выделены следующие признаки инвестиций: инвестиции являются вложением в том отношении, что понятием "инвестиции" обозначается именно движение капитала, его динамический, а не статический аспект; вложение капитала также может обозначаться как расходование, трата; инвестиции являются вложением капитала, понимаемого как те или иные ценности, активы, ресурсы, в первую очередь материального характера; целью инвестиций является извлечение прибыли, выгоды, что включает в том числе сохранение ценности капитала.

Рассмотрено понятие инвестиционная привлекательность, которое отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в том или ином регионе по отношению к инвестициям, которые могут быть осуществлены в его социально-экономическую систему. Также, он трактуется и как совокупность сложившихся в какой-либо стране, политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

Изучены различные классификации источников финансирования инвестиционной деятельности, выделены следующие методы финансирования:

1. Самофинансирование (внутренние источники);

2. Заемные средства (внешние): банковские кредиты; облигационный заем; коммерческий кредит поставщиков материальных покупных ресурсов при покупке этих ресурсов в рассрочку или с отсроченным платежом; лизинг;

3. Прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования: венчурные инвестиции в высокоэффективные рисковые проекты на стадиях исследования, запуска и развития; государственное финансирование; международные гранты и прочее.

Выявлено, что Новосибирская область была одним из наиболее динамично развивающихся регионов России, ее можно по праву называть  территорией  нового качества роста, так как начиная с 2001 года, темпы роста ВРП и промышленности региона в среднем на треть превышали среднероссийские, улучшились позиции Новосибирской области в Сибирском федеральном округе. В тоже время, по основным показателям уровня жизни, область находится лишь в середине списка субъектов Российской Федерации. Перед областью стоит задача переломить эти тенденции, усилить и укрепить позитивную динамику экономического роста, добиться качественных преобразований во всех сферах жизни.

В настоящее время Новосибирская область столкнулась с необходимостью переломить отмеченные негативные тенденции, существенно усилить и стабилизировать позитивную динамику экономического роста, достигнутую в последние годы, и вернуть себе статус одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России, отвечающего вызовам XXI в. Для этого необходимы:

- наличие долгосрочной стратегической программы действий, воплощенной в детальных инвестиционных проектах, региональных целевых программах и системах мероприятий;

- существенное совершенствование системы регионального управления, так чтобы она была способна реализовать поставленные задачи;

- эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и институтов гражданского общества, нацеленное на реализацию стратегических планов регионального развития.

Сформулирована основная концептуальная идея долгосрочного развития Новосибирской области  в условиях отсутствия крупных месторождений полезных ископаемых, Новосибирская область обладает, по сути, лишь двумя стратегическими ресурсами: научным, интеллектуальным и человеческим потенциалом и особым геополитическим и экономико-географическим положением в центре России. Цель предстоящего периода развития состоит в мобилизации и максимальном использовании этих ресурсов, на что должны быть направлены консолидированные усилия власти, бизнес-сообщества и населения региона.

Проведенный SWOT-анализ позволил сделать следующий вывод: хотя не по каждому отдельному направлению развития экономики, социальной сферы, ресурсному обеспечению и т.д. Новосибирская область сможет занять лидирующее место в масштабах Сибири в долгосрочной перспективе, принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста. Именно взаимосвязанность и взаимодополнительность всех потенциальных источников роста (ресурсы; территория; достигнутый уровень, структура и перспективы производства; научно-образовательный потенциал и др.) существенно повышают общую конкурентоспособность Новосибирской области и дают ей шанс на возрождение и быстрое развитие в новом тысячелетии.

Проведенный в работе анализ инвестиционных предложений по Новосибирской области, имеющихся на сегодняшний день, позволяет сделать следующие выводы:

1. Структура инвестиционных предложений в целом соответствует стратегическим направлениями развития Новосибирской области, реализации ее конкурентных преимуществ и формирования комфортной среды проживания для населения региона. В то же время ориентация на преимущественно инновационное развитие Новосибирской области пока не подкреплена другими (кроме проекта создания технопарка «Академгородок») масштабными предложениями.

2. Рассмотренные проекты обладают разной степенью проработки и обоснованности. Ряд из них уже реализуются (например, проект «Развитие ОАО “Новосибирскэнерго”«). Точная и детальная информация о сроках реализации ряда проектов пока отсутствует, возможно, произойдет смещение сроков начала осуществления некоторых проектов. Достаточно очевидно, что реализация проекта строительства мультимодального транспортного узла, первой очередью которого является строительство международного авиационного транспортного узла, продлится и после 2015 г., так как существует план строительства автодорог до 2030 г. Также за границу первого периода явно выйдет и развитие инновационного комплекса.

3. Анализ инвестиционных предложений свидетельствует о том, что пока крупные отечественные и зарубежные инвесторы не рассматривают Новосибирскую область в качестве приоритетного региона для реализации крупных инвестиционных программ. Помимо объективных причин это является, по-видимому, также следствием недостаточно активных PR-акций в масштабах страны и за рубежом по повышению общего имиджа Новосибирской области и ее инвестиционной привлекательности.

Реализация национальных проектов была рассмотрена как генеральное направление социально-экономической политики Новосибирской области, были рассмотрены следующие направления реализации национальных проектов: национальный проект «Развитие аграрно-промышленного комплекса», основными целями его реализации является диверсификация сельской экономики, формирование среднего класса на селе; национальный проект «Доступное и комфортное жилье», целями его реализации являются: замена, реконструкция и модернизация существующего жилого фонда, рост общего жилого фонда, повышение жилищной обеспеченности; национальный проект «Здоровье населения», целью его реализации должно стать укрепление статуса Новосибирска как главного медицинского центра на Востоке России; национальный проект «Образование», в рамках его реализации Новосибирск должен стать образовательным центром, в котором будет эффективно работать модель государственно-частного партнерства.

Среди основных направлений совершенствования инвестиционной привлекательности региона были выделены:

- совершенствование системы привлечения инвестиций;

- повышение эффективности деятельности предприятий в связи с вступление России в ВТО;

- создание Центра разработки и экспертизы региональных инновационных проектов;

- стимулирование разработки долгосрочных стратегий (5–10 лет) субъектов хозяйствования;

- финансовая и административная поддержка реализации инвестиционных проектов предприятиями и организациями региона;

- снижение рисков крупных корпораций, осуществляющих НИР и ОКР и передающих результаты организациям, представляющим малый бизнес, посредством;

- снижение рисков малых и средних инновационных предприятий за счет создания условий дальнейшего развития ранее возникшим разнообразным формам малого инновационного бизнеса;

- организация системы финансирования крупных инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства;

- создание эффективных механизмов брендирования региона на международном, федеральном уровне и в других субъектах федерации.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс», 2013.

2. Федеральный закон РФ от 25.02.1999 № 39-ФЗ (в ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СПС «Консультант Плюс», 2013.

3. Федеральный закон РФ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс», 2013.

4. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. № 21. 03.02.2010.

5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. № 88. 19.05.2009.

6. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 16.08.2010. № 33. Ст. 4444.

7. Методические рекомендации по оценке эффектив­ности инвестиционных проектов (утв. Минэко­номики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ от 21.06.1999 № ВК477)

8. Приказ Министерства регионального развития РФ от 31.07.2008 № 117 «Об утверждении Методи­ки расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.minregion.ru/invest_phound/ invest _project

9. Алексеев А., Кузнецова Н. Структура инвестиций: насколько она передовая? // Экономист. 2010. № 3. С.6–19.

10. Акопян О.А. Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения // Журнал российского права. 2010. № 2. С. 41-44.

11. Антонюк В.С. Трансакционные издержки субъектов инвестиционной деятельности и их регулирование [Электронный ресурс] / В.С. Антонюк, Е.Г. Садакова; Научная библиотека Челябинского государственного университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.lib.csu.ru/vch/8/2004_01/001.pdf.

12. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. Киев: ИТЕМ ЛТД, 2008. 448 с.

13. Бочаров, В. В. Инвестиции: учебник. СПб.: Питер, 2009. - 288 с.

14. Блохина, В. Г. Методы оценки и анализа инвестиционной привлекательности России / В. Г. Блохина // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». - 2013. - № 1. - С. 13-18.

15. Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2012. 450 с.

16. Верников А., Родионов И. Инвестиции: что немцам хорошо, для нас – крохи // Консультант. 2009. № 23.

17. Вахрин, П. И. Инвестиции: учебник. М.: Дашков и Ко, 2010. 384 с.

18. Гитман, Л. Дж. Основы инвестирования: пер. с англ. М.: Дело, 2009. 1008 с.

19. Дасковский В., Киселев В. Деградация и феномены инвестиционной деятельности в России //Инвестиции в России. 2012. № 5. С. 25-27.

20. Добровольский В.П. Инвестиционный потенциал российской экономики и точки роста // Деньги и кредит. 2010. № 9. С. 30–35.

21. Доклад о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2013 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.programs-gov.ru

22. Дзарасов С. Российский кризис: истоки и уроки // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 24-27.

23. Доктрина регионального развития Российской Федерации: макет-проект: монография / С.С. Сулакшин и др.; под общ. ред. А.С. Малчинова. – М.: Научный эксперт, 2009. – 256 с

24. Ермолаев С.Н. Механизм влияния расширения денежного предложения на стимулирование инвестиционной активности в российской экономике // Финансовый менеджмент. 2010. № 1. С. 52-55.

25. Есипов В. Е. Коммерческая оценка инвестиций. М.: КноРус, 2012. 704 с.

26. Игонина Л.Л. Инвестиции : учеб. пособие. М.: Экономист, 2012. 475 с.

27. Инвестиции. Учебник. 2-е изд. / Под ред. В.В.Ковалёва, В.В.Иванова, В.А.Лялина. - М.: Проспект, 2011.

28. Илюхин Е.Н. Инвестиционная политика: учеб. пособие. М.: КноРус, 2012. 320 с.

29. Илюхина Е.Н. Иностранные инвестиции в российской экономике // Экономико-политическая ситуация в России. 2012. № 9. С. 30-33.

30. Зимин, И. А. Реальные инвестиции. М.: Тандем, 2012. 304 с.

31. Кирюхин В. В Финансово-кредитная система, бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы // Проблемы современной экономики. № 3 (19). 2013. С. 52-55.

32. Концепция развития законодательства РФ на период до 2012 г. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ) // СПС «Консультант Плюс».

33. Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд. - М.: Проспект, 2007. - 575 с.

34. Колтынюк Б.А. Инвестиции: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. 429 с.

35. Коршунова Н.С. Новые задачи для российских инвестиционных компаний в современных условиях // Бизнес в законе. 2010. № 1. С. 282-284.

36. Котуков А.А. Локшина Ю.Е. Региональный инвестиционный рынок как фактор модернизации экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 27 (120). - С. 33–37.

37. Кудайназаров Т. В., Шураева К. В. Особенности формирования инвестиционной политики в регионах // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013 - №2. С. 74-79.

38. Литвиненко В.А. Направления и механизмы государственной инвестиционной политики стабилизации и экономического роста / В.А. Литвиненко // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 2. - С. 12–16.

39. МВФ. Российская Федерация: Консультация в соответствии со статьей IV. Информационное сообщение для общественности относительно обсуждений на Исполнительном Совете. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.imf.org/external/np/ sec/pn/2006 /rus/pn06128r.pdf.

40. Набиуллина К.Р., Назаров Д.В. Основные направления государственной политики в области регулирования инновационной и инвестиционной деятельности Российской Федерации // Дата: 31/01/2011 Номер: (25) УЭкС, 1/2011.

41. Нагамова М.С., Толстых Т.Н. Разработка инвестиционной политики компании на основе совершенствования структуры инвестиционных вложений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 5. С. 92-101.

42. Официальный сайт «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://expert.ru

43. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.gks.ru

44. Официальный сайт Центрального Банка РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/

45. Официальный сайт Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru/

46. Петко О.В. Проблемы развития российской экономики // Санкт-Петербургский институт управления и права. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.spigl.ru.

47. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год, утв. Правительством РФ // Российская газета. 2009. № 48. 20 марта. С. 40.

48. Покидова В. В. Влияние инвестиционного климата на привлечение иностранных инвестиций // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 133-136.

49. Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций. СПб.: Питер, 2010. 480 с.

50. Российское рейтинговое агентство РА «Эксперт». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.raexpert.ru

51. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Стат. сб. / Госкомстат России. 2010.

52. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования: учебное пособие. СПб.: Изд-во: Питер, 2010.

53. Саленко М.А. Структура инвестиционного процесса в регионе // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. - №2. С. 74-76.

54. Стратегия Социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года. Утверждена постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474. 247 с.

55. Синявин В. Ю. Инвестиционный климат как фактор роста инвестиционной активности в России и регионах // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского: Общественные науки. 2012 - № 28. С. 35-39.

56. Тарелкин А. А. Разработка эффективной инвестиционной политики промышленных предприятий в условиях модернизации экономики // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. - № 24 (278). С. 117–122.

57. Тарелкин, А. А. Влияние организации системы управления предприятиями на формирование инвестиционного климата в стране // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2011. № 7 (81). С. 105–109.

58. Тарелкин, А. А. Развитие организационно-экономических механизмов совершенствования инвестиционной деятельности промышленных предприятий: монография. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2010.

59. Устинкин С. Инвестиционная политика в Российской Федерации // Власть. 2010. № 2.С. 8–10.

60. Фоменко Е. В. Проблемы реализации инвестиционных программ. Новосибирс, 2013. – 250 с.

61. Фоменко Е.В.Инвестиционный климат как фактор развития региона // Вестник Академии знаний. 2013. № 1. С. 76-80.

62. Шевченко К.И. Региональная политика улучшения инвестиционного климата региона на примере Краснодарского края // Теория и практика общественного развития. 2012. - № 1.

63. Шевченко К. И. Региональное распределение иностранных инвестиций в условиях глобальной экономики // Экономика: теория и практика.) 2012. - № 25.

64. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект // СПС «Гарант».

65. Шин Н. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне // Инвестиции в России. – 2005. – № 5. – С. 31–33.

66. Эксузян, М. В. Анализ процесса формирования инвестиционной политики предприятия // Финанс. исслед. 2009. № 8. С. 49–52.

67. Юзвович Л.И. Инвестиционная политика в России: механизм государственного регулирования и региональная специфика реализации // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2012. - №5. С. 54-57.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Оценка склонности организации к банкротству
  2. Английская философия 18 век
  3. Православная церковь в системе государственно-церковных отношений в Польше в конце 20-начале 21 века
  4. Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков
  5. Эволюция избирательной системы в Великобритании в 18-19 веках
  6. Технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков
  7. Анализ кредитоспособности предприятия за 3 года
  8. Сравнительный анализ уголовного законодательства по борьбе с оборотом наркотиков России и Германии
  9. Физические упражнения как основные средства физического воспитания
  10. Инфляция
  11. Бандитизм
  12. Анализ влияния занятий различными видами оздоровительной аэробики на организм девушек старшего школьного возраста
  13. Механизм юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина
  14. Эссе на тему « Жестокость законов препятствует их соблюдению» ( Ш. Монтескье)
  15. Правоотношения в сфере материального обеспечения граждан, имеющих детей
  16. Отчет по учебной практике по направлению Бизнес-информатика
  17. Система мотивации и стимулирования труда работников подразделения медицинской службы входящее в состав работников ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ»
  18. Исследование Международной организации уголовной полиции (Интерпол)
  19. Обеспечение граждан РФ жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда
  20. Правовое регулирование организационно-структурного построения органов внутренних дел
  21. Методы стимулирования положительного поведения и поступков у младших школьников
  22. Деловые переговоры: организация и проведение (на примере ОАО “Белсервисдом”)
  23. Эффективность и результативность работы аппарата органов государственной власти
  24. Меры административного предупреждения, применяемые органами безопасности (ФСБ)
  25. Трудовая адаптация
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: