В результате проведенного дипломного исследования, автор пришел к следующим выводам:
1) Отталкиваясь от положений пространственной экономики, необходимо внести уточнения в традиционное понимание экономико-географического положения (ЭГП). Предлагается рассматривать положение объекта (места, района, города) по отношению ко всем сферам пространства. Подобным образом пересматриваются и более частные категории ЭГП: транспортно-географическое положение, политико-географическое, ресурсно-географическое, агро-географическое, демо-географическое, сбыто-географическое и др. Для большей ясности при использовании терминологии целесообразно заменить в данных понятиях слово «географический» на «пространственный». В конечном итоге, рассмотрение экономической системы страны с позиции пространственной структуры позволит:
- экономическим субъектам: более системно подходит к построению бизнеса, оценивать результаты инвестиций и хозяйственной деятельности ( рассматриваются показатели предельной отдачи от всех видов ресурсов, происходит отход игнорирования негативного воздействия хозяйственной деятельности на не связанные с основным производством структуры пространства, так как деятельность предприятий анализируется в контексте целостного пространства) ;
- системе государственного управления: по-новому оценить потенциал и привлекательность пространства страны, выделить новые пространственно-экономические пропорции, выработать новые комплексные принципы и подходы в планировании, прогнозировании, управлении.
2) При планировки новых городов и реконструкции существующих необходимо учитывать следующие градостроительые принципы:
1) Архитектурно-планировочная структура города - означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центров отдыха, создание систем связей между ними и структурную организацию каждой из зон. В одно целое это объединяется архитектурной композицией плана города.
2) Интегрированное функциональное зонирование.
Ни одна из функций города, взятая в отдельности не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха - основа городского уклада жизни. Поэтому планировочную структуру города нельзя свести к структурной организации функциональных зон и их элементов.
В состав всех функциональных зон города включается зеленые насаждения. Равномерность размещения на территории города и объединение зеленых насаждений в целостную систему - одно из средств формирования структуры города как одного целого.
3) Система общественных центров:
а) общегородской (главный архитектурный ансамбль города)
б) специализированные (общественно-культурные, учебно-творческие, музейно-выставочные, спортивные)
в) центры планировочных и жилых районов, промышленных районов, зон отдыха)
д) общественные центры местного значения (микрорайонные).
3 и 4 системы общественных центров формируют социальную инфраструктуру города.
4) Транспортно-планировочная организация города включает в себя следующие задачи:
- организация пешеходных и транспортных связей всех функциональных зон города между собой;
- с наименьшими затратами времени и комфортом;
- с сокращением объема работы городского транспорта;
- безопасность городского движения.
Решение поставленных задач подразумевает:
- оптимальное взаимное расположение всех функциональных зон города;
- формирование единой системы магистральных улиц и дорог;
- рациональный выбор видов общественного городского транспорта;
- взаимная согласованность планировочной организации и транспортной системы города.
Улично-дорожная сеть - важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально-планировочный комплекс.
Система магистральных улиц - каркас всей транспортно-планировочной организации города, имеющей выходы на связь с другими городами.
5) При проектирование городов возникают задачи планировочной организации ГСНМ.
6) Город - развивающаяся структура и наиболее жизнеспособными оказываются схемы обладающие способностью развития и гибкостью, называемые открытыми архитектурно-планировочными структурами. Например, схема города с параллельным размещением основных функциональных зон.
7) Архитектурная композиция города композиция сосредотачивает внимание на особых приемах планировки, отвечающих уникальным условиям местности.
Структурный принцип «природосообразности планировки» служит ресурсом архитектурно-художественного своеобразия.
Архитектурная композиция города - явление материальной и духовной культуры, которая всегда конкретно-исторична, связана с национальными традициями.
3) Схемы территориального планирования Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации также утверждаются схемы территориального планирования более конкретного содержания. Закон детально определяет предметы и процедуру согласований документов территориального планирования разного уровня.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
В Кодексе подробно расписан состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и планов реализации таких документов. Однако он может быть уточнен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
4) При отсутствии документов территориального планирования соответствующей земельной территории ни органы государственной власти, ни муниципалитеты не имеют права проводить резервирование земель, их изъятие, а также переводить земли из одной категории в другую.
Документы территориального планирования подразделяются на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Такие документы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Схемы территориального планирования субъектов РФ согласовывается высшим по отношению к субъекту органом власти и заинтересованными органами местного самоуправления, подлежат официальному опубликованию, в том числе и на официальном сайте субъекта РФ в сети «Интернет». Срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня его направления на согласование.
5) Динамично растут инвестиции в основной капитал, ввод жилья, объем подрядных работ, что свидетельствует о достаточно позитивном будущем и дальнейшем нарастании отрыва краевого центра от других районов региона. Об этом же свидетельствует и наметившийся рост грузооборота на транспорте, и достаточно высокий уровень автомобилизации. Розничный товарооборот на душу населения превышает совокупные доходы граждан, что свидетельствует о роли города, как общекраевого и межрегионального торгового центра. В городе один из самых низких в крае уровень износа основных фондов и высокий уровень обеспеченности бюджета собственными доходами (около 80%). В целом краевой центр можно обозначить как один из основных полюсов роста в регионе.
В планировании пространственного развития к городу Краснодар наиболее применим средовой подход, так как до 2020 г. он ориентирован на постепенное вхождение в постиндустриальную глобализованную экономику при обеспечении международных стандартов устойчивого развития.
Краснодар имеет ряд важных особенностей, которые являются базовыми при разработке пространственного развития:
1) Краснодар обладает наиболее комфортными для проживания климатическими ресурсами, что в контексте общего сдвига человечества к югу делает его одним из наиболее привлекательных городов в России для проживания и занятия бизнесом;
2) численность населения есть базовая характеристика развития, от которой рассчитываются все остальные показатели. Демографическая динамика города складывается из двух составляющих: наращивание постоянного населения, с целью получить статус города-миллионера и увеличение наличного населения за счет интенсификации агломерационного процесса и стимулирования процесса завершающейся урбанизации в крае;
3) стандартная зона двухчасовой доступности при краснодарских дорогах до 100 км, что означает возможность вовлечения в социально-экономический процесс развития города сотен тысяч дополнительных граждан;
4) Краснодар - это резерв креативной территории для перегруженного функциями Азово-Черноморского побережья, который может взять те из них, которые жестко не привязанных к нему;
5) Краснодар обладает значительным потенциалом для повышения престижности образования в краснодарских ВУЗах, в условиях, когда значительная часть студентов не возвращается в места первоначального проживания, а создает дополнительный ресурс высококвалифицированной и креативной рабочей силы для всех секторов экономики;
6) ещё один базовый ресурс города - земля. Эффективное управление системой земельных отношений позволяет иметь неисчерпаемый и устойчивый доход.
6) Организация и выделение основных градостроительных ансамблей города:
- исторический центр;
- ансамбль набережной р. Кубань;
- ансамбли въездных площадей;
- система ансамблей при формировании новой поперечной оси развития центра вдоль ул. Длинной;
- ансамбли площадей на пересечении общегородских магистралей, обходящих исторический центр как принцип оформления пространственного разрастания общегородского центра;
- ансамбль городской площади
Только выработка единой политики формирования пространственной среды, регламента застройки исторического ядра и новых территорий способна преодолеть существующий конфликт современной застройки с архитектурно-градостроительным наследием, создать предпосылки для складывания гармоничной среды обитания людей, изменения их "пространственной ментальности". Характеристика кризисной ситуации, выявление ее причин на фоне ретроспективного обзора градостроительных процессов - первый шаг на этом пути.
У градостроителей прежних времен существовал неписаный закон: новые постройки, заменявшие пришедшие в ветхость здания, возводились в прежних объемах и высоте, равной общей высоте улицы. История екатеринодарской и, отчасти, краснодарской архитектуры свидетельствует о том, что развитие внутригородской пространственной среды было подчинено именно этому закону. Практически каждое сооружение во фронтальном ряду улицы, особенно в соотношении ее ширины и высоты домов, отвечало требованию соподчиненности, определявшему основу градостроительства.
7) Согласно данным департамента экономического развития Краснодарского края численность экономически активного населения на 1 сентября 2013 года - 2386,1 тыс. человек, из которых 2269,9 тыс. человек были заняты в экономике (на 1,8% больше, чем год назад), 116,2 тыс. человек не имели занятия (на 29,1% меньше). Уровень общей безработицы составил 4,9% от численности экономически активного населения и уменьшился на 2 процентных пункта по сравнению с аналогичной датой прошлого года.
В органы службы занятости населения в январе-сентябре 2013 года за предоставлением государственных услуг обратились 566,4 тыс. граждан, из них за содействием в поиске подходящей работы 156,7 тыс. человек. Статус безработного получили 29,2 тыс. человек, что на 1,8% больше аналогичного периода 2012 года. Следует отметить, что трудности в трудоустройстве населения Краснодарского края связаны также с возросшими требованиями работодателя к работникам. Очень неохотно предприятия берут на работу выпускников учреждений профессионального образования, не имеющих опыта работы. Положение осложняется отсутствием координации со стороны государства рынка образовательных услуг и рынка труда.
Высокий экономический потенциал и благоприятный инвестиционный климат привлекает внимание представителей отечественного и зарубежного бизнеса. Поддерживаются эффективные деловые отношения с предприятиями США, Турции, Украины, Германии, Белоруссии, Греции, Италии, Франции, Израиля, Австрии, Кипра. Машиностроение и приборостроение являются одними из наиболее динамично развивающихся видов промышленной деятельности.
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним промышленным предприятиям в 2010 году в действующих ценах составил 100,8 миллиарда рублей, что на 26,1 процента больше, чем в 2009 году. В отчётном году предприятиями промышленного комплекса обеспечено свыше 11 % налоговых поступлений в бюджет муниципального образования город Краснодар. Однако, если сравнить Краснодар с другими столицами регионов ЮФО и СКФО, то по выпуску собственной продукции город занимает только 8 место. Увеличение индекса промышленного производства может быть достигнуто после строительства предприятий в Восточной промышленной зоне.
Всегда хочется видеть свой город, гармонично развивающийся. И жить в красивой, здоровой и удобно окружающей нас среде.