Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формы, методы и механизмы осуществления планирования пространственного развития г. Краснодара





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Методологические вопросы пространственного развития 5

города.

1.1 Пространственное развитие как экономическая категория. 5

1.2 Город как междисциплинарный объект изучения и 10

проектирования.

1.3 Нормативно-правовые основы пространственного развития 15

территории

1.4 Документы территориального планирования и планировки 21

территории как инструмент в управлении городом.

2 Планирование пространственного развития муниципального 27

образования город Краснодар.

2.1 Привлекательность и конкурентоспособность как критерии 27

описания города Краснодара.

2.2 Зонирование территории города Краснодара. 32

2.3 Характеристика экономических оснований городской жизни. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

68

Введение

Актуальность темы. Особенности пространственного развития городов зачастую не учитываются органами власти, что приводит к следующим негативным последствиям. Во-первых, в большинстве крупнейших городов неконтролируемым образом уплотняется застройка центральных кварталов с вытеснением исторической застройки, вызывая тем самым острые социальные противоречия между местными органами исполнительной власти и жителями. Во-вторых, игнорируется опыт и принципы градостроительного планирования, наработанный как отечественным градостроительством, так и большинством развитых стран, настойчиво предлагаются упрощенные схемы пространственного и городского планирования. В-третьих, возникает реальная опасность расслоения городских районов на "богатые" и "бедные". И, в-четвертых, новое жилищное строительство и создание новых рабочих мест, в крупнейших городах, существенно преобладает над реконструкцией и модернизацией производственных и других объектов, что ведет к нерациональному использованию городской территории, удорожанию жилищного строительства, усложнению решения транспортных, инженерно-технических и экологических проблем.

Эффективное управление пространственным развитием крупнейшего города возможно только при сбалансированном управлении экономическим сектором, качеством жизни населения и экосистемой города. Для оценки же эффективности управления крупнейшими городами требуются соответствующие методы, которые в настоящее время разработаны не в полной мере.

Таким образом, наличие противоречия между необходимостью совершенствования управления пространственным развитием крупнейшего города и отсутствием достаточного для этого научно-методического обеспечения обусловило актуальность темы дипломной работы.

Степень разработанности проблемы. Методологические подходы к исследованию проблем развития территорий были заложены в трудах В.Л. Глазычева [1], Л.А. Велихова [2], которые достаточно подробно изучили предмет и содержание пространственного развития территории, его специфику, экономические и финансовые аспекты.

Практическая значимость, недостаточная степень разработанности и актуальность проблемы определили выбор темы, постановку целей и задач настоящего исследования

Объектом исследования является процесс планирования пространственного развития г. Краснодара.

Предметом - формы, методы и механизмы осуществления планирования пространственного развития г. Краснодара.

Целью исследования является изучение сущности планирования пространственного развития г. Краснодара с позиции процесса, обеспечивающего развитие территории.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

- изучить пространственное развитие как экономическую категорию;

- представить город как междисциплинарный объект изучения и проектирования;

- проанализировать нормативно-правовые основы пространственного развития территории;

- рассмотреть документы территориального планирования и планировки территории как инструмент в управлении городом;

- выявить привлекательность и конкурентоспособность как критерии описания города Краснодара;

- анализ зонирование территории города Краснодара;

- изучить характеристику экономических оснований городской жизни.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения общей теории планирования развития территорий, исследования зарубежных и российских специалистов в области муниципального управления и планирования развития территории.

Эмпирическую базу исследования составили: материалы периодической печати, ресурсов Internet, статистико-аналитические материалы об уровне социально-экономического развития г. Краснодара.

В дипломной работе применялись следующие методы исследования: аналитический, исторический, сравнительный, статистический.

Структура дипломной работы обусловлена целями исследования и включает в себя: введение, три раздела (первый раздел - "Формирование теоретических основ исследования пространственного развития города"; второй раздел - "Применение инструментария средового подхода к анализу пространственного развития г. Краснодара", третий раздел - "Формирование системы управления пространственным развитием города на основе средового подхода"), заключение, список использованных источников.

Заключение

В результате проведенного дипломного исследования, автор пришел к следующим выводам:

1) Отталкиваясь от положений пространственной экономики, необходимо внести уточнения в традиционное понимание экономико-географического положения (ЭГП). Предлагается рассматривать положение объекта (места, района, города) по отношению ко всем сферам пространства. Подобным образом пересматриваются и более частные категории ЭГП: транспортно-географическое положение, политико-географическое, ресурсно-географическое, агро-географическое, демо-географическое, сбыто-географическое и др. Для большей ясности при использовании терминологии целесообразно заменить в данных понятиях слово «географический» на «пространственный». В конечном итоге, рассмотрение экономической системы страны с позиции пространственной структуры позволит:

- экономическим субъектам: более системно подходит к построению бизнеса, оценивать результаты инвестиций и хозяйственной деятельности ( рассматриваются показатели предельной отдачи от всех видов ресурсов, происходит отход игнорирования негативного воздействия хозяйственной деятельности на не связанные с основным производством структуры пространства, так как деятельность предприятий анализируется в контексте целостного пространства) ;

- системе государственного управления: по-новому оценить потенциал и привлекательность пространства страны, выделить новые пространственно-экономические пропорции, выработать новые комплексные принципы и подходы в планировании, прогнозировании, управлении.

2) При планировки новых городов и реконструкции существующих необходимо учитывать следующие градостроительые принципы:

1) Архитектурно-планировочная структура города - означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центров отдыха, создание систем связей между ними и структурную организацию каждой из зон. В одно целое это объединяется архитектурной композицией плана города.

2) Интегрированное функциональное зонирование.

Ни одна из функций города, взятая в отдельности не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха - основа городского уклада жизни. Поэтому планировочную структуру города нельзя свести к структурной организации функциональных зон и их элементов.

В состав всех функциональных зон города включается зеленые насаждения. Равномерность размещения на территории города и объединение зеленых насаждений в целостную систему - одно из средств формирования структуры города как одного целого.

3) Система общественных центров:

а) общегородской (главный архитектурный ансамбль города)

б) специализированные (общественно-культурные, учебно-творческие, музейно-выставочные, спортивные)

в) центры планировочных и жилых районов, промышленных районов, зон отдыха)

д) общественные центры местного значения (микрорайонные).

3 и 4 системы общественных центров формируют социальную инфраструктуру города.

4) Транспортно-планировочная организация города включает в себя следующие задачи:

- организация пешеходных и транспортных связей всех функциональных зон города между собой;

- с наименьшими затратами времени и комфортом;

- с сокращением объема работы городского транспорта;

- безопасность городского движения.

Решение поставленных задач подразумевает:

- оптимальное взаимное расположение всех функциональных зон города;

- формирование единой системы магистральных улиц и дорог;

- рациональный выбор видов общественного городского транспорта;

- взаимная согласованность планировочной организации и транспортной системы города.

Улично-дорожная сеть - важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально-планировочный комплекс.

Система магистральных улиц - каркас всей транспортно-планировочной организации города, имеющей выходы на связь с другими городами.

5) При проектирование городов возникают задачи планировочной организации ГСНМ.

6) Город - развивающаяся структура и наиболее жизнеспособными оказываются схемы обладающие способностью развития и гибкостью, называемые открытыми архитектурно-планировочными структурами. Например, схема города с параллельным размещением основных функциональных зон.

7) Архитектурная композиция города композиция сосредотачивает внимание на особых приемах планировки, отвечающих уникальным условиям местности.

Структурный принцип «природосообразности планировки» служит ресурсом архитектурно-художественного своеобразия.

Архитектурная композиция города - явление материальной и духовной культуры, которая всегда конкретно-исторична, связана с национальными традициями.

3) Схемы территориального планирования Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации также утверждаются схемы территориального планирования более конкретного содержания. Закон детально определяет предметы и процедуру согласований документов территориального планирования разного уровня.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

В Кодексе подробно расписан состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и планов реализации таких документов. Однако он может быть уточнен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

4) При отсутствии документов территориального планирования соответствующей земельной территории ни органы государственной власти, ни муниципалитеты не имеют права проводить резервирование земель, их изъятие, а также переводить земли из одной категории в другую.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Такие документы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Схемы территориального планирования субъектов РФ согласовывается высшим по отношению к субъекту органом власти и заинтересованными органами местного самоуправления, подлежат официальному опубликованию, в том числе и на официальном сайте субъекта РФ в сети «Интернет». Срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня его направления на согласование.

5) Динамично растут инвестиции в основной капитал, ввод жилья, объем подрядных работ, что свидетельствует о достаточно позитивном будущем и дальнейшем нарастании отрыва краевого центра от других районов региона. Об этом же свидетельствует и наметившийся рост грузооборота на транспорте, и достаточно высокий уровень автомобилизации. Розничный товарооборот на душу населения превышает совокупные доходы граждан, что свидетельствует о роли города, как общекраевого и межрегионального торгового центра. В городе один из самых низких в крае уровень износа основных фондов и высокий уровень обеспеченности бюджета собственными доходами (около 80%). В целом краевой центр можно обозначить как один из основных полюсов роста в регионе.

В планировании пространственного развития к городу Краснодар наиболее применим средовой подход, так как до 2020 г. он ориентирован на постепенное вхождение в постиндустриальную глобализованную экономику при обеспечении международных стандартов устойчивого развития.

Краснодар имеет ряд важных особенностей, которые являются базовыми при разработке пространственного развития:

1) Краснодар обладает наиболее комфортными для проживания климатическими ресурсами, что в контексте общего сдвига человечества к югу делает его одним из наиболее привлекательных городов в России для проживания и занятия бизнесом;

2) численность населения есть базовая характеристика развития, от которой рассчитываются все остальные показатели. Демографическая динамика города складывается из двух составляющих: наращивание постоянного населения, с целью получить статус города-миллионера и увеличение наличного населения за счет интенсификации агломерационного процесса и стимулирования процесса завершающейся урбанизации в крае;

3) стандартная зона двухчасовой доступности при краснодарских дорогах до 100 км, что означает возможность вовлечения в социально-экономический процесс развития города сотен тысяч дополнительных граждан;

4) Краснодар - это резерв креативной территории для перегруженного функциями Азово-Черноморского побережья, который может взять те из них, которые жестко не привязанных к нему;

5) Краснодар обладает значительным потенциалом для повышения престижности образования в краснодарских ВУЗах, в условиях, когда значительная часть студентов не возвращается в места первоначального проживания, а создает дополнительный ресурс высококвалифицированной и креативной рабочей силы для всех секторов экономики;

6) ещё один базовый ресурс города - земля. Эффективное управление системой земельных отношений позволяет иметь неисчерпаемый и устойчивый доход.

6) Организация и выделение основных градостроительных ансамблей города:

- исторический центр;

- ансамбль набережной р. Кубань;

- ансамбли въездных площадей;

- система ансамблей при формировании новой поперечной оси развития центра вдоль ул. Длинной;

- ансамбли площадей на пересечении общегородских магистралей, обходящих исторический центр как принцип оформления пространственного разрастания общегородского центра;

- ансамбль городской площади

Только выработка единой политики формирования пространственной среды, регламента застройки исторического ядра и новых территорий способна преодолеть существующий конфликт современной застройки с архитектурно-градостроительным наследием, создать предпосылки для складывания гармоничной среды обитания людей, изменения их "пространственной ментальности". Характеристика кризисной ситуации, выявление ее причин на фоне ретроспективного обзора градостроительных процессов - первый шаг на этом пути.

У градостроителей прежних времен существовал неписаный закон: новые постройки, заменявшие пришедшие в ветхость здания, возводились в прежних объемах и высоте, равной общей высоте улицы. История екатеринодарской и, отчасти, краснодарской архитектуры свидетельствует о том, что развитие внутригородской пространственной среды было подчинено именно этому закону. Практически каждое сооружение во фронтальном ряду улицы, особенно в соотношении ее ширины и высоты домов, отвечало требованию соподчиненности, определявшему основу градостроительства.

7) Согласно данным департамента экономического развития Краснодарского края численность экономически активного населения на 1 сентября 2013 года - 2386,1 тыс. человек, из которых 2269,9 тыс. человек были заняты в экономике (на 1,8% больше, чем год назад), 116,2 тыс. человек не имели занятия (на 29,1% меньше). Уровень общей безработицы составил 4,9% от численности экономически активного населения и уменьшился на 2 процентных пункта по сравнению с аналогичной датой прошлого года.

В органы службы занятости населения в январе-сентябре 2013 года за предоставлением государственных услуг обратились 566,4 тыс. граждан, из них за содействием в поиске подходящей работы 156,7 тыс. человек. Статус безработного получили 29,2 тыс. человек, что на 1,8% больше аналогичного периода 2012 года. Следует отметить, что трудности в трудоустройстве населения Краснодарского края связаны также с возросшими требованиями работодателя к работникам. Очень неохотно предприятия берут на работу выпускников учреждений профессионального образования, не имеющих опыта работы. Положение осложняется отсутствием координации со стороны государства рынка образовательных услуг и рынка труда.

Высокий экономический потенциал и благоприятный инвестиционный климат привлекает внимание представителей отечественного и зарубежного бизнеса. Поддерживаются эффективные деловые отношения с предприятиями США, Турции, Украины, Германии, Белоруссии, Греции, Италии, Франции, Израиля, Австрии, Кипра. Машиностроение и приборостроение являются одними из наиболее динамично развивающихся видов промышленной деятельности.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним промышленным предприятиям в 2010 году в действующих ценах составил 100,8 миллиарда рублей, что на 26,1 процента больше, чем в 2009 году. В отчётном году предприятиями промышленного комплекса обеспечено свыше 11 % налоговых поступлений в бюджет муниципального образования город Краснодар. Однако, если сравнить Краснодар с другими столицами регионов ЮФО и СКФО, то по выпуску собственной продукции город занимает только 8 место. Увеличение индекса промышленного производства может быть достигнуто после строительства предприятий в Восточной промышленной зоне.

Всегда хочется видеть свой город, гармонично развивающийся. И жить в красивой, здоровой и удобно окружающей нас среде.

Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 декабря 2004 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 декабря 2004 г. // Рос. газ. – 2004. – 30 декабря.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сентября 2003 г. // Рос. газ. – 2003 – 6 октября.

3. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: указ Президента Рос. Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 : опубликован в Собр. закон. Рос. Федерации от 8 апреля 1996 г., N 15, ст. 1572

4. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., , 2001 С. 1312.

5. Гранберг А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России // Регион: экономика и социология. М., 2009. С. 166-178.

6. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Министерство регионального развития Российской Федерации].URL:http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspxDocID=136&PageID=148 (дата обращения: 19.03.2015).

7. Княгинин В., Перелыгин Ю. Пространственное развитие России в долгосрочной перспективе // Российское экспертное обозрение. М., 2007, №1-2. С. 6-10.

8. Насретдинов И.Т. Повышение конкурентоспособности региональной системы потребительской кооперации на основе пространственно-экономической трансформации : автореф. дис. … канд. эк. наук : 08.00.05 / И.Т. Насретдинов ; М-во образования Рос. Федерации, Рос. ун-т кооперации. М., 2010. 43 с.

9. Суспицын С.А. Развитие методов измерения пространственных трансформаций экономики. // Регион: экономика и социология, М., 2007. №4. С. 3-18.

10. Электронный образовательный ресурс «e-RegionalPolicy» по курсу «Региональная политика»: [Интернет портал e-RegionalPolicy]. URL:http://course-info.narod.ru/menu.htm (дата обращения: 10.04.2015).

11. Градостроительный Кодекс Российской Федерации : Часть первая от 19 декабря 2004 г. № 190-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 декабря 2004 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 23 декабря 2004 г. // Рос. газ. – 2004. – 30 декабря.

12. Планирование земельной территории (территориальное планирование) [Интернет портал Земельный вопрос]. URL:http://www.zemvopros.ru/page_289.htm (дата обращения: 17.03.2015).

13. Климов А.А. Пространственное развитие и проблемные территории: социально-экономические аспекты. - М.: Едиториал УРСС, 2009. 288 с.

14. Атлас Краснодарского края / Под ред.В.П. Рябошапко, В.Д. Шлыков, Л.И. Митасев // Вестник Армавирского государственного педагогического университета, М., 2007. - № 2. С.80 - 82.

15. Атлас: Краснодарский край, Республика Адыгея. / под ред.В.И. Чистякова. - Минск, 2006. С 31-33.

16. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сентября 2003 г. // Рос. газ. – 2003 – 6 октября.

17. Климов А.А. Пространственное развитие и проблемные территории: социально-экономические аспекты. - М.: Едиториал УРСС, 2009. С. 288.

18. Кубань: отдых и туризм в Краснодарском крае / под ред. С. Кравченко. - Краснодар, 2007. С. 21-24.

19. Петров П. Пространственное планирование. // Журнал Пространственное развитие: М., 2003. №6. С. 11-13.

20. Районы и города Краснодарского края: стат. сб. / под ред. В. В. Андреева. - Краснодар: Краснодарстат, 2006.

21. Рябошапко, В.П. Место Краснодара в демографическом и социально-экономическом развитии: Краснодар, 2008.

22. Щитинский В.А. Градостроительная деятельность важное условие устойчивого развития современной России // Мир строительства и недвижимости. 2005. № 9.

23. Щитинский В.А. Стратегическое территориальное планирование основа для проведения муниципальной реформы // Территориальное стратегическое планирование. На новом витке реформ. СПб: Леонтьевский Центр 2005. № 5. С 45.

24. Щитинский В.А., Романовская Н.В., Казакевич О.Е. Тобольск стратегия и градостроительство, новые подходы // Территориальное стратегическое планирование. Измеряя результаты. СПб: Леонтьевский Центр 2006. Вып. № 6. С. 21.

25. Яковлев А.В. Нищая страна не может иметь великую архитектуру // Душа моя. - 2006. - № 5. Август-сентябрь.

26. Яковлев А.В. Я намерен изменить ситуацию в Краснодаре: Интервью с главным архитектором Краснодарского края Ю.В. Рысиным // Душа моя. - 2006. - № 6. Октябрь.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Совершенствование стратегии управления человеческими ресурсами в организации
  2. Социально-экономические особенности российской социально-экономической
  3. взяточничество и его виды.
  4. XX век наступает
  5. Консенсусная демократия Швеции
  6. Обеспечение граждан РФ жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда
  7. Кутюмы Бовези историко-правовой анализ
  8. Диалог РПЦ с инославными конфессиями
  9. Особенности памяти младших школьников
  10. Юридическая ответственность понятие, основания, разновидности
  11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  12. Антропологические находки и морфологические особенности неандертальцев
  13. Авиастроение
  14. Элементы структуры таможенного правоотношения субьекты обьект содержание
  15. Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте
  16. Проблемы в области реализации здоровьесберегающего туризма в школе № 29
  17. Права и обязанности собственника жилого помещения и членов его семьи
  18. Социальная работа в пенитенциарной системе
  19. Жилищные правоотношения с участием военнослужащих понятие, содержание, характеристика особенностей и отличий
  20. Педагогическая практика в школе
  21. Проблемы семейного права: практическая реализация прав несовершеннолетних. Ювенальная юстиция
  22. Грабеж и его виды
  23. Особенности формирования и становления практики управления в Древней Индии
  24. История российского товарного знака 2000-2010 гг
  25. Государственное управление в конце 18 начале 19 века
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: