В настоящее время основу российской аэронавигации составляют традиционные радиотехнические системы, ограниченные по своим функциональным и техническим возможностям. Их использование малоэффективно на низких высотах полета, в условиях обеспечения воздушного движения над населенными пунктами, большими водными пространствами, малонаселенной и труднодоступной местностью. При этом доля систем, выработавших свой технический ресурс и требующих замены, составляет в зависимости от типа до 85%. Не имеет бортовых аэронавигационных систем и навигационных комплексов, удовлетворяющих современным требованиям, и значительная часть эксплуатируемого российского самолетного парка.
Динамическое развитие гражданской авиации требует дальнейшего совершенствования системы ОрВД. В целях обеспечения надежного ОВД внедряются в эксплуатацию новые радиотехнические средства и автоматизированные системы УВД. Формирование высокоэффективной аэронавигационной инфраструктуры требует технического перевооружения систем и средств контроля воздушного движения.
Рост интенсивности мирового воздушного движения требует неуклонного повышения эффективности национальных систем УВД. В соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы) предусматривается внедрение отечественных АС УВД с новой архитектурой в части рабочих мест диспетчеров, программного обеспечения, наблюдения, связи, метеорологического обеспечения и систем предупреждения столкновений ВС на базе более широкого внедрения высокопроизводительных процессоров и ЭВМ, внедрения цифровых ЛПД, а также сопряжения с системой АЗН.
Целью реализации целевой программы является повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства в интересах обеспечения обороноспособности страны, потребностей экономики и граждан за счет модернизации Единой системы, ее объектов и взаимодействующих с ней систем путем создания и развития Аэронавигационной системы России на основе использования новых технических средств и технологий с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.
Для достижения этой цели Программой предусматривается решение следующих задач:
- внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, позволяющей сформировать оптимальные маршруты полетов и обеспечить гибкое их использование в интересах сокращения эксплуатационных расходов пользователей;
- модернизация и техническое перевооружение инфраструктуры (объектов) аэронавигации;
- укрупнение центров организации воздушного движения;
- внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем аэронавигации в соответствии с Концепцией организации воздушного движения.
Целью настоящей работы является оценка актуальных технических аспектов совершенствования ОрВД в Базовом ЦОВД филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири".