В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озёра, степные дали и дремучие леса - всё это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям - к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребёнок, с ощущением красоты родных мест.
Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на знания о гражданственности, в то время как сегодня в первую очередь требуется разработать процедуры формирования поведения, свойственного члену демократического общества. Сформировать у молодого поколения чувство ответственности, присущее гражданину, уверенность в возможности влияния на ситуацию в обществе и изменять её к лучшему, реализуя свою активную гражданскую позицию.
Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности. Актуальность проблемы развития гражданского самосознания обусловлена потребностью общества и государства в формировании гражданина, который должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисс), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.
В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина. С этим материалом наиболее эффективно знакомить учащихся во внеурочное время воспитательной работе, так как необходим дополнительный материал, которого в учебниках просто не достаточно для более точного освящения всех вопросов.
Объект исследования: патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.
Предмет исследования: патриотическое воспитание школьников (на примере Дома Культуры).
Цель исследования: составить и апробировать комплекс мероприятий, основанный на базисной программе, направленный на патриотическое воспитание школьников во внеурочное время при МКГК ДК «Петровский».
Гипотеза: воспитательный процесс школьников при применении разработанного комплекса занятий, основанного на базисной программе, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития школьников;
-обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране во внеурочное время при МКГК ДК «Петровский».
Исходя из цели, объекта и гипотезы, можно определить следующие задачи:
1. изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. рассмотреть исследовать сущность содержания понятия «патриотическое воспитание»;
3. провести диагностику сформированности патриотического воспитания школьников МКГК ДК «Петровский» ст. Петровская;
4. провести исследовательскую работу по патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время (на примере МКГК ДК «Петровский» ст. Петровская).
База исследования МКГК ДК «Петровский» станица Петровская. Выборка 20 детей, 10-12 лет.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдения, метод опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованных источников.