1.1. Транспортный налог в налоговой системе Российской Федерации
Введение транспортного налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России.
В рамках реформирования бюджетной и налоговой системы была проведена отмена налогов с оборота. Одновременно отменялись налоги на реализацию ГСМ и на приобретение автотранспортных средств. С 1 января 2011 г. был упразднен Федеральный дорожный фонд РФ. Налог на пользование автомобильных дорог был отменен поэтапно: с 1 января 2011 г. его ставка снижена до 1%, а с 1 января 2003 г. он отменен окончательно.
Одновременно в целях совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства и частичной компенсации потерь доходов региональных бюджетов было предусмотрено преобразовать налог с владельцев транспортных средств в транспортный налог, проиндексировать ставки акцизов на нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо и автомобильные масла).
Транспортный налог заменил:
– налог на пользователей автомобильных дорог;
– налог с владельцев транспортных средств;
– акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;
– налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.
Транспортный налог является региональным налогом, то есть устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Это постоянный и ежегодно увеличивающий источник пополнения бюджета. Ведь в последние годы в десятки раз выросли не только количество собственных автомобилей, но также обладателей водных и воздушных транспортных средств.
При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы обложения:
– налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
– порядок и сроки уплаты налога;
– формы отчетности по данному налогу.
Иные элементы устанавливаются непосредственно НК РФ.
При установлении регионального налога законодательными органами субъектов могут так же предусматриваться льготы и основания для их использования плательщиками.
Устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта не вправе расширено толковать нормы, закрепленные в главе 28 НК РФ, в отношении иных элементов налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год. В отношении транспортного налога отчетные периоды не установлены, что означает, что налог следует уплачивать раз в год. Ранее аналогичный налог (налог с владельцев автотранспортных средств) уплачивался при прохождении техосмотра, т.е. раз в два или три года.
В субъектах РФ отчетные периоды могут быть установлены и по их итогам предусмотрена уплата авансовых платежей. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет по итогам налогового периода, определяется с учетом уплаченных в течение года авансовых платежей по транспортному налогу. []
НК РФ определяет общие условия налогообложения, а субъекты РФ имеют право уточнять и конкретизировать положения НК РФ. При этом ставки, устанавливаемые субъектами РФ, могут быть увеличены или уменьшены не более чем в 10 раз.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. []
Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства РФ. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства.