Интерпол - сокращенное название Международной организации уголовной полиции (МОУП); единственная международ ная межправительственная организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с преступность ю и обеспечивающая международное сотрудничество в области борьбы с общеуголовной преступность ю.
В настоящее время это одна из крупнейших международных организаций, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов, членами которой являются 190 государств. Сотрудничество полицейских органов в рамках Интерпола основано на действиях, предпринимаемых этими органами на территории своих стран и в строгом соответствии с их национальными законодательствами. /5/
Основной задачей является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью. Среди других основных задач можно отметить координацию международного розыска , а также борьбу с: торговлей людьми , организованными преступными сообществами , контрабандой наркотиков , преступлениями в сфере экономики и высоких технологий , фальшивомонетничеством , подделкой ценных бумаг и детской порнографией. В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.
Конституцией Интерполу «строго запрещено» заниматься вмешательством или деятельностью политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Конституции)./18/
В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности, собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издаются многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень «Подделки и подлоги») и др.
РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола.
НЦБ Интерпола в РФ - это подразделение криминальной полиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.
В задачи НЦБ Интерпола в РФ входят:
- обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;
- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;
- наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.
Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами РФ, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола.
НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:
- принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;
- принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств - членов Интерпола запросов из РФ;
- определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие госорганы РФ;
- иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ.
Существует ряд нерешенных проблем, оказывающих негативное влияние на конечные результаты работы Интерпола.
1. Отсутствие механизмов реализации имеющихся договоренностей, которые закреплены в международных договорах о сотрудничестве стран в борьбе с преступностью.
2. Особенности национального законодательства, регулирующего уголовно-правовые основы обеспечения экономической безопасности.
3. Невозможность непосредственного сотрудничества Отдела международного сотрудничества и обмена информацией центрального аппарата ФНС РФ по каналам Интерпола с компетентными органами иностранных государств.
4. В международных соглашениях необходимо выделить налоговые преступления в отдельную от экономических преступлений категорию. Это позволит повысить оперативную значимость информации до возбуждения yголовного дела, и это в определенной степени отразится на эффективности выявления и раскрытия дел, связанных с уклонением от уплаты налогов.
5. Необходимо систематизировать международное сотрудничество по каналам Интерпола. Провести оценку существующей международно-правовой базы взаимодействия в борьбе с преступлениями экономической направленности и обеспечения экономической безопасности путем группировки стран, законодательство которых предполагает:
-необходимость составления мотивированного запроса для выдачи информации;
-признание преступлений и оказание правовой помощи по налоговым нарушениям;
-признание преступлением использования закамуфлированных фирм.
Так же следует отметить, что Российский Интерпол находится как бы в двойном подчинении: одновременно как структурное подразделение российского МВД и некоей международной организации с весьма размытыми функциями и совсем непростыми связями. «Эта самая двойственность положения чрезвычайно удобна Лиону (а скорее Брюсселю и Вашингтону - основным «пользователям» информации Интерпола) и не слишком устраивает Москву, - считает глава Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. - Но нас, похоже, никто не спрашивает: задумана вся эта система была уж точно не ради нашего удобства».
Подводя итог, необходимо отметить, что Интерпол, соблюдая нормы международного права, не может своими силами вести самостоятельные расследования, заниматься раскрытием преступлений и розыском преступников в разных странах (то есть она не является наднациональной организацией с делегированными полномочиями стран-участниц), однако на сегодняшний день - это ведущая и уникальная по информационным, техническим и организационным возможностям организация по предупреждению и борьбе с международной уголовной преступностью. За свою 80-летнюю историю Интерпол прошёл путь от несамостоятельной неправительственной, в основном европейской, организации с представителями от 20 государств до всемирной межправительственной организации со 190 государством-членом, встав в один ряд с Организацией Объединённых Наций. /19/