Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Социально- педагогическая профилактика конфликтов в системе ученик - ученик





Содержание

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………

Глава I Теоретические исследования межличностных конфликтов в системе ученик - ученик.

1.1 Понятие конфликта и его социальная роль…………………………………………

1.2 Межличностные конфликты в системе ученик - ученик ……………………………….

1.3 Модели и основные направления формирования профилактики межличностных конфликтов социальным педагогом…………………………………………….

Глава II Эмпирическое исследование причин межличностных конфликтов в системе ученик - ученик.

2.1.Программа исследования …………………………………………………….

2.2 Диагностика причин межличностных конфликтов в системе ученик - ученик …………

2.3 Программа профилактики межличностных конфликтов в системе ученик - ученик …...

2.4 Повторная диагностика на выявление межличностных конфликтов в системе ученик- ученик ……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………….

Введение

Конфликты в жизни человека играют важнейшую роль, в развитии личности, школы, семьи и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде и, как следствие, формирование конфликтности в системе ученик-учение среди подростков. В этих условиях особенно актуализируется роль социально-педагогической работы по профилактики конфликтов.

В научной литературе проблеме связанной с конфликтами и их разрешением посвящено множество исследований, направленных на изучение разносторонних аспектов данного вопроса. Так Э. Гидденс, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и другие считают, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами, а П. А. Сорокин Я.А., Анцупов, А.И. Шипилов определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели.

Наряду с социальными факторами и недостатком компетентности в общении, межличностные конфликты особенно подростков обусловлены спецификой возрастного кризиса. Многие зарубежные и отечественные психологи, педагоги, отмечая кризисность переходного периода, выделяют различные трудности в межличностном взаимодействии подростков это - Г.М. Андреева, С.Л. Беличева, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Э.И. Киршбаум, И.С. Кон, К.Н. Поливанова, X. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.. Несмотря на расхождения в подходах к содержанию подросткового возраста, психологи единодушны в том, что конфликты этого периода и их разрешение или неразрешение оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социализацию.

Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания.

В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами профилактики в ситуации конфликта, особенно в системе ученик - ученик. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, подростки плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников.

Главным противоречием является то, что в системе ученик - ученик проявления конфликтности оказываются нормой поведения, но на уровне образовательных учреждений системы профилактических мер, направленных на коррекцию данных явлений в подростковой среде, отсутствуют. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Анализ теоретических работ и сложившейся практики позволил выделить проблему исследования, которая состоит в разработке систем профилактических мер по коррекции конфликтности ученик - ученик.

Объект исследования: профилактика конфликтов в системе ученик - ученик, для подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы.

Предмет нашего исследования являются способы работы социального педагога по профилактике конфликтов в системе ученик - ученик подросткового возраста в общеобразовательной школе.

Цель состоит в том, чтобы изучить социально педагогические условия становления конфликтов в системе ученик - ученик подростков и предложить социально-педагогические рекомендации по коррекции их поведения

Для достижения этой цели поставлены задачи:

1. Проанализировать современную научную литературу, социально - педагогическую, психолого-педагогическую, методическую и другую специальную литературу, с целью выявления сущности проблемы конфликтов в системе ученик - ученик подросткового возраста.

2. Рассмотреть особенности межличностных конфликтов в системе ученик - ученик.

3. Изучить особенности конфликтов в системе ученик - ученик.

4. Обосновать принципы и методы исследования.

5. Разработать систему профилактических мер по коррекции и профилактике протекания межличностных конфликтов в системе ученик - ученик.

Методы исследования:

- изучение и теоретический анализ литературы и социально- педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;

-тест на оценку уровня конфликтности личности;

-тест на оценку поведения в конфликте (методика К. Томса);

-коммуникативные и организаторские способности (КОС);

-методика определения самооценки;

Опытно-экспериментальная работа на базе МОУ лицей г. Орехово-Зуево, учащиеся 8 «Б» и 8 «В» классов в возрасте 14-15 лет и в количестве 50 человек.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе социального педагога, психолога, учителей и родителей, классных руководителей при решении задач формирования личности, конструктивных отношений в системе ученик - ученик.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

В нашем исследовании мы выполнили следующие задачи:

· провели теоретический анализ причин возникновения конфликтов в школьном коллективе;

· перечислили распространённые способы профилактики конфликтов;

· провели диагностическое исследование межличностных отношений в классном коллективе;

· подобрали тренинговые упражнений, способствующие, самопознанию школьников, развивающих навыки социального поведения, формирующие умения не только конструктивно разрешать конфликтные ситуации, но и предвидеть и прогнозировать те или иные последствия действий окружающих.

Проблема конфликта в школьном классе на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку класс - это достаточно большое объединение людей разных по своим взглядам, ценностям, имеющих свои индивидуальные особенности. В настоящее время в конфликтологии существует мнение о том, что большую часть конфликтов можно было бы избежать, если бы люди умели адекватно воспринимать конфликт, себя и партнера по общению. В связи с этим, на первое место выступает профилактика конфликта. В школе профилактикой конфликта в классе может заниматься классный руководитель психолог, социальный педагог и др. Чтобы предупредить школьный конфликт, существует много разных методов. Один из наиболее эффективных методов организации групповой работы с учениками - это профилактика с элементами тренинга, которая решает широкий круг задач, важных для осуществления профилактики межличностных конфликтов, а также формирует мотивационную сферу личности.

Завершая свою работу, отмечу, что для достижения эффективности в такой работе недостаточно овладеть технологией, посредством которой это делается. Ведь любая профилактика - это процесс творческий, подразумевающий высокую степень новизны и неопределенности, как для участников, так и для ведущего. Более того, часть профилактических упражнений как раз и подбирается таким образом, чтобы смоделировать подобные ситуации и научить школьников конструктивно вести себя в них, а именно в конфликтных ситуациях. Любой план профилактики - это лишь общий ориентир, стратегический план действий. Ситуация, сложившаяся в конкретном классе в каждый момент времени, будет уникальной, потребует проявления со стороны ведущего гибкого и творческого поведения, а также открытости к новому жизненному и профессиональному опыту. Этим работа ведущего сложна, но все же она интересна.

В ходе теоретического исследования мне удалось описать межличностные конфликты школьников и профилактику школьного конфликта, а в процессе практического исследования - разработать профилактические занятия с элементом тренинга по профилактике межличностных конфликтов в системе ученик- ученик.

Список литературы

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 2007. - 110 с.

2. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М.: Наука, 2001. - 346с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,2008, с. 249-262.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. - М., 2008. - 448с.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 2009.- 534с.

6. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. - М., 2008. - 378с.

7. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2009.- 208 с.

8. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 2008. - 124с.

9. Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 2008. - 86с.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 2009. - 352с.

11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб для вузов. - СПб., 2011.- 304с.

12. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.,2008. - 212с.

13. Бредников В.А. Эволюция и прогресс. - Новосибирск, 2008.- 94с.

14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 436с.

15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 2007.

16. Глуханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: Учеб Пособие. - М., 2011 - 32с.

17. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. - Воронеж. 2011.-224с.

18. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психодиагностике: Учеб. пособие. - М., 2011.- 192с.

19. Гришина Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2012. - 236с.

20. Гурьянова М.П. Сельская школа и общество // Сборник научно-методических материалов.- М., 2011.- 124с.

21. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М., Просвещение, 2008. - 386с.

22. ЕлизаровА.Н. Психологическое консультирование семьи: Учеб. пособие. - М., 2012.-400с.

23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2008.- 244с.

24. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов». - М.,2008.- 268с.

25. Золотова И.А. Программа развития аддиктивных подростков. - Зеленодольск, 2013.- 112с.

26. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии.- М., 2008.- 264с.

27. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. - М., 2008.- 242с.

28. Журнал «Справочник кадровика» №10 2010г. Социолог, Л.В. Бершова “Конфликты в организации и методы их профилактики”.

29. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. - М., 2007. - 142с.

30. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выигратъ может каждый. - М.,2007.- 128с.

31. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - М., 2008.- 448с.

32. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... - М., Дело, 2009.- 254с.

33. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 2008. - 320с.

34. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М., Просвещение, ВЛАДОС, 2007.

35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования6 Учеб. пособие. - М., 2012.- 448с.

36. Педагогический конфликт: теория и технология /Общ. редакция А.С. Гусевой. - М., 2008.- 314с.

37. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2009. - 324с.

38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 2007. - 262с.

39. Плюснин Ю. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико- методологический анализ. - М., 2008.- 154с.

40. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. пособие. - М., 2010.- 264с.

41. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. - М., 2011. - 368с.

42. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - М., 2009.- 412с.

43. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 2008.- 144с.

44. Съедин С.И. Основы управления. - М., 2008.- 112с.

45. Фэйр М. «Выиграть может каждый». - М,2009.- 98с.

46. «Хрестоматия по социальной психологии» /под ред. Т.В.Кутасова. - М., 2010.- 238с.

47. Якунин В.А. Педагогическая психология.- СПб., 2011. - 270с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Белковый баланс организма
  2. Европейская доктрина о правах человека
  3. расширяемый язык разметки XML
  4. Зарождение и эволюция психики
  5. Семейное и супружеское консультирование
  6. Красота и польза в архитектуре и дизайне
  7. Бандитизм
  8. Организация практических работ при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе
  9. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
  10. Глава 1. Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения как объект социологического исследования
  11. Формирование внешнеполитического образа России в постсоветский период
  12. Татаро-монгольское иго
  13. История русской семейного права XI-XIXв
  14. Состав и назначение документов, подаваемых в таможенный орган при декларировании товаров перемещаемых железнодорожным транспортом и помещаемых под процедуру «выпуск для внутреннего потребления»
  15. Общение как фактор развития ребенка
  16. Технология индукционного нагреав колес электровоза ВЛ-10
  17. Судебная защита судебных прав
  18. Социальная структура российского общества постсоветского периода
  19. Народническое движение 70-х гг 19 века
  20. Положительные и негативные стороны глобализации
  21. Учет реализации продукции ООО
  22. Учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Пожарный Максимум».
  23. Трудовое право
  24. Устройство детей на воспитание. Усыновлениеудочерение как форма устройства детей на воспитание
  25. Форма правления
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: