Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Активные методы обучения информатике в организации самостоятельной работы обучающихся основной школы





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы активизации обучения информатике в основной школе 6

1.1. Понятие активизации учебного процесса в условиях компетентностного подхода 6

1.2. Активные методы и формы обучения информатике в основной школе 9

1.3. Особенности организации самостоятельной работы по информатике в основной школе 34

Глава 2. Методические аспекты активизации самостоятельной работы обучающихся по информатике в основной школе 41

2.1. Методические рекомендации к отбору методов активизации самостоятельной работы по информатике в основной школе 41

2.2 Педагогический эксперимент 58

Заключение 88

Литература 90

Введение

«Информатика» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.

На сегодняшний день учащиеся имеют большие возможности работы на компьютере кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома.

Если такая работа не имеет определённой организации и тематической направленности, то это может привести к нежелательным последствиям:

у некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на «ты». Практический опыт показывает, что даже при сегодняшнем уровне развития данной сферы, ученики часто путают назначение предметов «Информатика» и «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Реальный уровень знаний по информатике и культура оформления результатов компьютерных работ оставляют желать лучшего;

если назначение знаний и умений, полученных на уроках ИКТ, очевидно, то практическое применение знаниям, полученным на уроках информатики, за пределами данного предмета ученики видят не всегда. Нет достаточной уверенности в том, что «Информатика и ИКТ» – это «инструмент», который можно использовать в любой предметной области;

учащиеся одной возрастной группы имеют разный уровень психологической подготовленности и уверенности при работе на компьютере.

Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;

создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;

интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметами;

создание условий для выявления одаренности учащихся.

С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной направленности обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов, что и обусловило актуальность нашего исследования.

Целью исследования является проектирование методической системы активных методов обучения информатике в организации самостоятельной работы.

Предмет исследования – проектирование методической системы обучения.

Объект – активные методы обучения информатике.

Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие активизации учебного процесса в условиях компетентностного подхода;

проанализировать активные методы и формы обучения информатике в основной школе;

охарактеризовать особенности организации самостоятельной работы по информатике в основной школе;

осветить методические рекомендации к отбору методов активизации самостоятельной работы по информатике в основной школе;

провести педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что проектирование методической системы обучения эффективно строить на базе активных методов обучения.

Работа состоит из двух глав: в первой мы рассмотрим теоретические вопросы методов обучения и контроля; во второй остановимся на проективных методах обучения как наиболее эффективных при обучении информатике.

Заключение

Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин, но и, пожалуй, самая проблемная. И одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатику относят к естественнонаучным, точным дисциплинам. Очень часто проводят параллель между математикой, физикой и информатикой. Определённое сходство имеется и в способе организации учебного материала (теория – решение задач), и в методике обучения, тем более, что начинали преподавать этот предмет в 80-х годах учителя математики, физики, программисты, научные сотрудники НИИ. Можем ли мы, учителя информатики, воспользоваться разработанными методиками, перенести их на наш предмет? Естественно, ведь реально мы используем эти методики, но постоянно осознаём, что надо их корректировать, менять, так как они не работают на разрешение наших специфических проблем и сложностей:

обучению информатике присущи специфические проблемы, связанные с тем, что компьютер является одновременно и объектом изучения, и средством обучения. В силу различия материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность использования ПК для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, что надо учитывать при организации учебного процесса;

знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащиеся приобретают не только на уроках, но особо ощутимо это именно в школьной информатике, поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений по информатике;

к специфическим проблемам необходимо отнести объективно существующие социально-психологические проблемы, в частности, выявленный современными исследованиями психологов феномен компьютерной тревожности: боязнь испортить или сломать что-нибудь, ощущение незнания и неумения, боязнь нового и незнакомого. Наличие компьютерной тревожности значительно снижает эффективность обучения информатике.

Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить ещё одну неиспользованную область возможностей. Опора на слово, попытки формирования мотивации, идея развития ребёнка - всё это значительные вехи в истории развития науки о процессе обучения - педагогики. Изучение этой истории позволяет сделать выводы, которые при использовании различных методов обучения на практике могут быть полезными:

1. Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объёме.

2. Ввиду того, что ни один из методов обучения не является универсальным, хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, т.е. систему методов.

Список литературы

1. Балаев, А.А. Активные методы обучения. М., 1986

2. Бершадский, М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003

3. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж, 2002

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991

5. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3 1982

6. Вербицкий, А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. // Лекторское мастерство № 11 1990 / М. «Знание».

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 2008.

8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986

9. Дакупин, Использование активных методов обучения // «Вестник высшей школы» № 8 1993

10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.

11. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

12. Каймин В.А. Информатика. Учебник для студентов. М.,Инфра-М, М.,2006-2010.

13. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условия развивающего обучения. М., 1980

14. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.

15. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.

16. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение. М., 1991

17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2010.

18. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2003.

19. Лукин, С.Н. Мой взгляд на информатику. Ж. « Информатика и образование», 4-1998г.

20. Макарова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников / Под редакцией А. К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986.

21. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.

22. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.

23. Малев В.В., Малева А.А., Микерова Л.Н. Современный кабинет информатики: Учебно-методическое пособие для студентов

24. Матюшкин, А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 1980

25. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. М., 1975

26. Могилев А.В. и др. Информатика. - М., 2007. - 816 с.

27. Молодцов, В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

29. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр “Академия”, 2009.

30. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003.

31. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003.

32. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 2006.

33. Паклина, Г.Ф. Применение проблемного обучения на информатике. Ж. «Информатика и образование», 12-2003 г.

34. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. М.: Знание, 2004.

35. Рай Л. Развитие навыков тренинга. СПб.: Питер, 2003.

36. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 г.

37. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

38. Смолкин, А.М. Методы активного обучения. М., 1991

39. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2003.

40. Трофимова, Т. Г. Проектное обучение глазами учеников. Ж. «Информатика и образование», 6-2003 г.

41. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993.

42. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docinf/docinf47.htm.

43. http://www.rusedu.info/Cmpro-v-p-27.html.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Происхождение жизни и основные этапы ее эволюции
  2. Виды правовых исследований
  3. Нарушение письма у младших школьников
  4. Контрабанда культурных ценностей
  5. Монитор (дисплей) компьютера
  6. Договор аренды предприятия
  7. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования Общая характеристика
  8. Влияние конфуцианства на формирование правовой системы Китая
  9. Сравнительный анализ педагогических систем изобразительной практики
  10. Международная торговля
  11. Проблемы развития Российской Федерации в условиях новой геополитической реальности в 1990-2000-х гг
  12. Информационный менеджмент
  13. Эффективность и результативность работы аппарата органов государственной власти
  14. Психолого-педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации
  15. Музыка
  16. Особенности формирования социальной защиты населения
  17. Индивидуально-психологические особенности учащихся различных конфессиональных учебных заведений
  18. Разработка мероприятий по организации и развитию учреждений образования на муниципальном уровне на примере городского округа Лыткарино
  19. Русская революция в социально-политическом творчестве Н.А. Бердяева
  20. Правонарушения в процессе учебно-тренировочной деятельности
  21. Вертикальная интеграция: понятие, цели, последствия
  22. Обучение как метод профессионального развития персонала в образовательном учреждении
  23. Влияние международных норм права на формирование судебной практики в Российской Федерации
  24. Игровая концепция Хейзинга
  25. Конституционный строй понятие, правовое закрепление, защита
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: