В условиях перехода к рыночной экономике чрезвычайно важной является проблема трансформации роли государства от государственного патернализма к положению гаранта законности и стабильности правил взаимодействия сторон социального диалога.
Для этого, по нашему мнению, целесообразно:
1) более четко определить роль государства в социальном партнерстве, перспективы ее изменения;
2) развивать производственные отношения в соответствии с новыми условиями (разработка и принятие Трудового кодекса, введение изменений в трудовое законодательство, налоговая реформа и т.п.);
3) формировать систему социальных минимумов в сфере трудовых отношений, контролировать их применение (рабочее время, отпуск, охрана труда, медицинское обеспечение, пенсионное обеспечение);
4) проведение политики снижения уровня безработицы;
5) вовлечение как можно большего числа предприятий и работников в переговорный процесс и под действие договорных отношений.
Характерными чертами сегодняшнего состояния социального партнерства в России, по нашему мнению, являются следующие.
1. Медленно происходит становление представительных организаций работодателей на федеральном, отраслевом, региональном уровнях. В договорном процессе не принимают непосредственного участия многие наиболее крупные акционерные общества и компании.
2. Ослабло влияние профсоюзов во многих трудовых коллективах в период проведения реформ, в ряде предприятий и организаций имеются случаи исчезновения профсоюзных организаций под давлением новых собственников. В отраслевых профсоюзах назрела необходимость оптимизации их организационных структур, совершенствования принципов и методов работы.
3. Существенны противоречия в трудовом законодательстве, механизм соблюдения и выполнения действующих законов, в т.ч. и трудовых, является несовершенным.
4. Зачастую публично высказываются противоположные взгляды на цели и задачи социального партнерства.
5. Имеются примеры использования инструментов партнерства в узко групповых или корпоративных целях.
Основными задачами социального партнерства в России, на наш взгляд, являются следующие:
1) повышение уровня защищенности наемных работников в сфере трудовых отношений, снижение уровня социальной напряженности;
2) совершенствование системы разрешения трудовых конфликтов и споров (коллективных и индивидуальных);
3) стимулирование формирования представительных социальных партнеров на всех уровнях социального диалога, принятие мер по повышению их ответственности за соблюдение соглашений и договоров;
4) развитие эффективного социального диалога на всех уровнях, совершенствование процедур переговорных процессов;
5) в переговорных процессах учитывание мнений и интересов общественных и негосударственных организаций (молодежных, женских и т.д.);
6) усиление внимания к проблемам охраны труда, социального и медицинского обеспечения работников, подготовке и переподготовке кадров.