Актуальность исследования. Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников школ зачастую не соответствуют потребностям экономики региона в кадрах определенной профессии. Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль - это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи родителям в выявлении профессиональных интересов и склонностей детей, определения их реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Но главное - помочь детям адаптироваться на рынке труда.
В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки в дошкольных учреждениях, где ранняя профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Современное профильное обучение, проводимое школой, имеет низкий профориентационный характер. Оно еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи и ограничивается курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии. В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием случайных факторов.
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них. В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе. Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому и допрофильная подготовка дошкольников должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ребёнку осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях дальнейшего самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Нами разработана и предложена программа ранней профориентации начиная с детского сада.
Реализация данной программы поможет обеспечить координацию действий колледжа, школы, семьи, органов образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении. Непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, позволит нацелить ребёнка на получение профессии с учетом социально-экономического прогноза по региону. Ранняя профилизация важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования: изучить процесс ранней профориентации в дошкольных учреждениях России.
Задачи исследования:
- рассмотреть состояние проблемы ранней профориентации в дошкольных учреждениях России;
- показать процесс ранней диагностики профессиональной направленности воспитанника дошкольного учреждения;
- охарактеризовать развитие познавательных способностей детей в процессе работы дошкольного учреждения по ранней профориентации на железнодорожные профессии;
- определить условия эффективного развития познавательных и творческих способностей воспитанников средствами ранней профессионашльной ориентации.
Практическая значимость исследования состоит в использовании разработанного теоретического и практического материала для профориентационной работы в дошкольных учреждениях, которые ведут профориентационнуюработу по железнодорожным профессиям.