Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Гендерные различия в проявлении ценностных эмоций в юношеском возрасте





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ "ТРЕВОГА И "ТРЕВОЖНОСТЬ" 7

1.1Общетеоретическое понятие "тревога" и "тревожность" 7

1.2 Особенности проявлений тревожности в юношеском возрасте 14

2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 20

2.1 Организация исследования (проблема, цель, гипотеза, задачи, методы) 20

2.2Анализ результатов проведенного исследования, объяснение полученных данных, рекомендации 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Введение

Актуальность. Эмоциональность подростков всегда находится на высшем уровне, пожалуй, отрочество, это самый эмоциональный возраст, построение близких отношений и отношений, задаваемых социумом в рамках учебной деятельности, во многом определяется гендерным компонентом идентичности, то есть преобладающими моделями поведения в контексте осознания себя как представителя определенного пола. Именно в этом возрасте наблюдается особенное обострение эмоциональных всплесков у подростков, и зачастую это связано именно с острым осознанием себя как представителя определенного пола.

Исследование гендерной особенностей проявления эмоций открывает возможность увидеть механизмы связи внутриличностной и социокультурной обусловленности поведения в ситуациях социального взаимодействия, понять взаимосвязь и противоречивость групповых и личных начал у подростка, соотношения персональной и социальной идентичности.

Что же говорит современная психология о гендерных различиях? Экспериментальные исследования позволяют говорить о существенных различиях мужчин и женщин в различных областях. Так, в отношении способов восприятия установлено, что острота зрения, быстрота зрительного восприятия, определение пространственных отношений и ориентация в пространстве сильнее развиты у мужчин, чем у женщин. Слуховая чувствительность гендерных особенностей не обнаруживает. В обонятельной же чувствительности наблюдается превосходство женщин (особенно в определении некоторых неприятных запахов) – в любом возрасте и культуре.

Вопреки стереотипам, женщины более остро воспринимают боль. Принято также считать, что мужчины лучше читают карты, а женщины – лица, но в сложных ситуациях женщины уступают мужчинам и по этому показателю, к тому же, их перцептивные способности, в отличие от мужских, существенно ухудшаются с возрастом. При изучении свидетельских показаний установлено, что и мужчины и женщины точнее запоминают и описывают детали вещей и событий, связанные с их полом, а также что мужчины превосходят женщин в запоминании деталей эпизодов, связанных с насилием и жестокостью.

Данные физиолого-психологические различия объясняются природным предназначением мужчин-охотников, для которых быстрота восприятия и точная пространственная ориентация имели особое значение для выживания всего человеческого рода и женщин, которые априори находятся в зависимости от мужчины.

В ранних работах начала XX в. было распространено мнение о женщине либо как о неспособной к сосредоточению и распределению внимания, либо как об обладающей тонкой наблюдательностью — но только в том, что ее интересует.

Гендерная особенности проявления ценностных эмоций – это процесс формирования представлений подростка о себе как носителе социальных ролей мужчины или женщины, соотнесения этих социальных ролей с персональной половой идентичностью, осознания себя как представителя конкретного пола и присоединение к определенной группе на основании ее гендерной характеристики4.

Огромная объективная и субъективная значимость эмоциональных отношений между людьми делали их на всех этапах развития культуры предметом самого пристального внимания со стороны писателей, художников, философов и представителей других областей гуманитарного знания. Среди тех, кто обращал свой взор к проблеме эмоциональных отношений были Платон и Аристотель, Спиноза и Локк, Пушкин и Чехов — этот список можно продолжать до бесконечности.

Многим из нас кажется, что в области эмоциональных отношений между людьми все понятно, никаких неясных вопросов нет. К сожалению, собственный опыт дружбы и любви слишком часто разбивает эту уверенность – наши близкие, да и мы сами совершаем неожиданные поступки, отношения, казавшиеся незыблемыми, рушатся, а новые возникают часто там, где мы их не ждали.

Психологическое исследование проявления ценностных эмоций в юношеском возрасте необходимо для того, чтобы внести ясность в вопрос о том, почему возникают, как развиваются и по какой причине распадаются столь значимые для нас эмоциональные отношения с другими. Немаловажное место здесь занимают проблемы взаимопонимания и проявления ценностных эмоций, в основе которой лежат психологические различия между полами – гендерные различия.

Объект исследования – особенности проявления тревожности в юношеском возрасте.

Предмет исследования – гендерные различия в проявлении ценностных эмоций в юношеском возрасте.

Цель работы: характеристика гендерных различий в проявлении ценностных эмоций в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: уровень ценностных эмоций девушек выше уровня юношей. (15 юношей и 15 девушек).

Степень и уровень научной разработанности проблемы исследования составили концепции и принципы психосоциального и интеллектуального развития Б.Г. Ананьева, К.А. Альбухановой-Славской, Л.C. Выготского, А.Н. Леонтьева; теоретические и экспериментальные разработки и исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, А.И. Савенкова, Р. Стернберга и Д.В. Ушакова; социально-психологический подход к изучению тендерных различий Т.В. Бендас, В.В. Знакова, И.С. Клециной, В.А. Лабунской, Н.П. Фетискина; общеметодологические принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии Г.М. Андреевой, A.A. Бодалевым, А.Л. Журавлевым, A.B. Карповым, В.А. Мазиловым, В.В. Новиковым, В.Е. Семеновым; методологические принципы построения развивающей программы М.М. Кашапова, С.И. Макшанова и других.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ проблемы гендерных различий проявления ценностных эмоций, истории ее изучения и современного состояния.

2. Организация исследования проявления ценностных эмоций подростков с учетом их гендерных различий.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить представление об индивидуальных особенностях проявления ценностных эмоций в юношеском возрасте.

Заключение

Характеризуя сферу общения подростков в целом, следует обратить внимание на тесную связь между уровнем самоконтроля в общении и высокими лидерскими способностями (p < 0,05), которые, по всей видимости, имеют основания в регуляции собственного поведения в контексте осознания его влияния на других.

Для старших подростков более значимым является деловое лидерство, в отличие от младшего подросткового возраста, ориентированного на лидерство эмоциональное. Подростки, имеющие высокие статусы в группе как по эмоциональному, так и по деловому лидерству, демонстрируют высокую потребность в общении (p < 0,05). Здесь же необходимо отметить, что чем выше у подростка социометрический статус в группе, тем реже он выбирает соперничество как реакцию на конфликт (p < 0,05) 10 С.87.

При этом подростки выбирают сверстников в качестве эмоциональных «звезд», если те демонстрируют более лояльные реакции в конфликтных ситуациях. Эта тенденция находит подтверждение и в другой обнаруженной нами зависимости: подростки с высокой потребностью в общении выбирают более адаптивные реакции на конфликт чем подростки с низкой потребностью (p < 0,05), одновременно демонстрируя высокую степень проявления ценностных эмоций (p < 0,05).

Особый вариант проявления ценностных эмоций, очевидно, представляет присвоение подростком гендера, противоположного биологическому полу, когда девушка идентифицируется исключительно с маскулинными качествами и моделями поведения или юноша присваивает фемининную идентичность. Однако таких вариантов восприятие ценностных эмоций в нашем исследовании выявлено не было. Предположение о том, что уровень проявления ценностных эмоций девушек выше уровня юношей не подтвердилось.

Список литературы

1. Агоса В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 152-157.

2. Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002. – 202 с.

3. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. - М.: 2011. - С. 147-211.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии- М.2010.

5. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб. : Питер, 2010 – 431 с.

6. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 431 с.

7. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. – М.: МПА, 2011.

8. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2011- 115 с.

9. Бондин В.И. Здоровый образ жизни: Концепция программы - Ростов н/Д: Ростовский государственный педагогический университет (РГПУ), 2012.

10. Бурн Ш.М. Гендерная психология. (Секреты психологии) СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 320 с.

11. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование. М.: Терра, 2010. 480 с.

12. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2013. – 316 с.

13. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 2010 - 534 с.

14. Гозман Л.Я. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М. : МГУ, 1987. – 176 с.

15. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х – ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление. / Отв. Редактор Л.И. Гилинский. – СПб.: Алетейя, 2010. – С. 384.

16. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция/Под ред. Шереги Ф.Э. - М.: Центр социологических исследований, 2011.

17. Деева Е.И. Управление деятельностью по предупреждению асоциального противоправного поведения // Классный руководитель .- 2012 .- N3. - С.141- 143.

18. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М., 2011. – С. 302.

19. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Академия, 2012.

20. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2012-456 с.

21. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 160 с.

22. Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: Сб. науч. тр. / Ленингр. педиатр, ин-т; Под ред. Д.Н. Исаева. Л., 2009 С. 26-29.

23. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М. : Академия, 2010- 215с.

24. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2012. 544 с.

25. Клецина И.С. Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / под. ред. Малиновой О.Ю., Сунгурова А.Ю. СПб.: Норма, 2012. С. 167–184.

26. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2011-324 с.

27. Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. - СПб.: ООО Издательский дом «Ars Longa», 2012- 116 с.

28. Мытиль А.В. Взаимосвязь полоролевых образов. // Семья в представлении современного человека: Сб. ст. /, Ин-т социологии; Отв. ред. Г.А. Заикина и др. М., 2010. С. 115-142.

29. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 480 с.

30. Подросток: проблемы социальной адаптации. Документы и материалы. / Под ред. А.Е. Личко - М.: Просвещение, 2013- 119 с.

31. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /под общей ред. АА. Крылова, С.А. Маничева - СПБ.: Питер, 2013.- 210 с.

32. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /сост. Райгородская Д.Я. - Самара: Издательский дом "БахРах - М", 2012.- 174 с.

33. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике - М.: Генезис, 2011- 119 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Контрольная работа Религиозная философия
  2. Э экологический туризм в России
  3. Каковы цели органов власти управления территориального образования
  4. Влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском оздоровительном лагере
  5. Производство в суде апелляционной инстанции
  6. Проект (социально-культурная деятельность)
  7. Причины психоэмоциональных нарушений у подростков
  8. Устройство детей на воспитание. Усыновлениеудочерение как форма устройства детей на воспитание
  9. Исследование и совершенствование управленческой деятельности в Государственном учреждении (на примере«ФГБУ ВНИИПО МЧС России»)
  10. Гражданско правовые способы защиты собственности
  11. Реализация принципа равенства политических партий в РФ
  12. Римская католическая церковь в политической истории Средневековой Европы
  13. Евангелия содержание, хронология, проблема авторства
  14. История развития центральных процессоров
  15. Институт государственной службы в системе государственного управления
  16. Учет и контроль расчетов с бюджетом по налогам и сборам
  17. Административный надзор в системе государственного-правового регулирования
  18. Американо-иранские политические отношения во время правления шаха Мохаммеда Реза-Пехлеви
  19. Особенности рыночной экономики в России
  20. контроль деятельности государственных и муниципальных органов власти
  21. Полоролевые различия в отношении к своему телу у младших школьников
  22. Эволюция проблем семей в российском обществе
  23. Тактика разоблачения инсценировок грабежей и разбойных нападений
  24. Доклад о российском сайте, на котором хотели ли бы работать и почему
  25. Криптосистема Рабина
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: