Русская средневековая культура развивалась в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V-VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX-X в. к образованию древнерусской народности. К этому же времени относятся и появление понятия «Русь», «Русская земля». В широком смысле «Русь» означала все земли восточных славян, подчиненные Киеву. В узком смысле - территория, ограниченная реками Рось, Росава и Днепр.
На географический фактор («месторазвитие» русской культуры), обусловивший особенности культуры восточных славян, указывали В. О. Ключевский, Г. В. Вернадский, Г. П. Федотов, П. Н. Милюков и др. В «Курсе русской истории» В. О. Ключевский писал, что лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, степь воспитывала чувство шири и дали, а многочисленные реки приучили местных жителей к общительности, развивали дух артельности и предприимчивости, способствовали общению с другими народами[3, стр.164].
В развитии средневековой культуры, - считал философ Н. А. Бердяев, - постоянно «сталкивались два элемента: дохристианская природная широта, особый темперамент, сформировавшийся в необъятных лесных и степных просторах русской земли, языческие верования, не искорененные христианством, и православный, из Византии наследованный аскетизм». Но при этом надо учитывать тот факт, что государственность и культура восточных славян формировалась под воздействием не только христианской Византии, но также Хазарского каганата и язычников-варягов. На становление средневековой культуры Киевской Руси оказал влияние и так называемый «болгарский фактор». На рубеже IX-X вв. в Болгарии на старославянский язык были переведены практически все основные произведения византийских богословов и другие памятники литературы, которые постепенно были восприняты Русью.
«Склонность к всемирной отзывчивости», по определению писателя Ф. М. Достоевского, означала постоянную готовность восточных славян учиться у других народов, ассимилировать и преобразовывать иные этнокультурные формы и создавать на этих условиях свою национальную культуру[7, стр.129].
Цель исследования: изучить особенности происходения и тенденций в развитии русской средневековой культуры.
Задачи исследования:
- рассмотреть славянство и византийство - два магистральных истока русской культуры;
- показать этапы в развитии русской культуры допетровской поры;
- охарактеризовать древнерусскую культуру: характеристика, этапы, свершения;
- показать особенности развития культуры России на пути к обмирщению: от первых признаков к отчётливым тенденциям;
- изучить миф о допетровской Руси как о "золотом веке" русской культуры.