Кризисные явления, охватывающие мировую систему и, несомненно, проявляющиеся в России, присутствуют и в праве, и в правовом регулировании в целом.
Право и правовая надстройка представляют сложнейшее социальное образование, соответственно, кризисные тенденции и их причины неодинаковы. С нашей точки зрения, кризисные явления в праве с позиции их природы следует подразделить на органические (системные) и собственные.
Дело в том, что право тесно связано с обществом, социальными регуляторами и другими надстроечными элементами, но в большей степени с государством, его законотворческой деятельностью. Всеобщий кризис, охвативший государственное управление, экономическую, финансовую стороны жизни российского общества, затронул и правовые механизмы. Здесь следует учитывать место и роль права относительно смежных социально-экономических явлений.
Зависимость права от государственной власти, экономики, нравственности очевидна. В связи с этим кризисные явления, существующие в социально-экономической, управленческой и других сферах, не могут не сказаться на праве, на его эффективности и, соответственно, его оценке общественным мнением.
В то же время право - явление достаточно самостоятельное и не все его стороны напрямую связаны и жестко предопределены государственной властью и другими реалиями. Кризисные явления, не имеющие жесткой прямой связи и зависимости, можно предложить характеризовать как собственные (внутренние). На данном этапе такой подход позволит видеть природу кризисных явлений в праве и вырабатывать более точные рекомендации по их ликвидации и профилактике. Безусловно, проблема классификации кризисных явлений в праве требует дальнейшей проработки. На право нередко возлагают функции "антикризисного борца", не учитывая того, что оно само нуждается в "лечении" и также требует антикризисных мер.
В настоящее время ведется немало споров о правовом качестве закона, предпринимаются попытки измерить "уровень права" в действующих законах. Действительно, наличие в действующих законах, и особенно в принимаемых, "правового" содержания - вещь тонкая, не сразу очевидная и для оценки часто требующая апробации на практике. Думается, эти рассуждения актуальны для отлаженной и активно работающей правовой системы.
В условиях доминирования кризиса, охватившего исполнительную государственную власть, многие ответы на вопрос о правовом и неправовом содержании закона очевидны. Однако и видеть в исполнительной государственной власти некоего "вредителя" также неверно. Тем не менее, топтание на месте в деле новаций в сфере правового регулирования продолжается, как и рост кризисных явлений. Российское право отстает от потребностей времени и в экономике, и в социальной сфере, и в международных отношениях.
Поэтому особенно актуальным является рассмотрение проблем понятия "закона" как такового, представление о его необходимости и качестве.