Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Закон в системе нормативно-правовых актов





Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика закона и его место в системе нормативно-правовых актов РФ. 5

1.1 Понятие и классификация законов 5

1.2 Значение и роль закона в системе источников российского права 9

Глава 2. Взаимоотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в Российской Федерации 18

2.1 Теоретические основы взаимоотношения закона и подзаконного нормативного правового акта 18

2.2 Нормативные основы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта 25

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Введение

Кризисные явления, охватывающие мировую систему и, несомненно, проявляющиеся в России, присутствуют и в праве, и в правовом регулировании в целом.

Право и правовая надстройка представляют сложнейшее социальное образование, соответственно, кризисные тенденции и их причины неодинаковы. С нашей точки зрения, кризисные явления в праве с позиции их природы следует подразделить на органические (системные) и собственные.

Дело в том, что право тесно связано с обществом, социальными регуляторами и другими надстроечными элементами, но в большей степени с государством, его законотворческой деятельностью. Всеобщий кризис, охвативший государственное управление, экономическую, финансовую стороны жизни российского общества, затронул и правовые механизмы. Здесь следует учитывать место и роль права относительно смежных социально-экономических явлений.

Зависимость права от государственной власти, экономики, нравственности очевидна. В связи с этим кризисные явления, существующие в социально-экономической, управленческой и других сферах, не могут не сказаться на праве, на его эффективности и, соответственно, его оценке общественным мнением.

В то же время право - явление достаточно самостоятельное и не все его стороны напрямую связаны и жестко предопределены государственной властью и другими реалиями. Кризисные явления, не имеющие жесткой прямой связи и зависимости, можно предложить характеризовать как собственные (внутренние). На данном этапе такой подход позволит видеть природу кризисных явлений в праве и вырабатывать более точные рекомендации по их ликвидации и профилактике. Безусловно, проблема классификации кризисных явлений в праве требует дальнейшей проработки. На право нередко возлагают функции "антикризисного борца", не учитывая того, что оно само нуждается в "лечении" и также требует антикризисных мер.

В настоящее время ведется немало споров о правовом качестве закона, предпринимаются попытки измерить "уровень права" в действующих законах. Действительно, наличие в действующих законах, и особенно в принимаемых, "правового" содержания - вещь тонкая, не сразу очевидная и для оценки часто требующая апробации на практике. Думается, эти рассуждения актуальны для отлаженной и активно работающей правовой системы.

В условиях доминирования кризиса, охватившего исполнительную государственную власть, многие ответы на вопрос о правовом и неправовом содержании закона очевидны. Однако и видеть в исполнительной государственной власти некоего "вредителя" также неверно. Тем не менее, топтание на месте в деле новаций в сфере правового регулирования продолжается, как и рост кризисных явлений. Российское право отстает от потребностей времени и в экономике, и в социальной сфере, и в международных отношениях.

Поэтому особенно актуальным является рассмотрение проблем понятия "закона" как такового, представление о его необходимости и качестве.

Заключение

Стихийность развития законодательного массива, отраслевая "неразбериха" вызвана отсутствием качественных долгосрочных прогнозов при обилии концепций долгосрочного развития и их "оторванности" от конституционных ориентиров. Так, наиболее концептуальным и перспективным в настоящее время документом является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

При всех ее достоинствах, в частности в деле комплексного охвата различных сфер жизнедеятельности, в целом данный документ "обходит стороной" конституционно-ценностную основу правового регулирования, не охватывает концептуальные сюжеты будущего развития государства, в том числе после окончания так называемого переходного периода.

Необходимо наличие юридической стратегии законодательного развития, что способствовало бы эффективному правовому регулированию, позволило бы избежать совершения будущих ошибок в правотворчестве и правоприменении, устранило бы риски конституционных нарушений.

Важным направлением повышения эффективности законодательного регулирования и обеспечения его стабильного поступательного развития может стать принятие федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации, который позволит преодолеть юридические противоречия между законом и иными правовыми актами, предотвратить нарушения законности в деятельности государственных органов, бизнес-структур и иных организаций, укрепить гарантии реализации прав и законных интересов граждан. Процессы правотворчества и правоприменения получат прочную нормативную базу, отражающую в полной мере принципы Конституции РФ и современного международного права.

Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в инициативном порядке подготовлен проект федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации". Он содержит следующие концептуальные положения:

- разработаны нормативные характеристики системы понятий, имеющих отношение к правовой сфере государства;

- предложены определения правовых актов и нормативных правовых актов; обоснована система нормативных правовых актов как комплекс связанных и взаимодействующих законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ;

- предлагается органическое соединение процесса правотворчества и процесса правоприменения, что позволит видеть все стадии движения нормативных правовых актов - от зарождения идеи и концепции и принятия документа до его реализации; разработаны способы обоснованного соотношения национально-правовых и международно-правовых актов;

- даны юридические характеристики новейших способов определения эффективности нормативных правовых актов, включая прогнозирование, мониторинг и оценку регулирующего воздействия; определены нормативные способы (каналы), направленные на активное и содержательное участие граждан и широкой общественности в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации нормативных правовых актов; отражены легальные основания использования новейших информационных технологий в правотворчестве и правоприменении .

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Республику Крым и город федерального значения Севастополь, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014, в "Собрании законодательства РФ", 14.04.2014, N 15, ст. 1691. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2014, в "Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851.

2. Боголюбов С.А. Культура законодательной техники // Журнал российского права. 2006. N 10.

3. Власенко Н.А. Разумность и право: связь явлений и пути исследования // Журнал российского права. 2011. N 11.

4. Гаджиев Г.А. Принцип правовой определенности и роль судов в его обеспечении. Качество законов с российской точки зрения // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4.

5. Колотилин А.В. Стабильность правовой и политической системы современной России как кардинальный фактор возрождения и развития государства // URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/614.pdf.

6. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010.

7. Лазарев В.В. Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика) // Lex Russica. 2013. N 2.

8. Нормотворческая юридическая техника / Под ред. Н.А. Власенко. М., 2011.

9. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

10. Рафалюк Е.Е. Концепция законопроекта "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" // Журнал российского права. 2012. N 8. С. 121 - 125; О проекте Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" // Журнал российского права. 2013. N 3; проект Закона о нормативных правовых актах (инициативный законопроект). М., 2013.

11. Системное толкование норм права / В.А. Толстик, Н.Л. Дворников, К.В. Каргин. М.: Юриспруденция, 2010.

12. Тихомиров Ю.А., Андриченко Л.В. Проблемы развития законодательства субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 3.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста
  2. Кадровая политика ЗАО "Русский Хром 1915"
  3. Российско-иранские отношения в начале 20 века
  4. Управление конфликтами в организации
  5. Правоотношения в сфере материального обеспечения граждан, имеющих детей
  6. Культурный шок
  7. Использование динамических и статистических методов в исследовании роли политического лидера
  8. Источники победы в Великой отечественной войне
  9. Философия права Георга Гегеля
  10. Учение о душе в труде свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Дух, душа, тело
  11. Модернизация системы учета тепловой энергии жилого дома
  12. Взаимодействие органов представительной и исполнительной власти муниципального образования
  13. Лазерные технологии
  14. Технические средства автоматизации и управления
  15. Анализ и изучение источников поступления товаров на предприятие, на примере ООО «ЛУКОШКО»
  16. Социальное обеспечение
  17. Функции финансов организаций (корпораций)
  18. Атомные электростанции
  19. Роль и место социально-культурной деятельности в духовном развитии общества
  20. Международное право
  21. Судебные системы современности. Специализированные судебные органы в современном мире
  22. Арбитражный процесс задачи
  23. Разработка технологичского процесса получения экстракта гризеофульвина мощностью 6500 кг/год. по годовому продукту с учетом требований ГОСТ 52249-09 (GMP).
  24. ОБРАБОТКА МАТРИЦ ВО FREEPASCAL
  25. Государственное управление как система
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: