Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Влияние игры на развитие памяти





Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста 7

1.1 Память: определение, функции и виды 7

1.2 Развитие памяти у детей дошкольного возраста 10

1.3 Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста 13

1.4 Классификация дидактических игр развивающих память детей младшего дошкольного возраста 18

Выводы 19

Глава 2. Применение дидактических игр в системе работы по развитию памяти 21

2.1. Характеристика группы детей принимающих участие в исследовании 21

2.2 Проведение развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию памяти при помощи дидактических игр 30

2.3 Комплекс дидактических игр по совершенствованию познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста 39

2.4 Повторное обследование детей с сравнение результатов 45

Выводы 49

Заключение 50

Список использованной литературы 52

Приложения 55

Введение

Актуальность темы исследования, её значимость. Данное исследование посвящено проблеме «Дидактическая игра как средство развития памяти детей младшего дошкольного возраста», основной целью которых является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Роль памяти очень велика в жизни человечества. Она хранит бесценный опыт его исторического развития, ей обязаны люди своими достижениями во всех областях знаний, их преемственностью. Все что создано на Земле, создано с помощью мысли и памяти.

Человеческая память постоянно находится в состоянии непрерывного изменения. Отсюда и актуальность этой темы. Ведь благодаря памяти мысли, чувства, стремления действия из опыта прошлого не исчезают бесследно, а остаются как те или другие представления.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так, как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

У каждого человека память работает по-своему в зависимости от индивидуальной ее особенности. Анализируя факты, взятые из различных источников, приходишь к выводу, сколько еще необъяснимого и непонятного кроется в этом психическом процессе – называемым памятью.

Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Проблема исследования: возникает противоречие между необходимостью развития памяти детей младшего дошкольного возраста и неразработанностью условий использования дидактической игры в практике дошкольных учреждений.

Объект исследования: развития памяти детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития памяти детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявление условий, при которых дидактическая игра будет средством развития памяти детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с намеченной и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие конкретные задачи:

- определить значение развития памяти у детей младшего дошкольного возраста;

- изучить методику развития памяти у детей младшего дошкольного возраста;

- исследовать значение дидактических игр для развития памяти ребенка дошкольника;

- рассмотреть классификацию дидактических игр развивающих память детей младшего дошкольного возраста;

- изучить уровень развития памяти у детей младшего дошкольного возраста;

- экспериментально провести развивющую работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию памяти при помощи дидактических игр; стр.

- провести анализ проделанной работы.

В основу настоящего исследования была положена гипотеза, что развитие памяти детей младшего дошкольного возраста, будет более эффективно, если будет разработан комплекс дидактических игр, при которых ребенок будет получать как можно больше самостоятельности, действуя в определенной ситуации или с определенными предметами.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), наблюдение (прямое, косвенное, включенное); изучение и обобщение педагогического опыта.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты основные характеристики ведущих понятий в деятельности МДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике дошкольных учреждений, а его выводы могут послужить основой для практических рекомендаций по совершенствованию содержания деятельности МДОУ по формированию развития памяти детей младшего дошкольного возраста и неразработанностью условий использования дидактической игры в практике дошкольных учреждений, и могут быть внедрены в систему повышения квалификации педагогов.

Заключение

По признанию специалистов всего мира возраст младшего дошкольника – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. Развитие памяти, внимания, речи, общих способностей детей – главная задача дошкольных учреждений.

Память - когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.

Дошкольный период - эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.

Раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер.

У детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.

У младших дошкольников единственная форма работы памяти - непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и, конечно же, не применяет для этого специальных приемов.

В дошкольном возрасте значительно усовершенствуются возможности развития познавательной деятельности детей, от правильного использования которых существенно зависит общий уровень психического развития ребенка. Наиболее эффективным средством развития памяти, соответствующим возрастным особенностям дошкольников является дидактическая игра, в рамках которой у детей актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать.

Реализация дидактической игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений вызвана, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью детей и при этом она ещё служит одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Из этого следует, что дидактическая игра включает в себя две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Практическая часть дипломной работы была посвящена разработке и апробации цикла дидактических игр для младших дошкольников. Предварительная диагностика показала, что у многих детей уровень развития памяти находится на довольно низком уровне. В связи с этим на формирующем этапе эксперимента был разработан и проведен цикл занятий, включающий в себя различные дидактические игры и посвященный развитию памяти детей младшего дошкольного возраста.

Повторная диагностика показала, что данные занятия были эффективными, что делает выдвинутую в работе гипотезу о том, что развитие памяти детей младшего дошкольного возраста, будет более эффективно, если будет разработан комплекс дидактических игр, при которых ребенок будет получать как можно больше самостоятельности, действуя в определенной ситуации или с определенными предметами.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.

2. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 2009. – 173 с.

3. Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе: Учеб. Для студентов пед. вузов. – 2-е изд., исправ. Испр. доп. – М.: «Начальная школа», - 2012. – 160 с.

4. Выготский, Л.С. Эйдетика. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. – М., «ЧеРо», 2002. – 256 с.

5. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, МЛ. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Академия, 2009. – 340 с.

6. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001. – 280 с.

7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология/под ред. И.В. Дубровиной. М.: ACADEMA, 2005 – 460 с.

8. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспит. дет. сада / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1993. – 271 с.

9. Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада: Пособие для воспитателей ДОУ. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. - 168 с.

10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб.: Питер. 2004. – 480 с.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). — М.: Высшая школа, 2008. – 220 с.

12. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2008. – 992 с.

13. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте (представлено В.В. Давыдовым).- Вопросы психологии, 2008, №2. – С. 24-31.

14. Локтионова А. В. Игровая среда современного ребенка // Московский психотерапевтический журн. - 2007. - № 1. - С.40.

15. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 2002. – с. 116-117.

16. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 2008. - 272 с.

17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с..

18. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. — М.: Педагогика, 2006. – 311 с.

19. Опарина М.В. Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 190 с..

20. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, 2009. – 272 с.

21. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития/ под ред.А.А. Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.

22. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе - М.: ПитерКом, 2008 - 160с.

23. Роль игры в детском саду/под ред. А. П. Усовой, М.: Просвещение, 2007 – 96 с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. -720 с.

25. Рябкова И.В. Изучение личностных особенностей первоклассников и их социально-психологической адаптации: Методические рекомендации. – Нижний Новгород, 2006. - 11 с.

26. , Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб.: Речь, 2006.- 384 с.

27. Смирнова А.Н. Индивидуальные особенности памяти. – М.: Олма-пресс, 2011 – 399 с.

28. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Педагогика, 2007. – 211с.

29. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группа). Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2009. – 96 с.

30. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов на Дону. 2009 – 672 с.

31. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – 10-е издание. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.

32. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн. : Народная асвета, 2006. - 125 с

33. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст / Сост. И.В.Дубровина и др. — М.: Просвещение, 2009. – 198 с.

34. Шерешик, Н.Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00. Омск , 2005 - 219 с.

35. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. -360 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. вклад в теорию управления Тейлора
  2. Основный принципы охраны здоровья граждан , и право граждан в области охраны здоровья
  3. Материльная и духовная культура народов КЧР
  4. Правонарушение понятие, состав и виды
  5. Методы и приёмы терминологической работы
  6. Психологические особенности в преподавании истории
  7. Организация транспортной системы на примере Ленинградской области
  8. Семиотика моды по Ролану Барту, книги системы моды статьи по семиотике культуры
  9. Институт государственной службы в системе государственного управления
  10. Ледники
  11. Активные методы обучения информатике в организации самостоятельной работы обучающихся основной школы
  12. Гостиница "Гранд Отель Европа"
  13. Система управления персоналом предприятия в современных условиях (на примере ООО АШАН)
  14. Валюта и ее влияние на экономику
  15. Психология- Психика и деятельность
  16. Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся
  17. Трудовая пенсия по старости
  18. Следователь Следственного комитета РФ
  19. Учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Пожарный Максимум».
  20. Влияние игры на развитие памяти
  21. Структура правления в императорском периоде древнего Рима
  22. Межполушарная асимметрия и психические функции
  23. Особенности управления персоналом в начальной школе
  24. Понятия личности и индивида в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
  25. Основные этапы эволюции бального танца от зарождения до современности
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: