Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в нашем обществе процессами реформирования системы федеративных отношений. Развитие этих процессов включает в себя одновременно несколько разнонаправленных тенденций: с одной стороны, речь идёт о повышении уровня самостоятельности субъектов РФ в реализации социально-экономической политики и осуществлении государственной власти на региональном уровне, а, с другой, о построении единой и непротиворечивой системы государственной власти, основанной на конституционном принципе единства Российской государственности, выстраивании единой вертикали исполнительной власти, обеспечении единства правовой системы России. Анализ событий последних двух лет позволяет сделать вывод о постепенном преобладании второй из указанных тенденций. Не случайно, выступая 3 апреля 2001 года с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «по-настоящему сильное государство - это еще и прочная Федерация. Сегодня уже можно сказать, период расползания государственности - позади. Дезинтеграция государства остановлена»[1].
При проведении преобразований, направленных на укрепление российской государственности, следует исходить, во-первых, из нерушимости самого принципа федеративного устройства Российской Федерации, а во-вторых, из закреплённого в статье 5 Конституции РФ принципа равноправия субъектов Российской Федерации как между собой, так и во взаимоотношениях с федеральной властью. Именно поэтому концептуальным началом преобразований, проводимых в области федеративных отношений, является тенденция к выравниванию не только юридического, но и фактического, в частности социально-экономического, статуса субъектов Российской Федерации.
В качестве относительно самостоятельных государственных образований в составе Российской Федерации субъекты РФ обладают рядом правовых характеристик, в числе которых - наличие собственной системы органов государственной власти, своей системы законодательства. Уникальность нашей федеральной системы законодательства (и правовой системы в целом) заключается в комплексной структуре, включающей в себя как общефедеральный уровень законодательных актов, так и уровень субъектов РФ.
Актуальность исследования института законодательной компетенции субъектов Российской Федерации определяется уже тем обстоятельством, что Конституция Российской Федерации весьма лаконично, предельно обобщенно регламентирует соответствующие вопросы, предоставляя высокий уровень самостоятельности самим субъектам Российской Федерации. При этом реальные социально-политические условия становления и развития региональной государственности на базе новых принципов российского федерализма породили весьма многообразную практику законотворческого процесса в субъектах РФ.
Без ее изучения, понимания природы законодательных полномочий, механизма их реализации в субъектах РФ невозможно ни эффективное законотворчество, ни последовательная реализация принятых законов. Сама жизнь показала, что решение проблем законотворчества субъектов РФ является важнейшим условием построения правовой демократической государственности в России.
Актуальность и новизна соответствующей проблематики в особой степени касается краев, областей как территориальных субъектов РФ, которые, в отличие от республик, получили возможность собственного законотворчества лишь с подписанием Федеративного договора и принятием Конституции РФ 1993 года.
Именно поэтому законодательные полномочия и законотворческая деятельность областей, краев как субъектов РФ нуждаются в глубоком, внимательном изучении с позиций соответствия региональных моделей организации и функционирования законодательной власти не только букве Конституции 1993 года, но и ее духу, сущностному содержанию конституционного строя Российской Федерации.
Объектом исследования является законодательная власть как особая функция федеративного государства и его государственных образований, компетенционная характеристика законодательной власти субъектов РФ, а также широкая сфера общественных отношений, в которых реализуется законодательная компетенция краев, областей как территориальных субъектов Российской Федерации.
Предмет исследования составляют конституционно-правовые основы формирования законодательной компетенции территориальных субъектов РФ, организационные, процедурно-процессуальные начала ее реализации в ходе законодательной деятельности[3].
Исследование основано на всестороннем подходе к законотворческим полномочиям областей (краев) как субъектов РФ, попытке осветить данный процесс как с точки зрения теоретических выводов о законодательной компетенции как институционно-правовой основе становления и развития области (края) как субъекта РФ, принципах разграничения законодательной компетенции между РФ и ее субъектами, правовом регулировании законодательной компетенции области (края), так и в свете современной практики законотворческой деятельности, её организации и результатов осуществления в территориальных субъектах РФ, в том числе на основе опыта функционирования федеральных округов и их государственных структур.
Цели и задачи исследования: главной целью настоящего исследования является анализ законодательной компетенции территориальных субъектов Российской Федерации как неотъемлемого элемента их нового конституционно-правового статуса, выявление проблем реализации законотворческих полномочий субъектов РФ, связанных как с недостатками правового регулирования соответствующих сфер общественных отношений, так и с деформациями, привносимыми региональной практикой законотворческой деятельности в территориальных субъектах РФ, а также выработка рекомендаций для правотворческих и правоприменительных органов, направленных на решение указанных проблем и укрепление российского федерализма.
В соответствии с целью определены и конкретные задачи исследования:
проанализировать Конституцию Российской Федерации, уставы территориальных субъектов Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов России в части регламентации организации и функционирования законодательной власти субъектов РФ, изучить опыт организации и деятельности законодательных органов соответствующих субъектов РФ;
раскрыть юридическую природу института законодательной компетенции области, края и проанализировать порядок разграничения соответствующих компетенционных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами применительно как к предметам их совместного, так и самостоятельного ведения;
исследовать юридические формы, организационные и процедурно-правовые механизмы реализации законодательной компетенции областей, краев как субъектов Российской Федерации;
изучить деятельность государственных органов, в чьи функции входит обеспечение единства и непротиворечивости правового пространства РФ, обеспечение соответствия федеральных нормативных актов и актов субъектов РФ (органы юстиции, органы судебной власти);
подвести предварительные итоги законотворческой деятельности территориальных субъектов РФ в период с 1992-го года по настоящий момент, выявить закономерности, тенденции и перспективы в развитии законотворческой деятельности субъектов России, сформулировать рекомендации по ее совершенствованию[4].
Степень научной разработанности темы, а также источниковедческую базу исследования необходимо оценивать с учетом комплексного характера проблемы. Многие рассматриваемые в диссертации вопросы предполагают необходимость их анализа в единстве конституционного и общетеоретического подходов к уяснению сути теории разделения властей по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и по вертикали (государственная власть РФ, государственная власть субъектов РФ, муниципальная власть) и выявлению закономерностей функционирования законодательной власти субъектов федеративного государства на основе использования научных достижений теории государства и права, конституционного, административного, других отраслей права, политологии, философии, социологии и т.д.
Источниковедческую базу исследования составляют конституционное и текущее отраслевое законодательство Российской Федерации и ее субъектов (включая новейшие законы, которые пока еще не были предметом специальных научных исследований), регламенты федеральных и региональных законодательных органов, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, конституции зарубежных стран, современная законотворческая практика субъектов РФ, и в первую очередь территориальных субъектов Южного федерального округа - Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краёв, - а также справочные и аналитические материалы. Кроме того, в ряде случаев диссертант обращался к законопроектам, а также к ранее действовавшим нормативным актам. Особое внимание автор уделял правовым позициям, выраженным в постановлениях и определениях Конституционного суда Российской Федерации.
При исследовании указанной проблематики автор в той или иной степени обращался к нормативно-правовой базе большинства территориальных субъектов РФ, что позволило сделать выводы и предложения, касающиеся различных проблем законодательной компетенции и ее реализации на региональном уровне. Работа проводилась с использованием автоматизированных поисковых систем законодательства
Методологическую основу настоящей работы составляют современные общенаучные и специальные методы познания. В числе общенаучных методов - исторический, логический, структурно-системный, функциональный, а также общефилософский диалектический метод познания. Из специальных методов диссертантом использовались методы статистического исследования, моделирования, сравнительного правоведения. Особую значимость для целей настоящего исследования имеет сравнительно-правовой метод[4].
Научная новизна исследования проявляется как в подходе к исследованию поставленной проблемы, так и в предлагаемых решениях ряда конкретных вопросов, что находит выражение в основных положениях и выводах, разработанных автором и выносимых им на защиту:
1. Предлагается авторское понимание законодательной компетенции территориальных субъектов РФ как конституционно-правового института, отражающего специфические характеристики законодательной власти области (края) как одной из ветвей государственной власти в ее компетенционном измерении. При этом обосновывается позиция, согласно которой законодательная компетенция областей, краев является неотъемлемой частью их правового статуса как субъектов Российской Федерации, обладающих признаками государственных образований.
2. Государственно-правовая природа статусных характеристик областей, краев как территориальных субъектов Российской Федерации оказывает прямое влияние на формирование и реализацию института законодательной компетенции области, края, на основания и механизмы разграничения полномочий соответствующих субъектов РФ с Федерацией в сфере законотворчества, способы распространения федеральных правовых актов на территории субъектов, механизмы обеспечения соответствия их актов федеральной Конституции и федеральным законам при одновременном признании приоритета актов субъектов Федерации по вопросам их ведения.
3. Сравнительный анализ законодательных (представительных) органов территориальных субъектов РФ как с точки зрения нормативно-правовой базы, так и организационных структур, процедур реализации законодательных полномочий позволяет выявить общее и особенное в данной сфере конституционного развития новых субъектов РФ. На этой основе определяются наиболее рациональные внутренние структуры законодательных органов, эффективные организационные формы их деятельности и одновременно выявляются отклонения от федерального законодательства в организации деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ.
4. Диссертант по-новому определяет систему принципов разграничения законотворческой компетенции между Российской Федерацией и территориальными субъектами, анализирует особенности их правового закрепления и нормативное содержание, вытекающее как из федерального и регионального законодательства, так и из соответствующих решений Конституционного Суда РФ; на этой основе определяются основные уровни правового регулирования отношений по разграничению законотворческой компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ, способы такого разграничения[4].
5. Безусловное признание конституционной природы Российской Федерации не исключает, по мнению автора, определенного значения договорных процессов конкретно-целевого направления, в частности по разграничению отдельных предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, что должно рассматриваться не в противовес конституционному характеру Федерации, а в качестве условия укрепления федеративных начал в законотворческом процессе и в развитии российской правовой системы в целом.
6. Особое значение имеет разграничение законотворческих полномочий Российской Федерации и её субъектов в сфере предметов совместного ведения. Диссертантом обосновывается точка зрения, согласно которой данная сфера должна рассматриваться как область «кооперативного», основанного на тесном сотрудничестве, а не конкурирующего законотворчества Российской Федерации и её субъектов, в связи с чем представляются реальными перспективы развития и самой природы Российской Федерации, обретения ею качеств кооперативного федерализма. Отказ же от законотворческих предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов в конкретно-исторических условиях современной России представляется нереальным и нецелесообразным.
7. Перспективы дальнейшего развития законотворческой деятельности областей, краев во многом связаны с совершенствованием «вертикальных» (отношения с федеральными органами государственной власти) и «горизонтальных» механизмов взаимодействия. К последним относится, прежде всего, взаимодействие областных (краевых) органов законодательной власти с органами исполнительной власти на различных стадиях законодательного процесса (рассматриваемого в диссертации в широком смысле этого понятия), повышением роли органов юстиции субъектов Федерации и федеральных округов, на что нацелены в том числе и авторские рекомендации, выработанные по итогам исследования[6].
Практическая значимость и апробация результатов исследования. Практическая значимость настоящего исследования состоит в обосновании рекомендаций и предложений автора по дальнейшему совершенствованию правовых основ формирования и реализации законодательной компетенции областей (краев) как субъектов Российской Федерации, а также по развитию и совершенствованию механизмов участия органов государственной власти субъектов РФ в общефедеральном законотворчестве. Проведенный в диссертации анализ норм Конституции, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и других правовых актов, регулирующих законотворческую деятельность субъектов РФ, делает возможным использовать соответствующие положения диссертации в правотворческом процессе, а также в качестве практического пособия для работников законодательных и правоприменительных органов и иных должностных лиц органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. Основные выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в научной и учебной юридической литературе, в преподавании курса конституционного (государственного) права и спецкурсов в юридических вузах.
Диссертационная работа подготовлена на кафедре муниципального права и управления Ростовского государственного университета, где были проведены её обсуждение и рецензирование. Результаты исследования были отражены автором в научных публикациях, включая монографическую работу.
Сформулированные в диссертации выводы нашли широкое применение в практической деятельности автора и возглавляемого им Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу, а ранее - Главного управления юстиции при Администрации Ростовской области. Кроме того, основные теоретические положения были апробированы в процессе учебных занятий на юридическом факультете и в Институте права и управления Ростовского госуниверситета, выступлениях автора на научно-практических конференциях в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Волгограде.