Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Взаимосвязь тревожности и самооценки у молодых незамужних женщин зрелого возраста





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ 6

1.1 Сущность и основные понятия самооценки 6

1.2 Теоретические особенности проявления тревожности 22

2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ У МОЛОДЫХ НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 38

2.1Общая характеристика и направления исследования 38

2.2 Основные направления психологического консультирования по проблеме 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

ЛИТЕРАТУРА 56

ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Введение

Проблема развития индивида, становление его как личности – кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.

Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

Актуальность исследования обусловлена рядом объективных и субъективных факторов, сложными социальными и экономическими преобразованиями, происходящими в современном обществе. Очевидно, что в настоящее время обозначилась тенденция рационального отношения к жизни, а также негативной установки по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека. На первый план в среде социума выходят материальные ценности, которые заставляют человека больше работать и меньше находиться со своей семье, более того круговорот современного мира вообще «отворачивает» человека от желание семью создавать. Все это находит отражение в образе современного «преуспевающего» человека – человека, лишенного семьи, и женщины в этом смысле не исключение. Увеличивающееся количество разводов, матерей одиночек, которые никогда не были замужем, заставляет исследовать проблему психологического состояния одинокой женщины, в нашем случае в зрелом возрасте.

Сегодня все больше женщин сознательно выбирают одиночество. Число мужчин, отказывающихся создать семью, и соответственно одиноких женщин среди городских жителей развитых стран медленно, но уверенно растет, примерно на 0,1% в год: если в 1970 г. незамужних зрелых женщин в Москве насчитывалось около 30%, то сегодня – 35%, и рост продолжается.

Вместе с тем, современные психологические исследования доказывают, что жизнь вне семьи особенно плохо сказывается на психике женщины.

Проблемами изучения самооценки и тревожности в науке занимались следующие исследователи: А. Н. Леонтьев, Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева, К. Изард, Г. Берже, Н. И. Красногорский, B. C. Мерлин, Ф. С. Алексеева, И. В. Дубровина, Я. Корчак, A. A. Крылов, И. Я. Лернер, А. Х. Пашина, A. M. Прихожан, И. В. Солодовникова и др.

Изучением взаимосвязи тревожности и самооценки у молодых одиноких женщин зрелого возраста исследователи не занимались.

Цель исследования – изучить взаимосвязь тревожности и самооценки у молодых незамужних женщин зрелого возраста.

Гипотеза – одинокие женщины периода ранней зрелости обладают, в частности, следующими особенностями: заниженной самооценкой и более высоким уровнем тревожности по сравнению с замужними сверстницами.

Объект исследования: эмоциональная сфера.

Предмет: особенности взаимосвязи тревожности и самооценки у молодых незамужних женщин зрелого возраста.

Задачи:

1. рассмотреть сущность и основные понятия самооценки;

2. определить возрастные особенности проявления тревожности;

3. дать общую характеристику и направления исследования;

4. провести экспериментальное исследование и на основании полученных результатов сделать вывод о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, тестирование, эксперимент.

Заключение

В ходе исследования были использованы следующие методики: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора, методика изучения самооценки Т. Дембо-С.Рубинштейна, экспресс-диагностика уровня самооценки.

По результатам эксперимента мы констатировали, что повышенная тревожность у одиноких женщин зрелого возраста свидетельствует о заниженной самооценке.

Таким образом, цель нашего исследования по изучению взаимосвязи тревожности и самооценки у молодых незамужних женщин зрелого возраста – достигнута, задачи реализованы. Гипотеза о том, что незамужние женщины зрелого возраста с высоким уровнем тревожности обладают заниженной самооценкой – подтвердилась.

Список литературы

1. Авдеев Д.А. Депрессия - как страсть и как болезнь. М.: Мир, 2008

2. Алексеева, Ф. С. Формирование эмоциональной сферы студента – будущего педагога в процессе профессиональной подготовки: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ф. С. Алексеева. – Калининград, 2002. – 192 c.

3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды в 2 томах / Б. Г. Ананьев / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. – М.: Просвещение, 1980. – т.1. – 410 с.

4. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека / А. А. Бодалев. – М.: Флинта, 1998. – 168 с.

5. Вертоградова О.П. К проблеме депрессии в общемедицинской практике // Депрессии в амбулаторной и общесоматической практике. - М., 2008.

6. Воликова С.В. Семейные факторы депрессивных расстройств // в сб.: Психология: современные направления междисциплинарных исследований. - М.: Институт психологии РАН, 2003.

7. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов – М.: Гардарики, 2005. – 512 с.

8. Гамезо, М. В. Возрастная психология. Личность от молодости до старости / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. – М.: Пед. общ-во России, 2001. – 272 с.

9. Голдберг Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. К.: Сфера, 1999. - 256 с.

10. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.

11. Гребенюк, О. С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 2000. – 572 с.

12. Данников Н.И. Бессонница, депрессия, невроз. М.: Рипол Классик, 2007.

13. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. – М.: МПСИ, 2006. – 310 с.

14. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, - 2006 - 464 с.

15. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Просвещение, 1980. – 260 с.

16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 783 с.

17. Исследование тревожности (Ч. Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.

18. Каплан Г.И., Седок Б.Дж. Клиническая психиатрия. - под ред. Дмитриева. - М.: Медицина, 1999.-421с.

19. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11-ое изд.: Питер, 2004.- 345с.

20. Кертисс А. Выход из депрессии. Москва: Столица-Принт, 2008. – 384 с.

21. Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и техника, 2007. – 240 с.

22. Ковпак Д.В., Третьяк Л.Л. Депрессия диагностика и методы лечения. Техника релаксации на DVD. – СПб: Наука и техника, 2009. – 320 с.

23. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. 4-е издание. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 640 с.

24. Кооб О. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. М.: Энидентис, 2010.

25. Корнетов Н.А., Сорокина А.В. Коморбидность тревожных и депрессивных расстройств // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9

26. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

27. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. – М.: Знание, 1973. – 210 с.

28. Лоуэн А. Депрессия и тело. – М.: Психотерапия, 2010. – 312 с.

29. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. – М.: Знание, 1982. – 175 с.

30. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с.

31. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.

32. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. - Спб.: Питер, 1998.-367с.

33. Полев, А. Мир состоит из холостяков / А. Полев // Психологическая газета. – 2005. - № 4. – С. 12-15.

34. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб: Речь, 2001. – 688 с.

35. Рейковский, Януш. Исследования выражения эмоций / Я. Рейковский // Психология мотивации и эмоций: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 751 с.

36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

37. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии / Л. М. Семенюк. – М.: МПСИ, 2003. – 400 с.

38. Словарь психолога-практика /состав. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.

39. Солодникова, И. В. Самореализация личности в зрелом возрасте: автореф. дисс. ... доктора социол. наук / И. В. Солодовникова. – М., 2007. – 110 с.

40. Солодовникова, И. В. Взгляды на возраст человека в различные исторические эпохи / И. В. Солодовникова // Журнал практического психолога. – 2005. - № 6. – С.39-52.

41. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 376с.

42. Табеева Г. Р. Соматические проявления депрессии // Соnsilium-mеdiсum. -2008.- № 1.

43. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, Флинта, 1999. – 320 с.

44. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологи. - 2009. - № 2.

45. Чабан О. С., Хаустова Е. А. Терапия депрессивных и тревожно-депрессивных расстройств легкой и умеренной степени // Здоровье -. 2006.- № 3.

46. Ширман А. Депрессия и методы ее лечения. М.: Деконт Плюс, 2009.

47. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 295 с.; Солодовникова, И. В. Э. Эриксон: концепция жизненного пути человека // Молодежь и современный мир. – М.: Институт Молодежи, 1991. – С.184-191.

48. httр://www.sсhizа.оrg/viеwtорiс.рhр?f=160&t=2493&stаrt=10

49. httр://рsy.рitеr.соm


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Агрессия и особенности мотивации субъекта
  2. Культурный шок
  3. Послевоенный мир
  4. Джон Локк и его педагогические учения
  5. Цены и тарифы
  6. Технология осадкогелеобразующих реагентов («КОГОР») и ее модификация. Объект - Ардатовское месторождение
  7. Выбор стали для упругих элементов, работающих в агрессивных средах
  8. Правительство РФ. Функции, полномочия и ответственность
  9. Омская область
  10. Файловые системы
  11. Жизненный цикл
  12. Виды правовых исследований
  13. Права и обязанности собственника жилого помещения и членов его семьи
  14. Понятие и виды политического(государственного) режима
  15. Деловое письмо
  16. Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения по защите права интеллектуальной собственности, а также научные публикации
  17. Программирование, расчет значений и построение графика тригонометрической функции на заданном интервале
  18. Современные теории происхождения государства
  19. Обзор интерактивных учебных материалов
  20. Отчет о выполнении учебного плана
  21. Генпрокуратура РФ состав и компетенции
  22. Сергей Андреевич Муромцев ученый, педагог, государственный деятель
  23. Конституция Германской Империи 1871 г, структура, содержание, значение
  24. Психологические аспекты переживания кризиса тридцатилетия у мужчин и женщин
  25. Преддипломная производственная практика
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: