Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7

1.1. Информация как составляющая современного информационного общества 7

1.2. Особенности информатизация образования на современном этапе 15

1.3. Методические подходы к определению информационной грамотности учащихся 22

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32

2.1. Содержание информационной деятельности и сущность информационных потребностей 32

2.2. Суть и составляющие информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности 41

2.3. Источники формирования информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности 45

2.4. Методика формирования умений и навыков работы с информацией 47

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА 85

3.1. Способы и приёмы работы с информацией в начальной школе 85

3.2. Система заданий, формирующая информационную грамотность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения 87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101

Введение

Актуальность исследования. Реформирование образования в Российской Федерации осуществляется в условиях глубокого проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) почти во все сферы человеческой деятельности. ИКТ становятся мощным катализатором и показателем научно-технического развития общества.

В условиях бурного развития ИКТ общество постепенно приближается к новому, информационному этапу своего развития, в котором особое значение приобретает умение работать со средствами ИКТ и использовать их в повседневной деятельности. Согласно ФГОС, внедрение новейших ИКТ во все сферы общественной жизни и развитие информационного общества является одним из приоритетных направлений государственной политики, а уровень современного образования должен соответствовать существующему социальному заказу. От уровня информационной грамотности подрастающего поколения зависит в будущем научный, технический и производственный потенциал нашей страны.

ИКТ существенно влияют на содержание, формы, методы и средства обучения, но их интенсивное развитие, в частности, развитие функциональных возможностей опережает развитие методов использования этих средств в учебном процессе, особенно в начальной школе. Появилось противоречие между возможностями и методами развития информационной грамотности в учебном процессе. В решении этого противоречия важное место занимает формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

Методика внедрения элементов информационной грамотности в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, теория и опыт разработки педагогических программных средств и использования в учебном процессе, принципы и методы обучения с использованием компьютера освещены в работах В. Ю. Быкова, Р. Вильямса, А.М. Гуржий,

Ю.А. Дорошенко, А.П. Ершова, М.И. Жалдака, Ю.А. Жука, В.В. Лапиньским, В.М. Монахова, И.П. Пидласого, А.В. Спиваковского и других.

Однако, темпы развития ИКТ опережают научные достижения в этой области. Противоречие между возможностями формирования информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности. и степени разработки методов их использования в учебном процессе требует активизации научных исследований в определении понятия информационной грамотности и поиска содержания, форм, методов и средств ее формирования.

Объект исследования - информационная грамотность младшего школьника в учебной деятельности.

Предмет исследования – процесс формирования информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке системы по формированию информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

Задачи исследования состоят в следующем:

1. Изучить научно-практические подходы к проблемам информационной грамотности учащихся.

2. Проанализировать содержание информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

3. Определить способы и приёмы работы с информацией в начальной школе.

4. Разработать систему заданий, формирующую информационную грамотность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения.

Методологическими основами исследования стали научные положения теории познания о всеобщей связи и взаимообусловленность явлений окружающей действительности, о процесс восприятия и усвоения личностью научных понятий, о формировании умений и навыков мыслительной деятельности, о взаимосвязи теории и практики, выводы и положения отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; идеи современных концепций обучения и новых педагогических технологий.

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической методической, дидактической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение опыта; эмпирические - анкетирование, беседы и др..

Экспериментальной базой исследования является Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 54 Центрального округа г. Москвы.

Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые теоретически обоснована необходимость формирования у учащихся младших классов элементов информационной грамотности, определены приоритетные направления и педагогические условия их формирования на начальном этапе образования, разработано содержание и теоретически обоснованы формы, методы и средства формирования элементов информационной грамотности младших школьников с использованием междисциплинарного подхода.

Практическое значение полученных результатов заключается в том , что разработанные рекомендации и задания по формированию информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности могут быть использованы в подготовке научно-методических рекомендаций по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся начальных классов, для подготовки и написания специальных методических пособий по изучению элементов информационной грамотности, а также учителями в практике работы современной школы (на уроках и факультативах) в младших классах. Разработаны дидактические материалы могут быть использованы преподавателями и студентами высших педагогических учебных заведений России и в системе переподготовки и повышения квалификации учителей начальной школы .

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем дипломной работы составил 108 страниц. Основное содержание изложено на 102 страницах. Работа содержит 2 таблицы и 6 рисунков. Список использованных источников составляет 62 наименования.

Заключение

Школьное образование в Российской Федерации последних лет претерпело существенных изменений. Теперь главная задача ученика не механическое накопление знаний, а приобретение умения искать информацию, ориентироваться в разнообразии информационных ресурсов, подбирать нужно и критически оценивать полученные результаты. Кроме того, он должен уметь самостоятельно создавать информацию и транслировать ее, используя современные электронные технологии. Всего этого школьники могут и обязаны научиться на занятиях в СОШ.

Важность проблем связанных с формированием информационной кграмотности определяется ролью научно-технического прогресса в современном мире. Характерным признаком этого прогресса является информатизация общества, одна из особенностей которой заключается в том, что повседневная деятельность на основе полного, динамического и своевременного знания является не уделом избранных, а потребностью каждого. Работа с управляемой и однообразной информацией все больше становится разнообразной и творческой и реализуется в компьютерном окружении. Итак, информационная грамотность предопределяет дальнейшее развитие человеческой цивилизации в целом.

Итак, в рамках данного исследования рассматривался вопрос о формировании информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности и были решены следующие зачади:

1. Изучены научно-практические подходы к проблемам информационной грамотности учащихся.

2. Проанализировано содержание информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

3. Определены способы и приёмы работы с информацией в начальной школе.

4. Разработана система заданий, формирующую информационную грамотность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения.

На основе проведенного исследования можно сделать ряд концептуальных выводов.

В ходе анализа соответствующей литературы подтвердилось предположение о том, что в подавляющем большинстве учебных заведений главным источником получения новых знаний на уроках в младшей школе является устное преподавание и объяснение учителей, методы работы с учебной литературой. Диалог с компьютерами, выполнение целенаправленной системы практических работ получили незначительное распространение.

В рамках данного исследования был проведен анализ системы работы с информацией на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Средняя общеобразовательная школа № 54 Центрального округа г. Москвы. С целью определения способов и приёмов работы с информацией в начальной школе был проведен опрос среди учителей младшей школы. В опросе приняли участие 20 человек. По результатам исследования были выяснены, какие способы и приёмы работы с информацией используются в начальной школе и какие требуют внедрения в образовательный процесс.

Суммировав ответы, учителей мы получили общее представление об используемых в деятельности СОШ № 54 г. Москвы способах и приёмах работы с информацией в начальной школе. Следует отметить, что учителя используют в полной мере практически все методы и способы, исключением являются лишь мультимедийные средства. На уроках по математике, литературному чтению и в рамках изучения предмета «Окружающий мир», как отмечают учителя, практически никогда не используются компьютерные средства. В связи с этим следует говорить, что формирование информационной грамотности учащихся происходит без использования современных методик и требует дальнейшего анализа и внедрения в образовательный процесс. В связи с этим нами была разработана система заданий, формирующая информационную грамотность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения.

Проведенные исследования подтвердили, что одним из методов повышения информационной грамотности младших школьников может выступать широкое применение в учебном процессе мультимедийной и компьютерной техники.

Исследование показало, что введение мультимедийной и компьютерной техники в учебный процесс на уроках позволит оптимизировать учебный процесс.

Делая общий вывод о дидактическом и методическом потенциале инновационных технологий, нужно заметить, что именно они являются носителями тех свойств, которые определяют эффективность обучения в образовательном процессе.

Итак, эффективность применения мультимедийной и компьютерной техники как средства формирования и повышения уровня информационной грамотности учащихся в основных видах учебной деятельности может быть использована и в начальной школе.

Внедрение новейших технологий как средства обучения сделает учебный процесс более разнообразным и многогранным, откроет новые организационные формы и методические возможности. Эти технологии являются катализатором создания принципиально новых форм и типов учебной среды. Навыки работы со средствами новых информационных технологий в процессе обучения развивают ученика, воспитывают самостоятельность и способность к самообучению.

Таким образом, цель исследования достигнута – разработана и рассмотрены особенности практического использования системы по формированию информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности. Перспективы исследования видятся в анализе уровня сформированности информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности и использование данной системы в практической деятельности учителей начальной школы для оценки и повышения информационной грамотности учащихся.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart. edu. ru/catalog. aspx? CatalogId=959;

2. Стратегия развития информационного общества в российской федерации // Российская газета: Федеральный выпуск № 4591 от 16 февраля 2008 г.

3. Концепция создания телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам: Прилож. №1 к решению коллегии Минобразования России от 04.04.2005 №7 «О реализации основных направлений информатизации образования в рамках федеральной целевой программы «Развитие образовательной информационной среды (2005-2008 годы)» [Текст]. - М., 2009. - 7 с.-Ротапр.

4. Антипова В.А. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Издательство: Глобус, 2013. – 336 с.

5. Атаян А.М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: Дис…. канд. пед. наук 13.00.06. [Текст]. - Владикавказ, 2006. - 280 с.

6. Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2008. - №1. - С. 55 - 59.

7. Бабикова Е.Е. Использование интерактивных методов в формировании библиотечно-библиографической грамотности школьников // Школьная библиотека. – 2008. - № 5. – С. 64 – 65.

8. Барматина И.В. К вопросу о формировании информационной культуры личности [Текст] / И.В. Барматина // Аспирантский сборник НГПУ - 2003. - Ч. 1. - С. 51-57.

9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Образование и информатика, 2005. - 327 с.

10. Блонский П.И. Психология младшего школьника. Под ред. Анна Липкина, Т. Марщинковская. Издательство: МОДЭК, МПСИ, 2013. – 362 с.

11. Больбат А.А. Человек в социальном пространстве информационной культуры Дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 [Текст] / А.А. Больбат. - Волгоград, 2006. - 254 с.

12. Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности : Дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2005 184 c.

13. Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность. Переводчик: Е. Малявская. Редакторы: Питер Годвин, Дж. Паркер. – М.: Профессия, 2011. – 238 с.

14. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Издательство: Академический Проект, Альма Матер, 2012. – 208 с.

15. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – Спб.: Говорящая книга, 2012. – 321 с.

16. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2007. - 342 с.

17. Гайдарева, И.Н. Социокультурная среда как фактор формирования информационной культуры личности [Текст] / И.Н. Гайдарева. - Майкоп: Аякс, 2002. - 244 с.

18. Гайдарева И.Н. Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества: Социологический аспект: Дис…. канд. социол. наук: 22.00.06 [Текст] / И.Н. Гайдарева. - Майкоп, 2002. - 264 с.

19. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учеб.-метод. пособие для вузов культуры и искусств / М-во культуры Рос. Федерации; Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова. - Кемер. гос. акад. -.Ч. 1. - 2005. - 128 с.

20. Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор [и др.]. - М., 2002. - 337 с.

21. Герцог Г.А. Информационная культура современного педагога: Дис…. канд. филос. наук: 22.00.06 [Текст] / Г.А. Герцог. - Екатеринбург, 2005. - 228 с.

22. Гершунский Б.С. Философия образования [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Высш. шк., 2008. - 234 с.

23. Глазачев С. Н. Глобальные вызовы современности и миссия образования [Электронный ресурс] // Вестник международной академии наук (русская секция). – 2010, 1. – С. 28-32. – UVR: http://www.heraldrsias.ru/download/articles/05___Article____Glazachev_1.pdf

24. Горбунова Л. Формирование информационной культуры в современной образовательной среде [Текст] / Л. Горбунова // Регион: политика, экономика, социол. - 2006. - №4. - С. 139-142.

25. Громова О. К. Развитие информационной культуры детей в школах и детских библиотеках / О. К. Громова. - М: Профессия, 2009. - 312с.

26. Дрозина Валентина, Дильман Валерий, Дрозин Дмитрий. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи. Издательство: Либроком, 2013. – 240 с.

27. Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.

28. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 186 с.

29. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 192 с.

30. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: введ. в курс: учеб. пособие для вузов культуры и искусства [Текст] / Н.Б. Зиновьева; под ред. И.И. Горловой; Краснод. гос. акад. культуры. - Краснодар, 2006. - 244 с.

31. Извозчиков В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства [Текст] / В.В. Извозчиков, Г.Ю. Соколова, Е.А. Тумалева // Наука и школа. - 2006. - №4. - С. 22-28.

32. Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности: Тез. докл. Междунар. науч. конф., 27-30 сент. 1999 г. [Редкол.: М.Г. Вохрышева и др.] [Текст]. - Самара, 2004. - 188 с.

33. Кеспиков В. Н. Информатизация и модернизация. Как развивать систему, применяя компьютер? // Народное образование.. № 1. – С. 145-151.- 2010.

34. Кириленко А. В. Основы информационной культуры. Библиография: учебное пособие / А. В. Кириленко. - М, 2008. - 156 с.

35. Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества (Проблемы социальной информатики. Вып. 1.) [Текст] / К.К. Колин. - М.: МГСУ, 2005. - 128 с.

36. Красильникова В.А.Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография/ В.А. Красильникова. – Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 33 с.

37. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.

38. Кулагина И.А. Младшие школьники: Особенности развития. Издательство: Эксмо, 2011. – 176 с.

39. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности [Текст] / Л.Н. Куликова. - Хабаровск: ХГПУ, 2007. - 332 с.

40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Хрестоматия «Психология личности». - М.: Изд-во МГУ, 2012, - 625 с.

41. Митрофанов К. Г., Зайцев О. В. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции // Вестник ТГПУ. 2009. – Вып. 10 (88). – С. 64-66.

42. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика [Текст] / Н.И. Непомняща. - М.: Владос, 2007. - 192 с.

43. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Вече, 2006. - 267 с.

44. Публикации в сфере формирования информационной культуры личности. НИИ ИТ социальной сферы КемГУ культуры и искусств [Электронный ресурс] // http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_IC.php.

45. Прокудин Д. Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы [Электронный ресурс] // Философская антропология. web кафедра философской антропологии. – UVR: http://anthropology.ru/ru/index.html

46. Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции («ИТО-Томск—2010»). — Томск, 2010. — 410 с.

47. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании [Текст] / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 288 с.

48. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования [Текст] / Н.М. Розенберг // Педагогика. - 2005. - №3 - С. 33-38.

49. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (русский перевод Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning). – М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2013. – 45 с.

50. Савенко А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенко. - Самара. : Фёдоров, 2010. - 192 с.

51. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14. htm, свободный.

52. Стуф А., Мартенс Р.Л., Мериенбер Д.Г. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства: пер. с англ. // URL: –http:// www.ht.ru / cms / component / content / article / 1-aricles / 426---------1? directory=

53. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006 – 72с.

54. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст] / В.Г. Торосян. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 351 с.

55. Ходякова Н.В. Информационная культура специалиста: учеб.-метод. пособие [Текст] / М-во внутр. дел РФ. Волгогр. юрид. ин-т; Н.В. Ходякова. - Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 2007. - 278 с.

56. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов [Текст] / А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2007. - 544 с.

57. Цуканов Е.А. Информационная среда как фактор социального и нравственного здоровья человека: Дис…. канд. филол. наук: 10.01.10 [Текст] / Е.А. Цуканов. - Воронеж, 2003. - 183 с.

58. Черри К. Человек и информация [Текст] / К. Черри. - М.: Связь, 2009. - 289 с.

59. Школа XXI века: научно-практическая конференция в Российской Академии наук [Электронный ресурс] // http://ismo.ioso.ru/

60. Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение (программа обучения работе в Сети для учащихся 13-17 лет) [Текст] / Е.В. Якушина // Лицейское и гимназическое образование. - 2009. - №2. - С. 22-25.

61. Ярцева, О.А. Работа библиотеки по обучению библиографических знаний посетителей / О.А. Ярцева. – М.: Владос, 2011. – 190 с.

62. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Просвещение, 2009. - С. 5-35.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Концепция Средней Европы
  2. Модернизация политической системы в современной России
  3. Влияние пола на индивид стиль руководства
  4. Юридическая ответственность как средство обеспечения государственной безопасности
  5. Патентное право
  6. Объективные и субъективные факторы развития сельского хозяйства России
  7. Обеспечение соблюдения прав человека при проведении таможенного контроля в отношении физических лиц
  8. Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения на примере КГБПОУ «Ачинский торгово-экономический техникум»
  9. Совершенствование логистической системы как факт развития монобрендовой сети
  10. Учет и анализ продаж продукции на примере предприятия ОАО «Птицефабрика «Рефтинская»
  11. Предупреждение органами внутренних дел преступление экстремистской направленности (по материалам регионов) (доработка)
  12. Развитие государственного аудита в Российской Федерации
  13. Управление конфликтами
  14. Монархия как форма государства
  15. Разработка и внедрение новых товаров
  16. Спец службы и правоохранительные органы Франции
  17. Государственное управление и национальные проблемы субъектов РФ
  18. эффективности финансового менеджмента и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия на основе современных методик управления, анализа и прогнозирования финансового состояния хозяйствующего субъекта
  19. Предоставление государственных услуг
  20. Управление государственной собственностью в России и за рубежом
  21. Юридическая практика
  22. Собственные интегралы зависящие от параметра
  23. Актуальные вопросы внутренней экономической безопасности РФ
  24. Особенности девиантного поведения московских школьников
  25. Традиционные религиозные объединения РФ. Взаимодействие российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями: история и современность
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: