Актуальность. Категорию «глобализация» (от англ. global - мировой, всемирный) впервые употребил в описании мировой экономики американский экономист Т. Левитт в статье, опубликованной в газете «Гарвард бизнес ревю» в 1983 г. Под этим термином он понимал процесс слияния рынков отдельных благ, выпускаемых крупными транснациональными и многонациональными корпорациями. Наиболее широкое значение этому понятию дал японский экономист К. Омэ, консультант Гарвардской школы бизнеса, в своей книге «Мир без границ» (1990), в которой он выделил пять основных направлений глобализации: финансовую глобализацию, становление глобальных многонациональных корпораций, регионализацию экономики, интенсификацию мировой торговли, тенденцию к конвергенции.
В переходный период развития русской истории в конце XX века в связи с распадом Советского Союза и ликвидацией социалистической системы широко распространилось мнение, что окончательно исчезла коммунистическая и даже социалистическая альтернатива развития человеческой цивилизации, которая будет впредь эволюционировать в строгом соответствии с либеральными принципами и законами так называемого «свободного мира».
Наиболее признанными современными зарубежными теоретиками глобализма являются Маркое, Н. Кляйп, А, Негри, М. Хардт, С. Джордж, И. Рамопс, И. Хомский, К. Агитоп, А. Каллиникос, 3. Бауман, Д. Кортен, М. Валлерстайн, С. Амин, П. Бурдье, Дж. Холлоуэй, С, Жижек, Л. X. Ларуш, Ф. Утар и др. Все они критически относятся к глобализации в нынешней форме. Кроме этого, особенно среди радикальных антиглобалистов, почитаются авторитетными и усиленно штудируются тексты классиков «левой идеи»: М.А. Бакулина, П.А. Кропоткина, К. Маркса, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Т. Адорно, Г. Маркуэс, Г. Дебора и др.
Широко цитируются глобалистами труды А. Негри и М Хардта «Империя» и «Множество: война и демократия в эпоху Империи»1. Они пишут; «..мы пытаемся стать выразителями разума, который мечтал о том, чтобы когда-нибудь объединить эксплуатируемые классы в коммунистический Интернационал». Соавторы считают, что нынешний глобальный порядок надо трактовать как глобальную сетевую систему власти, где в качестве основных компонентов или узлов выступают ведущие национальные государства, международные институты, крупнейшие транснациональные корпорации и другие силы. Живой альтернативой Империи они полагают множество. В нем фокусируются представления и требования трудящихся, а также обозначаются линии вызревания нового классового противостояния в современных условиях, А, Негри и М, Хардт в антиглобалистском движении видят продолжение и развитие пролетарской критики труда и эксплуатации. Становление множества, его способность к самоорганизации открывают путь к подлинной демократии, которую соавторы понимают как «управление каждого каждым».
В либеральных западных кругах распространен подход, в соответствии с которым антиглобализм - процесс создания глобального гражданского общества, поэтому часть участников антиглобалистского движения можно рассматривать как сторонников будущего глобального гражданского общества. Этого подхода придерживаются многие крупные зарубежные ученые, например, Э. Гндденс, в России -И.Б. Левин, И.Н, Мысляева, К. Клсман и др.
В России теоретиками процессов глобализации являются А.В. Бузгалин, К.Л. Майданник, Л.С. Панарин, А.В. Цветков. Рассматривают глобалистские позиции также Е.Ю, Кагарлицкий, А.А. Зиновьев, С.Г. Кара-Мурза, Б. Ключников, И,Я. Фроянов, О.А. Арин, М.П Делягин, Г. Джемаль, Т.В. Муранивский.
Наиболее полным отечественным научным трудом, не только описывающим глобалистское движение, но и анализирующим его, демонстрирующим его содержание, принципы, противоречия и перспективы, а также дающим теоретическую картину глобализма XXI в., является книга А.В. Бузгалина «Альтерглобалнзм: теория и практика антиглобалистского движения». Он рассматривает не только проблемы антиглобализма, как широкого, качественно нового, интернационального социального движения, участники которого выступают, по сути, не против прогресса и глобализации, а за иную интеграцию - интеграцию в интересах людей, культуры и природы; интеграцию, проводимую снизу и демократически, но и подробно рассматривает проблемы глобализации. Разнородный состав движения он оценивает как преимущество, позволяющее антиглобализму преобразовывать общество, А.В. Бузгалин редактирует журнал «Альтернативы», систематически освещающий актуальные проблемы глобализации.
И.Л. Майданик в основном исследует генезис движения глобализации, его зарождение, развитие и преемственность, подчеркивая, что движение альтернативно по отношению не только к господствующей системе, но и к традиционным социальным движениям, в том числе и реформаторским, частично касается вопросов, связанных с формированием субъекта движения. А.Б. Вебер изучает соотношение целей позитивной программы глобалистов и концепции устойчивого развития.
Анализ процесса глобализации тесно связан с традиционными и новыми философско-социологическими проблемами, например, с развитием современных гуманистических представлении, исследуемых ВТ. Пуляевым, В.А. Решетниковым, B.C. Федчииым, В.А. Туевым, О.А. Кармадоновым и другими авторами, с концепцией устойчивого развития (В.В. Мантатов и др.).
Таким образом, интерес ученых-обществоведов к рассматриваемой проблеме растет, в ее исследовании достигнуты определенные результаты. Однако анализ процессов глобализации как социального явления, исследование проблем его развития явно отстают от запросов как теории, так и практики.
Цель исследования: характеристика положительных и отрицательных черт глобализации.
Задачи исследования: характеристика определения, признаков и функций глобализации, как социологического процесса; рассмотрение глобализации, как социологического явления как в современном мире, так и в России; осмысление положительных и отрицательных черт глобализации в современном мире.
Объект исследования: процесс глобализации в его положительном и отрицательном проявлении.
Предмет исследования: глобализация, как социологическое явление.
Методы исследования: В работе были использованы диалектический и историко-сравнительный методы. В основу исследования положены такие принципы и законы диалектики, как сущность и явление, содержание и форма, единство исторического и логического, общего, особенного и единичного, взаимосвязь количественных и качественных изменений, восхождение от абстрактного к конкретному. Особое значение придается социологическому подходу к решению методологических и теоретических вопросов. Так, структура работы во многом определяется продвижением от абстрактного к конкретному.